Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2021 г. по делу N 16-166/2021-
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Михайловском, Волчихинском, Ключевском и Угловском районах Швец Лайло Авлиекуловны на вступившие в законную силу постановление судьи Волчихинского районного суда Алтайского края от 24 июля 2020г. и решение судьи Алтайского краевого суда от 9 сентября 2020г., вынесенные в отношении Шинкаренко Натальи Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Волчихинского районного суда Алтайского края от 24 июля 2020г, оставленным без изменения решением судьи Алтайского краевого суда от 9 сентября 2020г, в отношении Шинкаренко Н.А. производство по делу о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение судье, Швец Л.А. настаивает на отмене судебных решений, приводя доводы об их незаконности.
Шинкаренко Н.А, уведомленная в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче должностным лицом административного органа Швец Л.А. жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, в установленный срок возражения на жалобу не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно ч.1 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1 и 3 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020г. N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила "СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20).
Согласно п. 1.1 СП 3.1.3597-20 указанные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Из положений п. 4.4 СП 3.1.3597-20 следует, что мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, наряду с прочим, соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток).
Из материалов дела следует, что 6 июля 2020г. в 15 часов 10 минут должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Михайловском, Волчихинском, Ключевском и Угловском районах в магазине "Флагман", расположенном по ул. Кирова, д. 11 с. Волчиха Волчихинского района Алтайского края выявлено, что продавец магазина Шинкаренко Н.А. в нарушение п. 4.4 СП 3.1.3597-20 осуществляет розничную торговлю без использования медицинской маски и перчаток.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Шинкаренко Н.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Районный суд, разрешая дело по существу, пришёл к выводу о том, что Шинкаренко Н.А. субъектом данного правонарушения не является, поскольку не относится к лицам, имеющим подозрение на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лицам, прибывшим на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лицам, находящимся или находившимся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лицам, уклоняющимся от лечения опасного инфекционного заболевания.
Краевой суд, оставляя решение районного суда без изменения, вместе с тем отметил, что п. 4.4 СП 3.1.3597-20 носит рекомендательный характер, не возлагая обязанности по его соблюдению.
Выводы судебных инстанций вызывают сомнения, как не основанные на нормах права.
Так, санкция ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ не предусматривает специальные признаки субъекта административного правонарушения, нарушившего действующие санитарные правила в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Таким образом, вывод районного суда о том, что таковыми являются только граждане, заболевшие или подвергнувшиеся опасности заражения опасной инфекцией, не основаны на нормах права.
Выводы краевого суда о том, что СП 3.1.3597-20 носят исключительно рекомендательный характер, не имеющий обеспечения возложением соответствующих обязанностей по их исполнению, ошибочен. Краевым судом не учтено, что согласно ч.3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. К тому же, СП 3.1.3597-20 приняты в развитие именно ст. 39 данного Закона, о чем указано в преамбуле постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020г. N 15.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех юридически значимых обстоятельств по данному делу об административном правонарушении районным судом не соблюдены, всесторонне и полно имеющиеся доказательства не исследованы.
Допущенные районным судом нарушения не устранены краевым судом, что привело к несоблюдению порядка рассмотрения дела, предусмотренного ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ.
Такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями не приняты, что свидетельствует о фундаментальных нарушениях, допущенных в ходе рассмотрения дела, и не позволяет признать обжалуемые судебные акты законными, потому они подлежат отмене.
С учетом положений п.3 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в районный суд.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Михайловском, Волчихинском, Ключевском и Угловском районах Швец Л.А. удовлетворить.
Постановление судьи Волчихинского районного суда Алтайского края от 24 июля 2020г. и решение судьи Алтайского краевого суда от 9 сентября 2020г. отменить.
Дело направить в Волчихинский районный суд Алтайского края на новое рассмотрение.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.