Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Мишиной И.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва, поданную через суд первой инстанции 9 ноября 2020 г, на решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 18 марта 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 2 июля 2020 г, по административному делу N 2а-33/2020 по административному исковому заявлению прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения "сумон Бояровский" Каа-Хемского района Республики Тыва, администрации муниципального района "Каа-Хемский кожуун" Республики Тыва о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на организацию сбора и определение мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, а также в неосуществлении информирования об указанной деятельности.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Каа-Хемского района Республики Тыва обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил признать незаконным бездействие администрации сельского поселения "сумон Бояровский" Каа-Хемского района Республики Тыва, администрации муниципального района "Каа-Хемский кожуун" Республики Тыва, заключающееся в непринятии мер, направленных на организацию сбора и определение мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, а также в неосуществлении информирования об указанной деятельности, обязать администрацию сельского поселения "сумон Бояровский" Каа-Хемского района Республики Тыва, администрацию муниципального района "Каа-Хемский кожуун" Республики Тыва организовать сбор и определить места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, а также осуществить информирование об указанной деятельности, в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование требований указал, что по итогам проведенной прокуратурой в декабре 2019 г. проверки было установлено, что на территории сельского поселения "сумон Бояровский" Каа-Хемского района Республики Тыва не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, не определено место первичного сбора ламп. Отсутствие надлежащей организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и мест первичного сбора указанных отходов нарушает требования действующего законодательства, в том числе права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как может привести к загрязнению окружающей среды опасными отходами, причинению вреда жизни и здоровью граждан.
Решением Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 18 марта 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 2 июля 2020 г, административные исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
признать незаконным бездействие администрации Каа-Хемского района Республики Тыва по непринятию мер, направленных на организацию сбора и определение мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, а также в неосуществлении информирования об указанной деятельности на территории сельского поселения сумона Бояровский Каа-Хемского района Республики Тыва;
в целях устранения допущенных нарушений возложить обязанность на администрацию Каа-Хемского района Республики Тыва в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать сбор и определить места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, а также осуществить информирование об указанной деятельности на территории сельского поселения сумона Бояровский Каа-Хемского района Республики Тыва;
обязать администрацию Каа-Хемского района Республики Тыва в течение 1 месяца, после истечения шестимесячного срока, установленного решением суда, сообщить в Каа-Хемский районный суд Республики Тыва и прокурору Каа-Хемского района Республики Тыва об исполнении решения суда;
в удовлетворении административного иска прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва к администрации сельского поселения сумона Бояровский Каа-Хемского района Республики Тыва, - отказать.
В кассационной жалобе администрация Каа-Хемского кожууна Республики Тыва ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указывает, что судом не решен вопрос о привлечении к участию в деле в качестве соответчика федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, поскольку ртуть содержащие отходы отнесены к отходам I класса опасности, в то время как в силу Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности. Полагает, что на органы местного самоуправления не могут возлагаться обязанности, касающиеся проведения очистки территории муниципального образования от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе применительно к расположенным на территории района земельным участкам различной формы собственности, и без правовой оценки качества выполнения таких полномочий, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридических лиц, физических лиц, как на субъектов природопользования. Нехватка финансирования бюджета сумона отразится на бюджетной системе района, что повлечет нарушение прав сельских поселений района. Считает, что к участию в деле должны быть привлечены федеральный оператор и иные органы государственной власти России и Республики Тыва. Кроме того, иск предъявлен прокурором к администрации сельского поселения сумон Бояровский, а в решении обязанность возложена на администрацию Каа-Хемского района, к которой и в первоначальном, и в уточненном административном исковом заявлении не заявлено каких-либо требований.
На кассационную жалобу Прокурором Республики Тыва представлены возражения.
В судебном заседании прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонин А.В. против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Каа-Хемского района Республики Тыва в декабре 2019 г. проведена проверка, по результатам которой установлено, что на территории сельского поселения "сумон Бояровский" Каа-Хемского района сбор отработанных ртутьсодержащих ламп не организован, информирование потребителей ртутьсодержащих ламп не осуществляется.
Частично удовлетворяя административные исковые требования, суды, исходя из системного толкования положений ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 18 ч. 1, ч. 3, 4 ст. 14, п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 681, ч. 2, 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч. 2 ст. 9 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 г. N 1101 ВХ-1 "Об отходах производства и потребления в Республике Тыва", пункта 19 статьи 4 Устава сельского поселения "сумон Бояровский" Каа-Хемского района, пришли к выводу о том, что в силу действующего законодательства именно на Администрацию Каа-Хемского кожууна Республики Тыва, как орган местного самоуправления муниципального района, возложена обязанность по организации на территории сельского поселения "сумон Бояровский" Каа-Хемского района сбора и определению места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирование. Неисполнение администрацией Каа-Хемского кожууна Республики Тыва указанной обязанности создает угрозу загрязнения окружающей среды опасными отходами, причинения вреда жизни и здоровью граждан, тем самым нарушаются права и законные интересы граждан, проживающих на территории "адрес"
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что в качестве административного ответчика к участию в деле следовало привлечь федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, являются несостоятельными, так как в пункте 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 681, действовавших до 31 декабря 2020 г, прямо указано, что организацию сбора и определение места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование, осуществляют органы местного самоуправления.
В пределах заявленных требований и оценки оспариваемого бездействия органов местного самоуправления, вопрос о правах и обязанностях федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, установленных Федеральным законом от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также о правах и обязанностях федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Республики Тыва не разрешался.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что к администрации муниципального района "Каа-Хемский кожуун" Республики Тыва прокурором не было заявлено административных исковых требований, не нашли своего подтверждения.
Администрация муниципального района "Каа-Хемский кожуун" Республики Тыва привлечена к участию в деле в качестве административного соответчика по ходатайству прокурора Каа-Хемского района определением Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 20 января 2020 г.
В судебном заседании 20 февраля 2020 г. приобщено к материалам дела уточненное административное исковое заявление прокурора Каа-Хемского района, в котором сформулированы требования, заявленные, в том числе к Администрации муниципального района "Каа-Хемский кожуун" Республики Тыва. На уточненном административном исковом заявлении имеется отметка о получении его копии 20 февраля 2020 г. представителем Администрации Каа-Хемского района, заверенная подписью представителя. Администрацией Каа-Хемского кожууна Республики Тыва подавались возражения на уточненный административный иск, в котором Администрация Каа-Хемского кожууна Республики Тыва указана в качестве административного ответчика.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 18 марта 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 2 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 января 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.