Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Шефер И.А, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-205/2020; УИД: 24RS0056-01-2019-002505-25 по иску Писаренко Виталия Сергеевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Канский" о признании незаконным приказа, возложении обязанности включить период обучения в выслугу лет для назначения пенсии, назначить пенсию, по кассационной жалобе Писаренко Виталия Сергеевича на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 15 января 2020г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 15 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Писаренко В.С. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю (далее по тексту также ГУ МВД России по Красноярскому краю), мотивировав требования тем, что с 28.11.2014 по 23.01.2019 проходил службу в органах внутренних дел в должности участкового уполномоченного полиции Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Канский" (далее по тексту также МО МВД России "Канский").
Приказом N от 23 января 2019 г. уволен по пункту 8 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно выписке из приказа, выслуга лет на момент увольнения составила в календарном исчислении 18 лет 01 месяц, в льготном исчислении 20 лет 05 месяцев, истцом были представлены необходимые документы для назначения пенсии за выслугу лет.
ГУ МВД России по Красноярскому краю пакет документов был возвращен с указанием на отсутствие у истца права на назначение пенсии. При этом был произведен перерасчет выслуги лет, из нее исключен период обучения в Региональном сельскохозяйственном колледже г. Светлограда Ставропольского края. Выслуга лет установлена в календарном исчислении 16 лет 08 месяцев 23 дня, в льготном - 19 лет 00 мес.1 день.
С принятым решением не согласен. С 1 сентября 1996 г. истец был зачислен в региональный сельскохозяйственный колледж г. Светлограда в группу обучающихся по программам среднего профессионального образования с 4-х годичным сроком обучения. В соответствии с дипломом, в 1999 году окончил 1 ступень обучения с получением среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования по профессии: тракторист- машинист широкого профиля, слесарь- ремонтник, водитель категории "С". Считает, что период обучения в указанном образовательном учреждении должен быть включен в выслугу лет для назначения пенсии.
Просил признать незаконным отказ ГУ МВД России по Красноярскому краю во включении в выслугу лет в льготном исчислении периода обучения в 1 сентября 1996 г. по 30 июня 1999 г, обязать ответчика сделать перерасчет выслуги лет. Включить в нее период обучения, назначить пенсию за выслугу лет с 23 января 2019 г, период с 23 января 2019 г. признать периодом незаконного удержания (невыплаты) льготной пенсии.
Впоследствии истец дополнил исковые требования, указав, что приказом МО МВД России "Канский" от 30 апреля 2019 г. было внесено изменение в приказ от 23 января 2019 г. N в части перерасчета выслуги лет, в то время как служебные отношения с истцом были прекращены и изменения в приказ об увольнении не могут вноситься.
В этой связи, просил признать неправомерным приказ МО МВД России "Канский" от 30 апреля 2019 г. N, взыскать в свою пользу с ответчика компенсацию морального вреда 300000 руб.
Определением суда от 19 сентября 2019 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен МО МВД России "Канский".
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 15 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 15 июля 2020 г, постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Писаренко Виталия Сергеевича к Главному управлению МВД России по Красноярскому краю, Межмуниципальному отделу МВД России "Канский" о признании незаконным приказа, возложении обязанности включить период обучения в выслугу лет для назначения пенсии, назначить пенсию - отказать."
В кассационной жалобе Писаренко В.С. просит об отмене вынесенных судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при принятии обжалуемых судебных постановлений не допущено.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с 1 августа 1999 г. по 29 февраля 2012 г, в органах внутренних дел - с 28 ноября 2014 г. по 23 января 2019 г..
Приказом МО МВД России "Канский" от 23 января 2019 г. N уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 8 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе).
В соответствии с названным приказом, истцу была определена выслуга лет по состоянию на дату увольнения в календарном исчислении- 18 лет 1 месяц 23 дня, в льготном исчислении- 20 лет 5 месяцев 1 день.
Истец обратился в ГУ МВД России по Красноярскому краю для назначения пенсии за выслугу лет.
25 февраля 2019 г. отделом пенсионного обслуживания ГУ МВД России по краю документы истца были возвращены и в назначении пенсии было отказано со ссылкой на то, что период обучения истца в Региональном сельскохозяйственном колледже не может быть засчитан в выслугу лет, и по состоянию на 23 января 2019 г. выслуга лет составляет в календарном исчислении 16 лет 8 месяцев 23 дня, в льготном исчислении 19 лет 00 месяцев 1 день. Назначить пенсию за выслугу лет не представляется возможным.
Приказом МО МВД России "Канский" от 30 апреля 2019 г. N в приказ об увольнении истца N от 23 января 2019 г. внесены изменения в части указания выслуги: выслуга лет по состоянию на 23 января 2019 г. составляет в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия 16 лет 8 месяцев 23 дня, в льготном исчислении 19 лет 00 месяцев 1 день.
Так же предписано в соответствии с главой 19 пункта 116 подпункта 2 приказа МВД России от 31 января 2013 г. N "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" выплачивать ежемесячно в течение одного года после увольнения оклад по специальному званию с 23 января 2019 г. по 23 января 2020 г.
В материалы дела истцом представлен диплом Б N, выданный 1 июля 1999 г, о том, что Писаренко В.С. 1 сентября 1996 г. поступил в Региональный сельскохозяйственный колледж N г. Светлограда и 30 июня 1999 г. окончил I ступень обучения названного колледжа с получением среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования по профессии тракторист-машинист широкого профиля, слесарь-ремонтник, водитель категории "С".
В соответствии с архивной справкой N от 17 сентября 2018 г, выданной ГКУ "Объединенный ведомственный архив министерства образования Ставропольского края", согласно документов архивного фонда регионального сельскохозяйственного колледжа г. Светлограда Ставропольского края Писаренко В.С. зачислен в состав учащихся с 1 сентября 1996 г. в группу N "Техник-механик N" обучающихся по программам среднего профессионального образования с 4-х годичным сроком обучения (приказ от 19 сентября 1996 г. N-к).
Окончил I ступень обучения (дата окончания в документе не указана) приказ от 30 июня 1999г. N
Присвоена квалификация тракторист-машинист кат. АВГ (так в документе), слесарь- 2 разряда, водитель "С".
Разрешая спор, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком было правомерно принято решение не включать в выслугу лет для назначения пенсии период обучения в Региональном сельскохозяйственном колледже г. Светлограда, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их обоснованием, оставив принятое им решение без изменения.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 2 Закона).
Статьей 70 названного закона установлено, что порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных из органов внутренних дел, урегулирован Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее по тексту также Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Согласно пункту "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Статьей 18 указанного Закона установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел...
В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации". (далее - Порядок, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941).
В соответствии с абзацем 6 пункта 2 Порядка, в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования при условии успешного прохождения ими государственной итоговой аттестации по указанным программам и получении по ее результатам документа об образовании и о квалификации установленного образца, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу с 1 января 2012 г.
В соответствии с действовавшим на момент обучения истца Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 650 от 5 июня 1994 года, к учреждениям начального профессионального образования относились: профессиональные училища; профессиональные лицеи - центры непрерывного профессионального образования, учебно-курсовые комбинаты (пункты), учебно-производственные центры, технические школы и другие образовательные учреждения данного уровня (пункт 3).
Согласно пункту 3 Типового положения профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.) осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения, в необходимых случаях, среднего профессионального образования. Данный тип учреждения начального профессионального образования являлся опорным центром развития начального профессионального образования.
Также в период обучения истца действовало Временное положение о высшем профессиональном училище (типовое) на 1990 - 1995 годы, утвержденное приказом Гособразования СССР от 29 апреля 1990 г. N 293 "О порядке создания высших профессиональных училищ", в соответствии с пунктом 1 которого высшее профессиональное училище (ВПУ) является учебным заведением в системе непрерывного образования, обеспечивающим повышенный уровень подготовки квалифицированных рабочих или специалистов среднего звена.
ВПУ, создаваемые на базе передовых профессионально-технических училищ, получают, как правило, наименование лицея соответствующего профессионального профиля.
ВПУ, создаваемые на базе передовых средних специальных учебных заведений, именуются, как правило, колледжами соответствующего профиля (пункт 2 Временного положения).
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (утратил силу с 1 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") (далее по тексту Закон Российской Федерации "Об образовании") среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Согласно статье 22 Закона Российской Федерации "Об образовании" начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.
Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).
В соответствии с частью 5 статьи 27 Закона Российской Федерации "Об образовании" в Российской Федерации устанавливались следующие образовательные уровни (образовательные цензы):
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование;
6) послевузовское профессиональное образование.
Согласно статье 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:
начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Установив, что из представленных истцом документов следует, что им была окончена 1 ступень обучения в Региональном сельскохозяйственном колледже г. Светлограда, с получением среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования по профессии тракторист-машинист широкого профиля, слесарь-ремонтник, водитель категории "С", руководствуясь указанным выше нормами права, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что полученное истцом начальное профессиональное образование соответствует в настоящее время среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и в силу положений абзаца 6 пункта 2 Порядка, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, период обучения по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, в выслугу лет для назначения пенсии включению не подлежит. С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу, что решение ГУ МВД России по Красноярскому краю о не включении в выслугу лет для назначения пенсии периода обучения в Региональном сельскохозяйственном колледже г. Светлограда с 1 сентября 1996 г. по 30 июня 1999 г. является правомерным, и оснований для возложения на ответчика обязанности включить этот период в выслугу лет не имеется.
Поскольку выслуга лет истца с учетом льготного исчисления составляет 19 лет 00 месяцев 01 день, при необходимой 20 лет, суды пришли к правильному выводу, что истцу обоснованно отказано в назначении пенсии за выслугу лет.
Доводы кассационной жалобы истца о незаконности внесения изменений в приказ о его увольнении от 23 января 2019 г. N приказом МО МВД России "Канский" N от 30 апреля 2019 г. были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции и признаны необоснованными.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что в силу пунктов 3, 5, 6 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утв. Приказом МВД России от 9 января 2018 г. N, обязанность по своевременному и правильному назначению и перерасчету пенсий, согласованию данных о прохождении службы, возложена на отделы пенсионного обслуживания центров финансового обеспечения территориальных органов МВД России на региональном уровне.
В этой связи, независимо от того, какой размер выслуги лет был определен приказом об увольнении истца, окончательно размер выслуги и наличие или отсутствие права на пенсию по выслуге лет определяется ГУ МВД России по Красноярскому краю.
Поскольку такое право на день увольнения у истца отсутствовало, изменения в приказ об увольнении были необходимы с целью назначения истцу выплаты в течение года после увольнения оклада по специальному званию в соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой и суде апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Красноярска от 15 января 2020г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 15 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Писаренко Виталия Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.