Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей: Благодатских Г.В, Ковалевской В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0003-01-2020-001929-57 по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Братска, Муниципальному предприятию "Дирекция городской инфраструктуры" муниципального образования города Братска о возложении обязанности выполнить требования природоохранного законодательства
по кассационной жалобе администрации муниципального образования города Братска на решение Братского городского суда Иркутской области от 9 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гордиенко А.Л, установила:
Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Братска, Муниципальному предприятию "Дирекция городской инфраструктуры" муниципального образования города Братска (далее - МП "ДГИ" МО г. Братска) о возложении обязанности выполнить требования природоохранного законодательства.
Требования мотивированы тем, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения МП "ДГИ" МО г. Братска законодательства об охране окружающей среды, соблюдения законодательства об охране вод, в том числе при очистке и сбросе сточных вод.
В процессе осуществления деятельности в 2019 МП "ДГИ" МО г. Братска оказывало негативное воздействие на окружающую среду в виде сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размещения отходов производства.
С учетом уточнения исковых требований просил суд обязать МП "ДГИ" МО г. Братска не позднее 31 июля 2020 г. получить в Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области решения о предоставлении водных объектов "адрес" в пользование;
обязать администрацию МО г. Братска не позднее 31 декабря 2020 г. организовать работы по обеспечению сброса сточных вод с канализационных очистных сооружений "адрес", расположенных по "адрес", расположенных по адресу "адрес" в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимого сброса;
обязать МП "ДГИ" МО г. Братска не позднее 31 декабря 2020 г. обеспечить сброс сточных вод с канализационных очистных сооружений "адрес", расположенных по "адрес", расположенных по "адрес" в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимого сброса;
обязать МП "ДГИ" МО г. Братска не позднее 31 декабря 2020 г. провести техническое обследование объектов водоснабжения и водоотведения;
обязать МП "ДГИ" МО г. Братска не позднее 31 декабря 2020 г. организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды путем проведения отбора проб лабораторий, аккредитованной в установленном порядке;
обязать МП "ДГИ" МО г. Братска не позднее 31 июля 2020 г. организовать в установленном порядке подготовку директора МП "ДГИ" МО г. Братска ФИО5 в области окружающей среды и экологической безопасности;
взыскать с МП "ДГИ" МО г. Братска в пользу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области и Байкальской природной территории 5670476, 04 руб. - платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, в том числе: 4789209, 55 руб. - за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; 878906, 92 - за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 2359, 57 - за размещение отходов производства и потребления.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 9 июня 2020 г. исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 августа 2020 г. от межрайонного природоохранного прокурора принят отказ от исковых требований в части обязания МП "ДГИ" МО г. Братска не позднее 31 июля 2020 г. получить в Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области решения о предоставлении водных объектов "адрес" в пользование, обязания МП "ДГИ" МО г. Братска не позднее 31 июля 2020 г. организовать в установленном порядке подготовку директора МП "ДГИ" МО г. Братска ФИО5 в области окружающей среды и экологической безопасности. Решение суда в указанной части отменено и производство по делу в указанной части прекращено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 августа 2020 г. решение Братского городского суда Иркутской области от 9 июня 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования города Братска ставит вопрос об отмене решения суда от 9 июня 2020 г. и апелляционного определения от 25 августа 2020 г, как незаконных.
Указывает то, что по аналогичному исковому заявлению Братским городским судом ранее уже было вынесено решение об отказе прокурору в удовлетворении исковых требований. Согласно ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному делу обязательны для суда.
Также полагает, что решение суда содержит неясности и неисполнимо.
Доказательств, обосновывающих исковые требования к администрации МО г. Братска, материалы гражданского дела не содержат. Выводы суда об обязанности ответчика организовать работы не обоснованы со ссылкой на нормы права и на имеющиеся доказательства.
После объявленного перерыва, ответчик не смог принять участие в судебном заседании состоявшемся 9 июня 2020 г. в связи с распространением новой короновирусной инфекции, о чем суду сообщил представитель МП "ДГИ" и заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Однако судом, после объявленного перерыва, без учета мнения ответчика было принято уточненное исковое заявление. Повестка о назначении судебного заседания именно по уточненным исковым требованиям ответчику не направлялась.
Братским межрайонным природоохранным прокурором принесены возражения на кассационную жалобу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлов А.А. просил обжалуемые судебные постановления оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не допущено.
В соответствии с п. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Статья 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ст. 22 указанного Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
В силу п.п. 4, 11 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Судом первой инстанции установлено, что уставной деятельностью МП "ДГИ" в том числе является удаление и обработка сточных вод (пп.5 п.2.2 Устава). Согласно п. 1.1 Устава МП "ДГИ" создано в соответствии с Постановлением администрации МО г. Братска от 1 июня 2011 г. N.
Согласно п.1.4 Устава учредителем предприятия и собственником закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества является МО г.Братска.
В соответствии с договором N на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом г. Братска от 11 октября 2011 г, соглашения от 11 мая 2018 г. о внесении изменений в договор на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом г. Братска от 11 октября 2011 г. N заключенным между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска и МП "ДГИ" МО г. Братска, Комитет передает, а МП "ДГИ" МО г. Братска принимает в хозяйственное ведение муниципальное имущество согласно перечню (приложению), являющемуся неотъемлемой частью договора.
МП "ДГИ" использует акваторию водных объектов "адрес" с целью сброса сточных, в том числе дренажных вод.
МП "ДГИ" получено разрешение на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, выданное Управлением Росприроднадзора по Иркутской области согласно приказу от 30 марта 2016 г. N-од. Разрешенный период с 30 марта 2016 г. по 13 марта 2021 г.
По представленным данным аналитического лабораторного анализа качества отводимых сточных вод по выпуску N "адрес" и по выпуску N "адрес" проведенным Братским отделом лабораторного анализа и технических измерений Испытательного центра "ЦЛАТИ по ВСР" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" установлено, что концентрация загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты в составе сточных вод, превышают допустимые нормы.
По информации администрации г. Братска от 21 апреля 2020 г, МП "ДГИ" эксплуатирует 5 КОС, построенные в 70-80 годы. В настоящее время все технологии устарели. Износ оборудования составляет 76%-81%. Следствием чего является недостаточная очистка сточных вод, а также превышение допустимых норм, установленных разрешением на сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Для улучшения качества сточных вод предприятием регулярно выполняются работы по ремонту оборудования и сооружения КОС. Требуется реконструкция и (или) модернизация КОС.
Возлагая на администрацию г. Братска обязанность организовать работы по обеспечению сброса сточных вод с канализационных очистных сооружений в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимого сброса, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по организации водоотведения, включая очистку сточных вод, в пределах городского округа относится к числу вопросов местного значения, при этом неисполнение органом местного самоуправления указанной обязанности приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу их здоровью.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Довод кассационной жалобы о том, что по аналогичному исковому заявлению Братским городским судом ранее уже было вынесено решение об отказе прокурору в удовлетворении исковых требований, которое имеет по делу преюдициальное значение, не опровергает правильность выводы судов.
Решение Братского городского суда Иркутской области от 19 декабря 2019 г. по иску прокурора Падунского района г. Братска к Администрации города Братска, Муниципальному предприятию "Дирекция городской инфраструктуры" не имеет преюдициального значения, поскольку требования прокурора по настоящему гражданскому делу ранее не являлись предметом спора, потому положения части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в данном случае применению не подлежат.
Ссылка в жалобе на то, что выводы судов об обязанности ответчика организовать работы не обоснованы, отклоняется судом кассационной инстанции.
Согласно Положению об администрации муниципального образования города Братска, утвержденного решением Думы г. Братска от 28 августа 2006 г. N, администрация муниципального образования города Братска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования города Братска, наделенным Уставом муниципального образования города Братска полномочиями по решению вопросов местного значения города Братска и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Братска федеральными законами и законами Иркутской области.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах округа водоотведения.
Аналогичные положения предусмотрены п. 4 ст. 8 Устава муниципального образования города Братска.
Как следует из п. 2 ст.2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоотведение включает в себя прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Система водоотведения, эксплуатируемая МП "ДГИ" муниципального образования г. Братска, является муниципальной собственностью. Согласно Уставу МП "ДГИ" муниципального образования г. Братска, учредителем предприятия является муниципальное образование города Братска. Функции учредителя осуществляет администрация города.
Судами установлено и не оспаривалось ответчиками, что канализационные очистные сооружения в ввиду изношенности находятся в неудовлетворительном состоянии, не отвечают современным требованиям по очистке сточных вод, в связи с чем не обеспечивается достаточная степень очистки сточных вод, которые поступают в водные объекты "адрес".
Таким образом, организация водоотведения на территории муниципального образования относится к вопросам местного значения администрации г. Братска. Администрация г. Братска, являясь собственником очистных сооружений как орган местного самоуправления, в рамках предоставленных полномочий, обязана выполнять необходимые мероприятия, направленные на организацию работ по обеспечению качественного водоотведения на подконтрольной ей территории, нормативной очистке сточных вод, в том числе организовать мероприятия, направленные на квалифицированное управление и целевую эксплуатацию имущества с привлечением частных инвестиций в рамках концессионных соглашений, а также рассматривать возможность реализации мероприятий по строительству (реконструкции) объектов коммунальной инфраструктуры в рамках мероприятий инвестиционных программ организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.
При этом, судами четко разграничено, что на орган местного самоуправления возложена обязанность организовать работы по обеспечению (что входит в компетенцию в рамках решения вопросов местного значения и направлено на эффективность использования муниципального имущества), а на эксплуатирующую организацию - обеспечить. В связи с изложенным отсутствует неясность в разграничении возложенной судом обязанности.
Указание в кассационной жалобе на то, что решение суда было принято в отсутствие представителя ответчика - администрации г. Братска, уточненное исковое заявление ответчику не направлялась, не может является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
После перерыва в судебном заседании суда первой инстанции представитель администрации г. Братска в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие не просил. При этом уточненные исковые требования прокурора, принятые судом, не содержали новых исковых требований, в связи с чем оснований для отложения рассмотрения дела не имелось.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, тщательно исследованную судом первой и апелляционной инстанции и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемых судебных постановлениях, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Братского городского суда Иркутской области от 9 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования города Братска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.