Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26 января 2021 г. по делу N 16-343/2021-
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника Администрации МО "Шебалинский район" Садучиной А.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Шебалинского района Республики Алтай от 3 июля 2020 года и решение судьи Шебалинского районного суда Республики Алтай от 18 сентября 2020 года, вынесенные в отношении Администрации муниципального образования "Шебалинский район" (далее - Администрации МО "Шебалинский район", администрация района) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка Шебалинского района Республики Алтай от 3 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Шебалинского районного суда Республики Алтай от 18 сентября 2020 года, Администрация МО "Шебалинский район" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в кассационный суд, защитник Администрации МО "Шебалинский район" Садучина А.С. просит постановление и решение отменить, в обоснование указывает на передачу администрацией района полномочий по содержанию дорог сельскому поседению на основании соответствующего соглашения, а также на недоказанность наличия у администрации района возможности по соблюдению правил и норм, за которые предусмотрена ответственность.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Исходя из положений ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации не относятся к вопросам местного значения сельского поселения. На территориях сельских поселений указанные вопросы решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с ч.4 ст.15 названного Закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Пункт 5.2.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) содержит требования к покрытию проезжей части дорог.
Основанием для привлечения Администрации МО "Шебалинский район" к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, послужили изложенные в постановлении выводы о том, что 3 апреля 2020 года в 17 час. 30 мин. в ходе проведения обследования улично-дорожной сети с.Шебалино Шебалинского района Республики Алтай по ул.Федорова в районе дома N 4 обнаружена выбоина длиной 60 см, глубиной 9, 5 см, шириной 40 см, выбоина длиной 55 см, глубиной 8 см, шириной 58 см, в районе дома N 6 - выбоина длиной 105 см, глубиной 8 см, шириной 95 см, чем нарушены требования п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Отклоняя довод администрации района о передаче полномочий по организации содержания дорог общего пользования местного значения в границах Шебалинского сельского поселения Сельской администрации муниципального образования Шебалинское сельское поселение, мировой судья исходил из того, что в соответствии с соглашением между администрацией района (аймака) МО "Шебалинский район" и Сельской администрацией муниципального образования Шебалинское сельское поселение о передаче осуществления части полномочий по организации дорожной деятельности сельскому поселению переданы полномочия в части содержания дорог общего пользования местного значения в зимнее время.
Судья районного суда, оставляя постановление без изменения, указал, что названным соглашением Сельской администрации переданы полномочия по организации в границах поселения содержания дорог общего пользования местного значения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", однако, согласно приложению N 1 к названному соглашению объем межбюджетных трансфертов установлен лишь на 2019 год.
Между тем, в судебном заседании районного суда защитник Администрации МО "Шебалинский район" давал пояснения о том, что межбюджетный трансферт в 2020 году сельскому поселению предоставлялся, что подтверждается платежным поручением.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В ходе рассмотрения данного дела защитник администрации района, ссылаясь на вышеуказанное соглашение, заключенное на срок 2019-2021 гг, последовательно утверждал, что Администрация МО "Шебалинский район" не является субъектом вмененного правонарушения. Между тем, надлежащая оценка данным доводам не дана, не установлено, передавались ли в 2020 году из бюджета муниципального образования "Шебалинский район" в бюджет муниципального образования Шебалинское сельское поселение межбюджетные трансферты на осуществление переданного полномочия по организации в границах сельского поселения содержания дорог общего пользования местного значения, когда и в каком объеме, являлся ли он достаточным для осуществления переданного полномочия.
Такое рассмотрение дела не отвечает задачами производства по делам об административных правонарушениях, указанным в ст.24.1 КоАП РФ, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
В связи с изложенным решение судьи районного суда подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - возвращению на новое рассмотрение в районный суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу защитника Администрации МО "Шебалинский район" Садучиной А.С. удовлетворить частично.
Решение судьи Шебалинского районного суда Республики Алтай от 18 сентября 2020 года, вынесенное в отношении Администрации муниципального образования "Шебалинский район" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Шебалинский районный суд Республики Алтай.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.