Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Мишиной И.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Филиппова Сергея Николаевича, поданную через суд первой инстанции 30 июля 2020 г, на решение Братского городского суда Иркутской области от 24 декабря 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 2 июля 2020 г, по административному делу N 2а-4059/2019 по административному исковому заявлению Филиппова Сергея Николаевича к председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования г. Братска Борисову Е.С, Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования г. Братска об оспаривании решений, действий (бездействия).
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Филиппов С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным выраженное в ответе от 25 сентября 2019 г. требование председателя комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования г. Братска Борисова Е.С. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории у инвалида Филиппова С.Н, так как инвалид не является участником бюджетного процесса и освобожден от расходов, связанных с подготовкой и обеспечением схемы, в связи с тем, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации и схему обязан обеспечить КУМИ муниципального образования г. Братск;
обязать председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования г. Братска Борисова Е.С. по заявлению Филиппова С.Н. от 16 сентября 2019 г. (N) обеспечить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в "адрес" и образовать испрашиваемый земельный участок площадью "данные изъяты" из земельного участка под кадастровым номером N рядом с земельным участком N на "адрес" (кадастровый номер N) на землях муниципального образования города Братска, предназначенных для индивидуального жилищного строительства;
обязать председателя комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования г. Братска Борисова Е.С. в соответствии с пунктом 9 и пунктом 11 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации направить в адрес Филиппова С.Н. решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 24 декабря 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 2 июля 2020 г, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Филиппов С.Н. ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Судами не учтено, что он приложил к своему заявлению о предварительном согласовании не схему, а рисунок, в котором указано месторасположение земельного участка. Гражданин обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка только в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Подготовка схемы обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Кроме того, КУМИ г. Братска в соответствии с п. 12 ст. 39.15 ЗК РФ не предлагал утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка, в связи с чем он лишен возможности выразить свое согласие на утверждение иного варианта схемы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Иркутской области от 28 декабря 2015 г. N 146-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан" инвалидам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения торгов на срок 20 лет в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ). Согласно указанной статье гражданин или юридическое лицо подает в уполномоченный орган заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Подпунктом 1 статьи 11.10 ЗК РФ определено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Филиппов С.Н. 16 сентября 2019 г. обратился в администрацию г. Братска с заявлением о предоставлении ему в аренду, как инвалиду, земельного участка размером "данные изъяты". для индивидуального жилищного строительства, приложив к заявлению копию справки N от ДД.ММ.ГГГГ г. N N о наличии инвалидности "данные изъяты", копию паспорта, примерную схему расположения земельного участка.
Письмом председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования горда Братска Борисова Е.С. от 25 сентября 2019 г. N N Филиппову С.Н. возвращено заявление о предоставлении земельного участка в аренду, в связи с отсутствием схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Указано, что схема, приложенная к заявлению, не соответствует требованиям законодательства. В соответствии с п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации требования к подготовке схемы расположения земельного участка установлены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. N 762. Кроме того, испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах территории достопримечательного места "адрес", находящегося "адрес", простирается "адрес" водохранилища от оздоровительного лагеря на юге до жилой застройки в жилом районе "адрес".
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается, в том числе схема расположения земельного участка. Административный истец с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка не обращался. В ответе от 25 сентября 2019 г. председателя КУМИ г. Братска не содержится требования предоставления схемы расположения земельного участка. Заявление Филиппова С.Н. было правомерно возвращено административным ответчиком ввиду отсутствия схемы расположения земельного участка, нарушений прав административного истца со стороны административного ответчика не допущено. Также судом указано, что нормы законодательства не содержат указаний об освобождении инвалидов от расходов, связанных с процедурой предоставления права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
Судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласилась, полагая их обоснованными.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Действительно, в соответствии с пунктом 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
В пункте 4 этой же статьи предусмотрено право гражданина обеспечить подготовку схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов, но не обязанность.
Суждение судов о том, что обязанность обеспечить подготовку схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов возлагается на гражданина является ошибочным. Однако указанное ошибочное суждение судов не привело к принятию неправильного решения.
Системное и взаимосвязанное толкование положений ст. 39.14, 39.15, 39.17 ЗК РФ позволяет сделать вывод о том, что процедура предоставления без проведения торгов земельного участка, который предстоит образовать, если проект межевания территории не утвержден, начинается с подготовки схемы расположения земельного участка. Затем в компетентный орган подается заявление о предварительном согласовании, к которому прилагается указанная схема.
Вместе с тем с заявлением о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и о предварительном согласовании предоставления земельного участка административный истец не обращался.
Заявление о предоставлении земельного участка в порядке ст. 39.17 ЗК РФ может быть подано, если участок уже поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости либо утвержден проект межевания территории. Таких обстоятельств по делу установлено не было.
Поскольку схема расположения земельного участка, подготовленная в установленном порядке, к заявлению Филиппова С.Н. приложена не была, заявление Филиппова С.Н. просьбу подготовить и утвердить данную схему не содержало, орган местного самоуправления правомерно возвратил заявление Филиппову С.Н.
Как правильно указали суды, в ответе от 25 сентября 2019 г. председателя КУМИ г. Братска не содержится требования предоставления схемы расположения земельного участка. При таких данных оснований для удовлетворения административного иска не имелось.
При этом Филиппов С.Н. не лишен возможности обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Филиппова С.Н. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Братского городского суда Иркутской области от 24 декабря 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 2 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 октября 2020 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.