Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Мишиной И.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, поданную через суд первой инстанции 17 июля 2020 г, на решение Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 мая 2020 г, по административному делу N 3а-109/2019 по административному исковому заявлению Акционерного общества "Тепловодоканал" о признании недействующим в части приложения N 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 г. N 721-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО "Тепловодоканал" потребителям на территории муниципального образования городское поселение "Оловяннинское" муниципального района "Оловяннинский район", на 2019-2021 годы".
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав пояснения представителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Серебряковой А.Ю, представителя АО "Тепловодоканал" Клоковой Н.Ю, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
приложением N 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее также - РСТ Забайкальского края) от 20 декабря 2018 г. N 721-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО "Тепловодоканал" потребителям на территории муниципального образования городское поселение "Оловяннинское" муниципального района "Оловяннинский район", на 2019-2021 годы с календарной разбивкой (далее также - Приказ от 20 декабря 2018 г. N 721-НПА).
Акционерное общество "Тепловодоканал" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения N 1 к указанному приказу в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность) с 1 января по 30 июня 2019 г. и с 1 июля по 31 декабря 2019 г.
В обоснование требований указало, что оспариваемый приказ противоречит части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075.
В нарушение указанных нормативных правовых актов при установлении оспариваемых тарифов административный ответчик, определяя расходы на оплату труда работников АО "Тепловодоканал", не применил тарифную ставку рабочего первого разряда и межразрядные тарифные коэффициенты, предусмотренные Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 года, утвержденным 8 декабря 2016 г. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, сославшись на не подлежащее применению постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений". Полагает, что названные обстоятельства повлекли существенное занижение расходов на оплату труда работников, учитываемых в составе необходимой валовой выручки, и установление экономически необоснованного тарифа на тепловую энергию.
Решением Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 мая 2020 г, административные исковые требования удовлетворены, постановлено:
Признать недействующим с момента принятия приложение N 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 г. N 721-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО "Тепловодоканал" потребителям на территории муниципального образования городское поселение "Оловяннинское" муниципального района "Оловяннинский район", на 2019 - 2021 годы" в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность) с 1 января по 30 июня 2019 г. и с 1 июля по 31 декабря 2019 г.;
Обязать РСТ Забайкальского края принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приложение N 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 г. N 721-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО "Тепловодоканал" потребителям на территории муниципального образования городское поселение "Оловяннинское" муниципального района "Оловяннинский район", на 2019 - 2021 годы" в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность) с 1 января по 30 июня 2019 г. и с 1 июля по 31 декабря 2019 г.
Также постановлено взыскать с РСТ Забайкальского края в пользу АО "Тепловодоканал" сумму уплаченной государственной пошлины в размере 4 500 руб.
В кассационной жалобе РСТ Забайкальского края ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.
В обоснование жалобы указывает, что судами нарушены нормы материального права, неполно исследованы обстоятельства дела. Судами необоснованно был отклонен довод РСТ Забайкальского края о том, что рост тарифов на коммунальные услуги не допускается выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Согласно представленным в суд первой инстанции расчетам, в которых учитывались тарифы не только на теплоснабжение, но и на водоснабжение и электроэнергию, применение предложенных АО "Тепловодоканал" тарифных коэффициентов и ставки 1-го разряда при расчете расходов на оплату труда приведет к росту тарифов на коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
По ходатайству РСТ Забайкальского края судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции проведено с использованием систем видеоконференц-связи Забайкальского краевого суда.
В судебном заседании представитель РСТ Забайкальского края Серебрякова А.Ю. кассационную жалобу поддержала.
Представитель АО "Тепловодоканал" Клокова Н.Ю. против удовлетворения кассационной жалобы возражала.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслакова О.Г. полагала кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Частью 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении установлено, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, определения размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями
Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (пункт 57 Основ ценообразования).
Из подпункта "в" пункта 58 Основ ценообразования следует, что операционные расходы включают в себя расходы на оплату труда.
Согласно пункту 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Судами установлено и следует из материалов дела, что АО "Тепловодоканал" является теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги по теплоснабжению потребителям муниципального образования городское поселение "Оловяннинское" муниципального района "Оловяннинский район".
На основе заявления Общества орган регулирования установилдолгосрочные параметры регулирования и установилтарифы на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов на 2019-2021 годы.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь ч. 1 ст. 7 Закона о теплоснабжении, п. 42, 57, 58, 71 Основ ценообразования, ст. 45, 48 Трудового кодекса Российской Федерации, установив, что административный истец не заявлял письменный мотивированный отказ присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденному Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г, следовательно, на него распространяется действие этого соглашения в сфере оплаты труда, вместе с тем при расчете плановых затрат на оплату труда орган регулирования не учел положения указанного Отраслевого соглашения, а использовал тарифные коэффициенты, утвержденные недействующим на момент издания оспариваемого приказа постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. N 256, пришел к выводам о том, что размер расходов на оплату труда, включенных в состав необходимой валовой выручки при расчете оспариваемых тарифов, является экономически необоснованным, в связи с чем Приказ от 20 декабря 2018 г. N 721-НПА в оспариваемой части противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы.
Судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласилась, полагая их обоснованными.
Кассационный суд находит выводы судов правильными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Вопреки доводам кассационной жалобы обстоятельства дела судами исследованы полно, нормы материального права применены правильно, выводы судов являются обоснованными.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что при установлении оспариваемых тарифов органом регулирования учтены предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, не могут являться основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
Соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей является одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения (пункт 5 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении).
Однако регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения также подчинены действию специальных принципов, к которым в том числе относятся обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя и обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (пункты 2 - 3 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Основами ценообразования не предусмотрено превышение предельного индекса размера платы граждан за коммунальные услуги в качестве основания для исключения из необходимой валовой выручки экономически обоснованных расходов регулируемой организации.
В соответствии с пунктами 1, 14 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400, субъекты Российской Федерации должны выплачивать компенсации организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и обращения с твердыми коммунальными отходами за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Такие выплаты возникают в случае, если тарифы, утвержденные для ресурсоснабжающих организаций, приводят к росту вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, и время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 октября 2020 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.