Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Мишиной И.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тарасова Андрея Викторовича, поданную 3 июля 2020 г, на решение Карымского районного суда Забайкальского края от 23 декабря 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 20 мая 2020 г, по административному делу 2а-500/2019 по административному исковому заявлению Тарасова Андрея Викторовича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2" УФСИН России по Забайкальскому краю о нарушении прав на надлежащие условия отбывания наказания, возложении обязанности устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тарасов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2" УФСИН России по Забайкальскому краю, в котором просил признать нарушения его прав при отбывании наказания с 20 февраля 2019 г. в отряде строгих условий отбывания наказания в отсутствие надлежащих условий содержания, возложить на администрацию ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю обязанность устранить нарушения условий содержания, обеспечить отряд строгих условий отбывания наказания комплексом бытовых помещений, возможность находиться отдельно от курящих осужденных, возможность приобретения вентиляторов, установить окна, отвечающие установленным нормам, обеспечить горячим водоснабжением, обеспечить жилую площадь не менее 2, 5 кв. м, демонтировать отсекающую решетку, установить сливной бачок, привести прогулочные дворики в соответствие с нормами и размерами, создать условия для осуществления трудовой деятельности, установить систему для видеозвонков и отправки электронных писем, обеспечить стабильный и беспрепятственный доступ для телефонных переговоров.
В обоснование требований указал, что отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, по постановлению начальника исправительного учреждения 20 февраля 2019 г. он переведен в отряд строгих условий отбывания наказания (далее - ОСУОН). За время содержания в ОСУОН он содержался в камерах N N и N N. При нахождении в отряде ОСУОН администрацией ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю не были обеспечены надлежащие условия отбывания наказания, предусмотренные действующим законодательством, а именно: в камере общей площадью 15 кв. м. содержится от 4-х до 6-ти человек. За вычетом отсекающей решетки, туалета, умывальника, стола со скамейкой, тумбочек и кроватей, свободного пространства остается 5 кв. м, на каждого осужденного приходится от 0, 9 до 1, 3 кв. м, в то время как норма на одного осужденного не менее 2, 5 кв. м.; в отряде ОСУОН отсутствуют бытовые помещения (комната для просмотра телевизора и досуга, комната для сушки белья, парикмахерская, комната для приема пищи); курящие осужденные содержатся совместно с некурящими осужденными; отсутствует горячая вода; не созданы условия для осуществления трудовой деятельности; стол для приема пищи расположен не более 1 метра от туалета, вытяжка и сливной бачок отсутствуют, недостаточный напор воды не позволяет слить нечистоты, чистящие и дезинфицирующие средства не выдаются; отсекающая решетка не позволяет полностью открыть окно, ограничивает доступ свежего воздуха, за ней скапливается мусор, оказывает психологическое давление; размеры и устройство прогулочного двора не соответствуют нормам; недостаточно свежего воздуха ввиду отсутствия естественной вентиляции, окно недостаточных размеров, принудительная вентиляция включается на 2 часа в день; администрация не обеспечивает вещевым довольствием; не приняты меры для установления видеозвонка. Не установлена система для отправки электронных писем, запрещаются телефонные переговоры.
Решением Карымского районного суда Забайкальского края от 23 декабря 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 20 мая 2020 г, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Тарасов А.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указывает, что судами не дана надлежащая правовая оценка тем обстоятельствам, что в период отбывания наказания он не был обеспечен минимальной жилой площадью 4 кв.м, было нарушено его право на охрану здоровья, так как он содержался в камере совместно с курящими осужденными, в период с 2018 г. по 2019 г. он не был обеспечен по сезону зимними вещами (свитером), нарушено его право на досуг, он лишен возможности просмотра телепередач и кинофильмов, нарушено его право на трудовую деятельность, право на общение с семьей посредством телефонных переговоров. Не обеспечено наличие горячего водоснабжения и сливного бачка в санузле, в камере отсутствует естественная вентиляция, принудительная вентиляция включается на непродолжительный период времени и не обеспечивает доступ свежего воздуха, отряд не обеспечен бытовым помещением (для стирки, сушки, просмотра телевизора, стрижки, приема пищи). Полагает, что административным ответчиком не исполняются обязанности, возложенные на него законодательством, по обеспечению надлежащих условий содержания осужденных в соответствии с нормами и требованиями действующего законодательства.
Тарасов А.В. о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещен надлежащим образом, ходатайств об участии в судебном заседании суда кассационной инстанции не заявлял.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 17 Конституции Российской Федерации, ст. 10, ч. 3 ст. 92, ч. 1 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст. 33 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", пунктами 85, 89 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. N 295, приказом Минюста России от 4 сентября 2006 г. N 279 "Об утверждении наставления по оборудованию инженерными техническими средствами охраны и надзора объектов УИС", п. 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", п.1.1 Инструкции СП 17-02, утвержденной приказом Минюста России от 2 июня 2003 г. N 130-ДСП "Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России" (далее СП 17-02 Минюста России), пришел к выводу о том, что Тарасов А.В, как лицо, пребывающее в учреждении уголовно-исполнительной системы, содержится в надлежащих условиях в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, нарушения прав административного истца, выразившиеся в ненадлежащих условиях содержания осужденного, отсутствуют.
Судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласилась. При этом судом апелляционной инстанции дополнительно исследованы фотографии помещений, в которых отбывал наказание Тарасов А.В.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Так, судами установлено и следует из материалов дела, что Тарасов А.В. отбывает в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии особого режима по приговору Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 4 декабря 2014 г.
15 февраля 2019 г. Тарасов А.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и постановлением начальника исправительного учреждения переведен из облегченных условий отбывания наказания в строгие с 20 февраля 2019 г, где содержался по 7 июня 2019 г. в камере N N, с 7 июня 2019 г. по 14 июня 2019 г. в штрафном изоляторе, с 14 июня 2019 г. содержался в камере N N.
Тарасов А.В, как осужденный к лишению свободы, отбывающий наказание в строгих условиях в исправительной колонии особого режима, в силу части 3 статьи 125 УИК РФ проживает в помещении камерного типа.
Площадь камер N N и N N ОСУОН составляет 15, 1 кв. м. Во всех камерах расположено не более 6 спальных мест. Норма жилой площади в расчете на одного осужденного без учета отсекающей решетки, санитарного узла и раковины соблюдена и составляет не менее 2 кв. м, что соответствует требованиям ч. 1 ст. 99 УИК РФ.
Для проветривания камер предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением, которая находится в исправном состоянии. Естественная вентиляция осуществляется через внутристенные каналы, также имеется оконный проем с откидным механизмом.
Для проведения прогулок в ОСУОН функционируют четыре прогулочных дворика, площадью не менее 12 кв. м. каждый, в которых в 2019 году проведен капитальный ремонт. Вывод осужденных осуществляется по распорядку дня.
Камеры ОСУОН оборудованы раковинами и напольными унитазами (чашами Генуя), имеющими механическую (принудительную) систему водосмешения. Смыв унитаза осуществляется при помощи смывного крана, закрепленного на стене. Унитаз оборудован гидравлическим затвором (сифоном), установленным под сантехническим прибором. Данный гидравлический затвор не позволяет выделяться неприятному запаху из канализации. Обстоятельств того, что данное сантехническое оборудование работает ненадлежащим образом, в ходе рассмотрения дела установлено не было. Подача воды в камеры ОСУОН осуществляется круглосуточно, без ограничения во времени.
Судами учтено, что здание исправительного учреждения введено в эксплуатацию в 1976 году, при его проектировании и строительстве применялись действовавшие на тот момент правовые акты, вследствие чего нормативы, установленные Инструкцией СП 17-02, к данному зданию применены быть не могут.
Горячее водоснабжение в камерах отсутствует, так как во время постройки здания не было предусмотрено. Возможность осужденных поддерживать личную гигиену обеспечивается помывкой осужденных, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания, два раза в неделю в специально оборудованной душевой, во время помывки осужденные могут подстричься.
В соответствии со Сводом правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. N 1454/пр, наличие помещения для сушки одежды и обуви не предусмотрено для осужденных мужского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях особого режима в строгих условиях отбывания наказания и проживающих в помещениях камерного типа (таблица 14.4 свода правил). Права Тарасова А.В. отсутствием данного помещения не нарушаются, так как стирка и сушка вещей данной категории осужденных производится в банно-прачечном комплексе исправительного учреждения.
Наличие в ПКТ ОСУОН телевизионной комнаты не предусмотрено положениями части 2 статьи 94 и части 3 статьи 125 УИК РФ.
Отсутствие в ОСУОН помещения парикмахерской прав административного истца не нарушает, так как подстрижка осужденных ОСУОН осуществляется в помещении парикмахерской при БПК ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю. Возможность подстричься вне парикмахерской предоставлена в связи с пожеланиями самих осужденных подстричься в ОСУОН после помывки в душе.
Исходя из того, что нормами действующего законодательства не установлена безусловная обязанность администрации исправительных учреждений во всех случаях размещать курящих осужденных отдельно от некурящих, установив, что размещение по камерам в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю осуществляется в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" с учетом их личности и психологической совместимости, при этом курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих, УИК РФ раздельное содержание курящих и некурящих осужденных не предусмотрено, суды отклонили доводы административного истца о ненадлежащих условиях содержания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю по причине содержания с курящими осужденными.
Кроме того, из материалов дела не следует, что Тарасов А.В. обращался с жалобами или с просьбой к администрации исправительного учреждения о переводе его в камеру с некурящими осужденными.
Несмотря на то, что осужденным, находящимся в строгих условиях отбывания наказания, а также отбывающим меру взыскания в ШИЗО, телефонный разговор может быть разрешен лишь при наличии исключительных личных обстоятельств и о наличии таких обстоятельств административный истец суду не сообщал, в период с 20 февраля 2019 г. по 31 августа 2019 г. Тарасову А.В. предоставлялись телефонные переговоры (6 апреля 2019 г, 25 апреля 2019 г. - 2 звонка, 23 мая 2019 г, 24 мая 2019 г, 16 июня 2019 г, 6 июля 2019 г, 31 августа 2019 г.).
В отряде строгих условий содержания технической возможности предоставления осужденным услуги осуществления видеозвонка и написания электронных писем не имеется, что требования нормативных правовых актов не нарушает.
Доводы Тарасова А.В. о необеспечении его свитером отвергнуты судами как необоснованные. Из материалов дела следует, что Тарасов А.В. обеспечен свитером трикотажным в сентябре 2015 г, срок носки данного предмета одежды составляет 3 года. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденного в соответствии с Приказом Минюста России N 216 от 3 декабря 2013 г. После поступления от Тарасова А.В. заявления о выдаче свитера свитер ему был выдан 14 сентября 2019 г.
Оставляя без удовлетворения требования административного истца о возложении обязанности на административных ответчиков организовать для него трудовую деятельность, суды исходили из того, что Тарасов А.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, содержится в помещении камерного типа ОСУОН, учитывая общественную опасность злостных нарушителей, необходимость их строгой изоляции, закон предписывает обеспечить их работу отдельно от других осужденных, данной возможности у административного ответчика не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы Тарасова А.В. о том, что он должен быть обеспечен минимальной жилой площадью 4 кв. м. являются несостоятельными, поскольку в силу ч. 1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по административному спору, были предметом исследования судов двух инстанций, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на иную оценку установленных обстоятельств. Однако суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке исследованных по делу доказательств и сделанных на их основе выводов.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Тарасова А.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Карымского районного суда Забайкальского края от 23 декабря 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 20 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 октября 2020 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.