Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Никулиной И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Новопашиной Юлии Викторовны, поданную 19 октября 2020 года, на решение Куйбышевского районного суда города Иркутска от 29 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 22 июля 2020 года
по административному делу N 2а-189/2020 по административному исковому заявлению Новопашиной Юлии Викторовны о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска в предоставлении земельного участка на праве аренды, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения, признании незаконным постановления о включении земельного участка в перечень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, установила:
Новопашина Ю.В. обратилась в Куйбышевский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 7 октября 2019 года N 505-70-20623/19 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу "адрес", площадью 560 кв.м. на праве аренды для индивидуального жилищного строительства, о возложении обязанности рассмотреть в установленном порядке и сроки заявление о предоставлении земельного участка, о признании незаконным постановления администрации г. Иркутска от 1 августа 2019 года N 031-06-588/9 о включении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в перечень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена с целью бесплатного предоставления в собственность граждан.
В обоснование требований ссылалась на то, что является инвалидом "данные изъяты" группы.
Распоряжением Правительства Иркутской области от 20 декабря 2018 года N 999-рп Новопашиной Ю.В. предварительно согласовано предоставление земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 560 кв.м, вид разрешенного использования участка: для индивидуального жилищного строительства.
27 февраля 2019 года на основании распоряжения Правительства Иркутской области от 20 декабря 2018 года N 999-рп земельный участок по адресу: "адрес", площадью 560 кв.м. был поставлен на государственный кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый номер "данные изъяты".
10 сентября 2019 года Новопашина Ю.В. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", площадью 560 кв.м. на праве аренды для индивидуального жилищного строительства.
Письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 7 октября 2019 года N 505-70-20623/19 административному истцу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка. В обоснование отказа указано, что Новопашина Ю.В. ранее реализовала свое право на приобретение земельного участка.
Также Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска указано, что испрашиваемый в заявлении земельный участок постановлением администрации г. Иркутска от 1 августа 2019 года N 031-06-588/9 включен в перечень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена с целью бесплатного предоставления в собственность граждан.
Отказ административный истец считает незаконным.
Решением Куйбышевского районного суда города Иркутска от 29 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 22 июля 2020 года, в удовлетворении заявленных административных требований отказано.
В кассационной жалобе Новопашиной Ю.В. ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. Судебная коллегия с учетом требований части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии препятствий к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Согласно подпункту 14 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
Закон Иркутской области от 28 декабря 2015 N 146-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан" в соответствии с подпунктами 6, 7 статьи 39.5, статьей 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации определяет случаи, порядок бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области или в муниципальной собственности в собственность граждан, основания для отказа в предоставлении земельных участков гражданам в собственность бесплатно, предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно.
Судами установлено и следует из материалов дела в ответ на заявление Новопашиной Ю.В. от 10 сентября 2019 года о предоставлении земельного участка в аренду бесплатно на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с наличием инвалидности третьей группы Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска письмом N 505-70-20623/19 отказано в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 560 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" для индивидуального жилищного строительства в связи с тем, что прав на приобретение земельных участков осуществляется однократно и было реализовано при предоставлении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2 000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", предоставленного административному истцу в 2015 году на основании Закона Иркутской области от 12 марта 2009 N 8-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан".
Разрешая заявленные требования, руководствуясь указанными нормами материального права, регулирующими вопросы бесплатного приобретения земельных участков гражданами, оценив представленные доказательства, суды пришли к правильному выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку Новопашина Ю.В. на момент обращения с заявлением реализовала свое право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, оснований для предоставления земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство без торгов не имеется.
Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов, нарушение судами норм материального или процессуального права не подтверждают.
Доводы кассационной жалобы о том, что ранее земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" был предоставлен на основании Закона Иркутской области от 12 марта 2009 N 8-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан" не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, поскольку указанный закон регулировал спорные правоотношения на момент предоставления земельного участка 11 августа 2015 года, и утратил силу в связи с принятием Закона Иркутской области от 28 декабря 2015 N 146-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан".
Не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы кассационной жалобы о том, что ранее земельный участок предоставлялся в Баяндаевском районе Иркутской области, а испрашиваемый земельный участок расположен в г. Иркутске, где земельный участок не предоставлялся, поскольку не опровергает правильности выводов суда о реализации права на однократное предоставление земельного участка по законодательству Иркутской области.
Доводы кассационной жалобы о формальном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции выражают субъективную оценку заявителя, нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права не подтверждают.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия кассационного суда полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда установленным обстоятельствам соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли привести к принятия неправильного судебного акта, оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Куйбышевского районного суда города Иркутска от 29 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 22 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 29 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.