Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-385/2020; УИД: 24RS0002-01-2019-006162-64 по иску Ачинского городского прокурора в интересах Помазкина Дмитрия Владимировича к Управлению социальной защиты населения администрации г.Ачинска, Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения" о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки и понуждении к возобновлению предоставления мер социальной поддержки, по кассационной жалобе Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения" на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 5 марта 2020г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 6 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ачинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Помазкина Д.В. к Управлению социальной защиты населения администрации г. Ачинска (далее по тексту также УСЗН администрации г. Ачинска, Управление) о признании незаконным решения по прекращению предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обязании возобновить предоставление мер социальной поддержки.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по факту нарушения социальных прав инвалида в части принятия решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. Проверкой установлено, что Помазкин Д.В. является инвалидом "данные изъяты" группы и в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ему назначены меры социальной поддержки.
В связи с образовавшейся задолженностью за коммунальные услуги, предоставление Помазкину Д.В. мер социальной поддержки прекращено с 1 сентября 2017 г.
Принятое ответчиком решение является незаконным и ущемляет его права.
Просил признать незаконным решение УСЗН Администрации г.Ачинска о прекращении с 1 сентября 2017 г. предоставления мер социальной поддержки Помазкина Д.В, предусмотренных абз. 13 и 14 статьи 17 Федерального Закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обязать УСЗН администрации г.Ачинска возобновить Помазкину Д.В. предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 14 статьи 17 Федерального Закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с 1 сентября 2017 г.
17 января 2020 г. Ачинский городской прокурор уточнил заявленные исковые требования в интересах Помазкина Д.В. С учетом того обстоятельства, что с 1 января 2020 г. полномочия по принятию решения о предоставлении, приостановлении и возобновлении предоставления субсидий, компенсаций и дополнительных мер поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг переданы Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения" (далее по тексту также КГКУ "Управление социальной защиты населения"), просил обязать КГКУ "Управление социальной защиты населения" возобновить Помазкину Д.В. предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 14 статьи 17 Федерального Закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с 1 сентября 2017 г.
Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 5 марта 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 6 июля 2020 г, постановлено:
"Исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах Помазкина Дмитрия Владимировича удовлетворить.
Признать незаконным решение управления социальной защиты населения администрации г. Ачинска о прекращении с 1 сентября 2017 г. предоставление мер социальной поддержки Помазкину Дмитрию Владимировичу предусмотренных абз. 13 и 14 статьи 17 Федерального Закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Обязать краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения" возобновить Помазкину Дмитрию Владимировичу предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 14 статьи 17 Федерального Закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с 1 сентября 2017 г.
В кассационной жалобе Краевое государственное казенного учреждение "Управление социальной защиты населения" просит об отмене вынесенных судебных постановлений как незаконных и необоснованных.
Относительно доводов кассационной жалобы старшим прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Андреевым А.И, принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при принятии обжалуемых судебных постановлений не допущено.
Как следует из письменных материалов гражданского дела и установлено судом первой инстанции, Помазкин Д.В. является инвалидом "данные изъяты" группы, что подтверждается справкой МСЭ-2009 N об установлении инвалидности инвалид с детства.
Помазкин Д.В. проживает и состоит на регистрационном учете в жилом помещении по адресу: "адрес", принадлежащем ему на праве общей долевой собственности (1/2 доли).
25 октября 2007 г. Помазкин Д.В. обратился в УСЗН администрации г.Ачинска с заявлением о назначении ему мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как инвалиду.
Протоколами от 25 ноября 2010 г. Помазкину Д.В. назначены с 1 ноября 2010 г. пожизненно меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату электроэнергии, жилищной услуги, отопления, холодного и горячего водоснабжения, санитарной очистки, водоотведения, ремонта жилья, капитальному ремонту, получаемых по адресу: "адрес".
Судом установлено, что по состоянию на июль 2017 года у Помазкина Д.В. образовалась непогашенная задолженность по оплате жилищных услуг перед ООО "Теплосеть".
В связи с наличием указанной задолженности на основании протоколов от 11 августа 2017 г. Помазкину Д.В. с 1 августа 2017 г. было приостановлено предоставление мер социальной поддержки, о чем в адрес истца 11 августа 2017 г. УСЗН администрации г.Ачинска было направлено уведомление, с предложением погасить образовавшуюся задолженность либо заключить соглашение о реструктуризации долга и представить в Управление соответствующие документы в течение месяца.
На основании протоколов закрытия от 11 сентября 2017 г. предоставление мер социальной поддержки с 1 сентября 2017 г. истцу было прекращено в связи имеющейся задолженностью по оплате жилищно-коммунальных услуг и не предоставлением соглашения о реструктуризации долга, о чем в адрес Помазкина Д.В. было направлено соответствующее уведомление.
Суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив указанные обстоятельства, проанализировав в системной совокупности положения статей 7, 72, 76 Конституции Российской Федерации, статей 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 17, 28.2 Федерального Закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также положения Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" пришел к выводу о том, что по состоянию на 1 сентября 2017 г, то есть на дату принятия УСЗН администрации г. Ачинска решения о прекращении мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг Помазкину Д.В, в силу действующих на тот период времени норм закона, наличие у Помазкина Д.В. по состоянию на июль 2017 года задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг не могло являться основанием для прекращения предоставления ему, как инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилищно - коммунальных услуг, в связи с чем пришел к выводу, что оспариваемое решение УСЗН Администрации г.Ачинска о прекращении с 1 сентября 2017 г. предоставления Помазкину Д.В. мер социальной поддержки, назначенных ему в соответствии с положениями п. 13 и 14 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является незаконным.
Судом также установлено, что учредителем УСЗН администрации г.Ачинска принято решение о ликвидации юридического лица в срок до 30 апреля 2020 г, создании ликвидационной комиссии под председательством руководителя УСЗН администрации города Ачинска - Л.
Определяя ответчика, на которого следует возложить обязанность по возобновлению предоставления мер социальной поддержки Помазкину Д.В, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 28.2, 19, Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.."О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также положениями Закона Красноярского края от 9 декабря 2010 г..N "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан", Закона Красноярского края от 04 июня 2019 г..N "О внесении изменений в Законы края о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан", установив, что УСЗН администрации г..Ачинска в лице ликвидационной комиссии с 1 января 2020 г..не наделено полномочиями по возобновлению предоставления Помазкину Д.В. мер социальной поддержки предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в связи с чем правовые основания для возложения указанной обязанности на данного ответчика отсутствуют, при этом установив, что в результате предусмотренного перераспределения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления КГКУ "Управления социальной защиты населения" с 1 января 2020 г..на территории всего Красноярского края исполняет функции и оказывает государственные услуги, в том числе по представлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, суд пришел к выводу о возложении на КГКУ "Управление социальной защиты населения" обязанности возобновить Помазкину Д.В. предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 14 статьи 17 Федерального
Закона от 24 ноября 1995 г..N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации с 1 сентября 2017г.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда с его выводами согласилась, не усмотрев оснований для отмены или изменения.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения" не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является правопреемником ликвидированного управления социальной защиты населения администрации г. Ачинска, были предметом исследования и оценки судебными инстанциями, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ачинского городского суда Красноярского края от 5 марта 2020г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 6 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.