Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Лопаткина Н.А., изучив кассационную жалобу Мусиенко Альбины Николаевны на решение мирового судьи судебного участка N 6 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 11 декабря 2019 года и апелляционное определение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 25 июня 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению Мусиенко Альбины Николаевны к ГУП г. Севастополя "Управляющая компания Гагаринского района-2", ГУП г. Севастополя "Севтеплоэнерго" о защите прав потребителя, взыскании излишне уплаченных сумм по оплате коммунальных услуг за отопление, неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя, морального вреда, установила:
Мусиенко А.Н. обратилась в суд с иском к Государственному унитарному предприятию города Севастополя "Управляющая компания Гагаринского района-2", Государственному унитарному предприятию города Севастополя "Севтеплоэнерго" о защите прав потребителя, взыскании излишне уплаченных сумм по оплате коммунальных услуг за отопление, неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя, морального вреда.
Доводы иска мотивированы тем, что ответчик, являясь обслуживающей МКД организацией, не выполняет свои обязанности по обеспечению коммунальной услугой - отопление надлежащего качества, температура в квартире не поднимается выше 14 градусов, стены покрыты плесенью. На обращение истца ответчик не реагирует.
Решением мирового судьи судебного участка N 6 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 11 декабря 2019 года в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 25 июня 2020 года решение мирового судьи оставлено без изменений.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные постановления, полагая, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, сделаны неправильные выводы о недоказанности заявленного иска.
В соответствии с требованиями частью 3 статьи 378.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчики уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству, в установленный срок возражения на нее не представили.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В силу части 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что ГУПС "Управляющая компания Гагаринского района - 2" является организацией, обслуживающей многоквартирный жилой дом, в котором находится принадлежащая истцу "адрес" в г. Севастополе. ГУПС "Севтеплоэнерго" является поставщиком коммунальной услуги отопления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия для проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям, установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений и многоквартирных домах и жилых домах (пункт 2.3. Жилищного Кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отношения между исполнителем и потребителем коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.
В соответствии с подпунктом "в" п. 3 приведенных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведённым в приложении N1.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность императивно установлен Разделом 10 постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Снижение размера оплаты производится на основании Акта о фиксации предоставления услуги ненадлежащего качества.
Простого заявительного порядка о снижении оплаты закон не предусматривает.
Исходя из пп. "а, в, д, е" пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 N354), потребитель имеет право получать в необходимых объёмах коммунальные услуги надлежащего качества; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причинённого жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 98 указанных Правил предусмотрено, что при предоставлении в расчётном периоде потребителю в жилом помещении коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за расчётный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В пункте 15 Приложения N 1 к Правилам установлено, что в жилых помещениях должна быть обеспечена температура воздуха не ниже +18 градусов С (в угловых комнатах +20 градусов С) и отражены условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Пунктом 103 Правил предусмотрено, что если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причинённых им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлечённых собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладении) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.
При обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению. В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг. Дату и время коммунальных услуг зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учёта таких фактов (пункт 104 Правил).
При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (пункт 105 Правил). Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.
При этом потребитель обязан сообщить свое имя, отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги.
Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (пункт 106 Правил).
В пункте 110 (l) Правил предусмотрена, что в случае не проведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 настоящих правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.
В подтверждение обоснованности своих исковых требований Мусинеко А.Н. предоставлен суду акт от 01 июня 2019 года, составленный жильцами квартир N, N, N, N указанного многоквартирного дома, из которого следует, что в "адрес" ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отопление подавалось не в полном объеме, а только в жилой комнате площадью 11, 9 кв.м. Причиной указана техническая неисправность трубопровода центрального отопления по всему стояку.
Суд обоснованно критически оценил данный акт, поскольку он составлен в нарушение установленного правилами порядка, а именно, является единичным, не содержит сведений о температуре в помещениях квартиры в конкретные периоды времени, составлен неуполномоченными лицами, значительно позже даты событий, которые в нем зафиксированы.
Таким образом, выводы суда о недоказанности исковых требований основаны на исследованных доказательствах, которые получили надлежащую правовую оценку.
При изложенных обстоятельствах, мировой судья обоснованно отказал в удовлетворении требования о перерасчете стоимости оказанных услуг.
Суд определилобстоятельства имеющие, значения для дела, достаточно полно проверил доводы сторон, разрешилспор в соответствии с законом.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов суд по исследованным доказательствам, что не является основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определила:
решение мирового судьи судебного участка N 6 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 11 декабря 2019 года и апелляционное определение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 25 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мусиенко Альбины Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий Н.А. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.