Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13 января 2021 г. по делу N 16-161/2021-
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника ТУ Росимущества в Иркутской области Адамян А.В., действующей на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление судьи Кировского районного суда г.Иркутска от 17 июля 2020 года и решение судьи Иркутского областного суда от 24 сентября 2020 года, вынесенные в отношении Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Иркутской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Кировского районного суда г.Иркутска от 17 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Иркутского областного суда от 24 сентября 2020 года, ТУ Росимущества в Иркутской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в кассационный суд, защитник ТУ Росимущества в Иркутской области Адамян А.В. просит постановление и решение отменить, в обоснование указывает, что складированные конструкции объекта культурного наследия расположены на земельном участке, принадлежащем на праве собственности физическому лицу, а не Российской Федерации, в связи с чем возложение на ТУ Росимущества в Иркутской области обязанности по очистке земельного участка от бытового мусора не является обоснованным; денежные средства Территориальному управлению, являющемуся федеральным органом исполнительной власти, не имеющему собственных средств, не выделялись; срок исполнения охранного обязательства продлялся Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области до 31 декабря 2019 года; объект культурного наследия прекратил физическое существование в 1998 году, поскольку был разобран и складирован, в связи с чем Территориальное управление обращалось в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области об исключении его из ЕГР ОКН.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии ч.1 ст.7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
В соответствии с п.1 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с п.11 ст.47.6 названного Закона в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
Из обстоятельств дела следует, что ТУ Росимущества в Иркутской области (место нахождения - "адрес") в нарушение п.11 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не выполнен пп.1 п.25 раздела 6 охранного обязательства, в целях сохранения в надлежащем противопожарном состоянии объекта культурного наследия федерального значения "Дом, в котором в 1836-1851 гг. жил заместитель председателя Общества соединенных славян ФИО1, находившийся с 1842 г. под особым надзором полиции за распространение в ссылке революционных сочинений декабриста ФИО2" (регистрационный N в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) возлагающий обязанность очистить от бытового мусора территорию складированного объекта культурного наследия, предусмотреть устройство качественно выполненного навеса, исключающего попадание атмосферных осадков на конструкции.
Названным охранным обязательством, утвержденным приказом Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 27.06.2019 N 151-спр, срок исполнения обязанности определен в течение 3 месяцев со дня вступления охранного обязательства в законную силу. Охранное обязательство вступило в законную силу 11 августа 2019 года.
Неисполнение выданного ТУ Росимущества в Иркутской области охранного обязательства выявлено по результатам осмотра объекта культурного наследия, проведенного 4 марта 2020 года на основании задания N 01-01-28-05/20 на проведение мероприятий по контролю от 3 марта 2020 года.
Изложенные обязательства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 8 апреля 2020 года, охранным обязательством, актом осмотра объекта культурного наследия от 4 марта 2020 года, иными имеющимися в деле доказательствами.
Таким образом, вывод о наличии в деянии ТУ Росимущества в Иркутской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Обстоятельства дела установлены на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств. Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены.
Факт совершения вмененного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
В целом доводы жалобы, поданной в кассационный суд, являлись предметом проверки судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что ТУ Росимущества в Иркутской области является субъектом вмененного правонарушения, поскольку именно ему выдано охранное обязательство на объект культурного наследия.
Отсутствие финансирования на выполнение мероприятий по сохранению объекта культурного наследия, обращение в службу по охране объектов культурного наследия по вопросу исключения объекта из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) не является основанием для вывода об отсутствии в деянии Территориального управления состава вмененного правонарушения.
Судебные инстанции пришли к верному выводу о том, что каких-либо объективных данных, свидетельствующих об отсутствии у ТУ Росимущества в Иркутской области возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а равно принятие исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, материалы дела не содержат.
Вместе с тем имеются основания для уточнения даты совершения правонарушения.
Согласно протоколу об административном правонарушении датой совершения правонарушения является 4 марта 2020 года - дата его выявления.
Согласно разъяснениям, данным в п.19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Судья районного суда исходил из того, что охранное обязательство, вступившее в законную силу 11 августа 2019 года, содержит срок его исполнения в части очистки территории и устройства навеса, составляющий 3 месяца со дня вступления в законную силу, в связи с чем установил, что правонарушение совершено 12 ноября 2019 года.
С выводом судьи районного суда согласился судья вышестоящего суда.
Однако, в ходе производства по делу и его рассмотрения, рассмотрения жалобы на постановление ТУ Росимущества в Иркутской области последовательно утверждало, что на основании его обращения срок исполнения охранного обязательства продлялся Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области до 31 декабря 2019 года, в подтверждение чего представило письмо Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 25 октября 2019 года N 02-76-8718/2019 (л.д.119-120).
Таким образом, с учетом разъяснений, данных в вышеуказанном постановлении Пленума Верховного Суда РФ, датой совершения правонарушения является 1 января 2020 года. В данной части принятые по делу акты подлежат уточнению.
Уточнение даты совершения правонарушения на выводы о наличии в деянии ТУ Росимущества в Иркутской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, а также на размер назначенного наказания не влияет.
Наказание ТУ Росимущества в Иркутской области назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, с применением ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену постановления, решения, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Кировского районного суда г.Иркутска от 17 июля 2020 года и решение судьи Иркутского областного суда от 24 сентября 2020 года, вынесенные в отношении Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Иркутской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ТУ Росимущества в Иркутской области Адамян А.В. - без удовлетворения.
Уточнить постановление судьи Кировского районного суда г.Иркутска от 17 июля 2020 года и решение судьи Иркутского областного суда от 24 сентября 2020 года, указав, что административное правонарушение совершено 1 января 2020 года.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.