Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Макаровой Е.В, Мамия М.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаухтина В.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону о признании незаконным отказа в перерасчете страховой пенсии, установлении надбавки по кассационной жалобе Лаухтина В.И. на решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 22.01.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21.05.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Лаухтина В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону (далее - ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону) о признании незаконным отказа в перерасчете страховой пенсии, установлении надбавки.
Решением Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 22.01.2020 исковые требования Лаухтина В.И. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21.05.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Лаухтина В.И. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Лаухтина В.И. просит об отмене решения суда и апелляционного определения и вынесении по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
В судебное заседание не явился Лаухтина В.И.
В судебное заседание не явился представитель ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Лаухтина В.И. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону и является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с ДД.ММ.ГГГГ - получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ст.8 федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В июле 2019г. Лаухтина В.И. обратился в ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии, на которое им был получен отказ.
В ответе ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ Лаухтина В.И. были даны разъяснения по порядку назначения пенсии с приведением подробных расчетов, а также с указанием на то, что при рассмотрении вопроса о перерасчете пенсии истца учтены все периоды для перерасчета пенсии и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в связи с индексацией пенсии 1, 0704991 составляет 11 819, 96 руб. (фиксированная выплата - 5 334, 19 руб, страховая пенсия - 6 485, 77 руб. (74, 343 * 87, 24), что расчет его страховой пенсии по старости произведен в соответствии с действующим законодательством РФ.
Как следует из представленных ответчиком расчетов пенсии, Лаухтина В.И. расчет пенсии производился одновременно по пункту 3 и пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", после чего был выбран наиболее выгодный для пенсионера вариант расчета пенсии.
Судом также установлено, что при расчете пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в трудовой стаж истца включены периоды работы, службы в советской армии в двойном размере, и периоды обучения.
Кроме того, из расчетов, предоставленных ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону также следует, что в общий стаж Лаухтина В.И. для расчета пенсии были учтены все заявленные истцом в иске периоды.
Полагая, что расчет пенсии в соответствии с указанной нормой закона для него является невыгодным, истец просил суд произвести перерасчет назначенной ему страховой пенсии по старости на основании п. 4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что включение в общий трудовой стаж периодов обучения и службы в армии в двойном размере, как того просит истец, действительно предусмотрено п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который основан на сохранении правил определения размера пенсии по Закону Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", однако, при данном варианте расчета применяется и обусловленная тем же законом формула расчета размера пенсии. В таком случае данные периоды не учитываются в стаже при расчете размера пенсии по варианту, предусмотренному пунктом 3 указанной статьи, который содержит иную формулу расчета.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
С 01.01.2002 вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 N173-ФЗ), согласно ст. 1 которого трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ, в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал (п. 1). Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п.4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи (п. 2).
С 01.01.2015 вступил в действие Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), согласно которому установлены основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Со дня вступления в силу закона N400-ФЗ, Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (часть 3 статьи 36 закона N 400-ФЗ).
Согласно ст.10 Федерального закона N173-Ф3 от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом, вышеуказанный закон не предусматривает льготного исчисления страхового стажа при определении права на трудовую пенсию.
В силу положений п. 3, п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении расчетного размера трудовой пенсии в связи с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд, на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-Ф3 должна быть осуществлена оценка пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Для определения пенсионного капитала необходимо сначала определить расчетный размер трудовой пенсии.
Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлен порядок назначения, выплаты и перерасчета трудовой пенсии, а также закреплены правила оценки пенсионных прав застрахованных лиц, при этом предусмотрено несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии указанных лиц (пункты 3, 4 статьи 30), и им предоставлено право выбора наиболее выгодного для них варианта.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при назначении может определяться по выбору застрахованного лица в порядке, установленным либо пунктом 3, либо пунктом 4 статьи 20 данного закона.
Для расчета пенсии применяется тот вариант оценки пенсионных прав, который позволяет установить гражданину пенсию в наибольшем размере.
В силу положений ст.11 Федерального закона N173-Ф3 от 17.12.2001 в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются: - периоды прохождения военной службы; - периоды получения пособия в период временной нетрудоспособности; - период получения пособия по безработице; - период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности; - период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидами 1 группы, ребенком-инвалидом, достигшим возраста 80 лет.
Таким образом, в соответствии с нормами Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 учеба в высших и средних специальных учебных заведениях в страховой стаж не включается.
В связи с введением в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N173-Ф3, при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Положения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N173-Ф3 предусматривают право выбора варианта расчета пенсии согласно либо пункту 3, либо пункту 4 указанной статьи.
Названными пунктами 3 и 4 статьи 30 вышеуказанного Федерального закона в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящими пунктами установлены виды работы и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж.
В случае выбора исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности. При этом указанный пункт 3 не предусматривает включение в стаж периодов обучения.
При выборе варианта исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением определенных случаев, когда периоды подлежат включению в стаж в льготном исчислении. В частности, периоды военной службы по призыву включаются в общий трудовой стаж в двойном размере. Также указанный пункт 4 предусматривает включение в общий трудовой стаж периодов обучения в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре. Таким образом, в пункте 4 этой статьи установлена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31.12.2001, - исходя из продолжительности общего трудового стажа, в который включаются в том числе периоды обучения в высших учебных заведениях и периоды прохождения военной службы по призыву в льготном (кратном) исчислении.
Как следует из приведенных выше норм, действующее законодательство не предусматривает возможности смешения формул подсчета размеров трудовых пенсий граждан, указанных соответственно в п. 3 и п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", также не допускается применение метода расчета пенсии, уменьшающего размер пенсии пенсионера.
При определении размера пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" включение в общий трудовой стаж периодов обучения в учебных заведениях, установленных пунктом 4 статьи 30 названного Федерального закона, т.е. одновременное применение указанных пунктов статьи 30 данного Федерального закона, не предусмотрено.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 22.01.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21.05.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Лаухтина В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.В. Макарова
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.