Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-248/2020; УИД: 54RS0023-01-2020-000083-61 по иску Супонина Бориса Борисовича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области о возложении обязанности зачесть в специальный страховой стаж периоды работы, по кассационной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) на решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 5 марта 2020г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 28 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения представителя Супонина Б.Б. - Баженова А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Супонин Б.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (далее по тексту также ГУ УПФ РФ в Коченевском районе Новосибирской области).
В обоснование требований указал, что 24 января 2019 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако ему было отказано, поскольку отсутствует необходимая продолжительность страхового стажа.
Решение ответчика считает незаконным и необоснованным, поскольку продолжительность специального страхового стажа на дату обращения в пенсионный орган составила 23 года 0 месяцев 25 дней.
Истец просил обязать ответчика включить в специальный страховой стаж период работы:
с 25 июня 1 г.980 по 20 ноября 1980 г. в Павлодарском судостроительном судоремонтном заводе в должности рулевого моториста БТМ-606;
а также периоды работы на Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе им. "40 лет Октября" в должности:
с 18 июня 1984 г. по 16 апреля 1985 г. - 3 штурмана 3 пом.механика на теплоходе "СТ-611";
с 17 апреля 1985 г. по 26 мая 1986 г. - 2 штурмана-2 пом.механика на теплоходе "СТ-611";
с 27 мая 1986 г. по 11 апреля 1987 г. - 3 штурмана - 3 пом.механика на теплоходе "Марков";
с 12 апреля 1987 г. по 10 апреля 1988 г. - моториста - рулевого на теплоходе "Ракета-11";
с 11 апреля 1988 г. по 06 апреля 1989 г. - 2 штурмана-2 пом.механика на теплоходе "БТМ-631";
с 07 апреля 1989 г. по 31 декабря 1989 г. - 2 штурмана-2 пом.механика на теплоходе "СТ-1409".
Включить периоды работы на ЦТЭФ Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе Верхне-Иртышского речного пароходства в должности:
с 01 января 1990 г. по 10 апреля 1990 г. - 2 штурмана-2 пом.механика на теплоходе "СТ-1409";
с 11 апреля 1990 г. по 31 июля 1992 г. - 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "БТМ-619";
с 07 августа 1992 г. по 31 марта 1993 г. - моториста-рулевого на теплоходе "СТ- 615";
с 01 апреля 1993 г. по 17 апреля 1994 г. - 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "СТ-615";
с 18 апреля 1994 г. по 05 июня 1995 г. - 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "БТМ-625";
с 06 июня 1995 г. по 02 января 1997 г. - 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "БУРАН";
с 03 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г. в Республиканском казенном Семипалатинском предприятии водных путей в должности капитана-механика-мастера пути на теплоходе "БУРАН".
Обязать ответчика назначить со дня обращения досрочно страховую пенсию по старости.
Решением Коченевского районного суда Новосибирской области от 05 марта 2020 г. Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Коченевском районе (межрайонное) обязано включить в специальный страховой стаж Супонина Б.Б. периоды работы:
с 25 июня 1980 г. по 20 ноября 1980 г. в Павлодарском судостроительном судоремонтном заводе в должности рулевого моториста БТМ-606;
с 18 июня 1984 г. по 16 апреля 1985 г. на Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе им. "40 лет Октября" в должности 3 штурмана-3 пом.механика на теплоходе "СТ-611";
с 17 апреля 1985 г. по 26 мая 1986 г. на Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе им. "40 лет Октября" в должности 2 штурмана-2 пом.механика на теплоходе "СТ-611";
с 27 мая 1986 г. по 11 апреля 1987 г. на Семипалатинском судоремонтно -судостроительном заводе им. "40 лет Октября" в должности 3 штурмана - 3 пом.механика на теплоходе "Марков";
с 12 апреля 1987 г. по 10 апреля 1988 г. на Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе им. "40 лет Октября" в должности моториста- рулевого на теплоходе "Ракета-11";
с 11 апреля 1988 г. по 06 апреля 1989 г. на Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе им. "40 лет Октября" в должности 2 штурмана-2 пом.механика на теплоходе "БТМ-631";
с 07 апреля 1989 г. по 31 декабря 1989 г. на Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе им. "40 лет Октября" в должности 2 штурмана-2 пом.механика на теплоходе "СТ-1409";
с 01 января 1990 г. по 10 апреля 1990 г. в ЦТЭФ Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе Верхне-Иртышского речного пароходства в должности 2 штурмана-2 пом.механика на теплоходе "СТ-1409";
с 11 апреля 1990 г. по 31 июля 1992 г. в ЦТЭФ Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе Верхне-Иртышского речного пароходства в должности 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "БТМ7649";
с 07 августа 1992 г. по 31 марта 1993 г. в ЦТЭФ Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе Верхне-Иртышского речного пароходства в должности моториста-рулевого на теплоходе, "СТ-615";
с 01 апреля 1993 г. по 17 апреля 1994 г. в ЦТЭФ Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе Верхне-Иртышского речного пароходства в должности 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "СТ-615";
с 18 апреля 1994 г. по 05 июня 1995 г. в ЦТЭФ Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе Верхне-Иртышского речного пароходства в должности 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "БТМ-625";
с 06 июня 1995 г. по 02 января 1997 г. в ЦТЭФ Семипалатинском судоремонтно- судостроительном заводе Верхне- Иртышского речного пароходства в должности 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "БУРАН";
с 03 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г. в Республиканском казенном Семипалатинском предприятии водных путей в должности капитана-механика-мастера пути на теплоходе "БУРАН".
Ответчик обязан назначить Супонину Б.Б. со дня обращения с 24 января 2019 г. досрочно страховую пенсию по старости.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 марта 2020 г, постановлено:
Решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 5 марта 2020 г. в части включения в специальный страховой стаж истца периодов работы с 25 июня 1980 г. по 20 ноября 1980 г. в Павлодарском судостроительном судоремонтном заводе в должности рулевого моториста БТМ-606 отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым отказать Супонину Б.Б. в удовлетворении его требований о включении в специальный страховой стаж истца периода работы с 25 июня 1980 г. по 20 ноября 1980 г. в Павлодарском судостроительном судоремонтном заводе в должности рулевого моториста БТМ-606;
В остальной части решение оставить без изменения.
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием по делу нового судебного постановления об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судебными инстанциями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Исходя из указанной нормы, плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ, от наименования их профессий и должностей, не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца, необходимо только документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Аналогичные положения содержались в подпункте 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон "О страховых пенсиях), при исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Исчисление стажа на соответствующих видах работ регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
В силу подпункта 9 пункта 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируется работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и городского сообщения).
Пункт 4 указанных Правил предусматривает, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Пункт 13 указанных Правил, введенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 266, предусматривает, что периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
Аналогичная норма содержалась в пункте 112 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590, согласно которой при назначении пенсий работникам водного транспорта полный навигационный период засчитывается за год работы.
Сроки начала и конца навигации применительно к замерзающим водным путям устанавливаются приказами территориальных органов государственных бассейновых управлений водных путей судоходства (ГБУПйС) с учетом местных климатических и гидрологических условий.
Если навигация, независимо от причин, отработана не полностью, то в стаж на соответствующих видах работ включаются все периоды работы, дающие право на досрочную пенсию по подпункту 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по их фактической продолжительности в порядке, предусмотренном пунктом 5 Правил, то есть в календарном исчислении с включением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.
Навигация - это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте.
Отработанный навигационный период на водном транспорте с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 266 "О внесении изменений в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" засчитывается в специальный трудовой стаж за год работы.
Из изложенного следует, что периоды работы на водном транспорте в течение полного навигационного периода учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном составила полный год. Работы в течение полного навигационного периода засчитываются в стаж как календарный год. В тех случаях, когда работник не весь навигационный период был занят на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии, в частности работа начата не с начала навигационного периода или закончена до его окончания или в течение навигационного периода работник находился в отпуске или отгулах, то указанный период засчитывается в стаж по фактической его продолжительности.
Согласно пункту 9 Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет, в этот стаж засчитываются отдельные периоды, непосредственно предшествовавшие или следовавшие за этими работами.
К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу (т.е. не изменяющие характера и условий труда).
К периодам, предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, относятся: оплачиваемый резерв, ремонт и т.п. периоды, когда член экипажа судна используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Как следует из письменных материалов гражданского дела и установлено судебными инстанциями, Супонин Б.Б. в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрирован 2 июня 2001 г..
24 января 2019 г. Супонин Б.Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости.
4 февраля 2019 г. решением N Супонину Б.Б. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, так как отсутствует требуемая продолжительность специального стажа работы на соответствующих видах работ.
Супонин Б.Б. согласно данным трудовой книжки работал:
- с 25 июня 1980 г. по 20 ноября 1980 г. в Павлодарском судостроительном судоремонтном заводе в должности рулевого моториста БТМ-606;
- с 18 июня 1984 г. по 16 апреля 1985 г. на Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе им. "40 лет Октября" в должности 3 штурмана-3 пом.механика на т/х "СТ-611";
- с 17 апреля 1985 г. по 26 мая 1986 г. на Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе им. "40 лет Октября" в должности 2 штурмана-2 пом.механика на т/х "СТ-611";
- с 27 мая 1986 г. по 11 апреля 1987 г. на Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе им. "40 лет Октября" в должности 3 штурмана - 3 пом.механика на п/х "Марков";
- с 12 апреля 1987 г. по 10 апреля 1988 г. на Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе им. "40 лет Октября" в должности моториста-рулевого на т/х "Ракета-11";
- с 11 апреля 1988 г. по 06 апреля 1989 г. на Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе им. "40 лет Октября" в должности 2 штурмана-2 пом.механика на т/х "БТМ-631";
- с 07 апреля 1989 г. по 31 декабря 1989 г. на Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе им. "40 лет Октября" в должности 2 штурмана-2 пом.механика на т/х "СТ-1409";
- с 01 января 1990 г. по 10 апреля 1990 г. в ЦТЭФ Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе Верхне-Иртышского речного пароходства в должности 2 штурмана-2 пом.механика на т/х "СТ-1409";
- с 11 апреля 1990 г. по 31 июля 1992 г. в ЦТЭФ Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе Верхне-Иртышского речного пароходства в должности 1 штурмана-1 пом.механика на т/х "БТМ-619";
- с 07 августа 1992 г. по 31 марта 1993 г. в ЦТЭФ Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе Верхне-Иртышского речного пароходства в должности моториста-рулевого на т/х "СТ- 615";
- с 01 апреля 1993 г. по 17 апреля 1994 г. в ЦТЭФ Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе Верхне-Иртышского речного пароходства в должности 1 штурмана-1 пом.механика на т/х "СТ-615";
- с 18 апреля 1994 г. по 05 июня 1995 г. в ЦТЭФ Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе Верхне-Иртышского речного пароходства в должности 1 штурмана-1 пом.механика на т/х "БТМ-625";
- с 06 июня 1995 г. по 02 января 1997 г. в ЦТЭФ Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе Верхне-Иртышского речного пароходства в должности 1 штурмана-1 пом.механика на т/х "БУРАН";
- с 03 января 1997 г. по 16 апреля 2001 г. в Республиканском казенном Семипалатинском предприятии водных путей в должности капитана-механика-мастера пути т/х "БУРАН";
- с 25 апреля 2001 г. по 16 апреля 2002 г. в Волжской БТО флота в должности 3 штурмана - 3 пом.механика на т/х "ОТ-2419";
- с 17 апреля 2002 г. по 18 июня 2002 г. в Волжской БТО флота в должности 3 штурмана - 3 пом.механика на т/х "Волго-Дон 5016";
- с 24 июня 2002 г. по 03 августа 2002 г. в ООО "ФАБЕРТ" в должности капитана на "ОС 254":
- с 05 мая 2004 г. по 14 марта 2007 г. в МОУ "Центр образования" в должности капитана-механика т/х "Юннат";
- с 07 августа 2012 г. по 31 марта 2013 г. в филиале Обского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства в должности моториста т/х "Перекат";
- с 01 апреля 2013 г. по 21 апреля 2013 г. в филиале Обского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства в должности 2 помощника капитана теплохода;
- с 22 апреля 2013 г. по 04 июля 2013 г. в филиале Обского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства в должности старшего помощника капитана теплохода;
- с 29 июня 2015 г. по 30 апреля 2018 г. в ООО "СТЕК" в плавсоставе в должности старшего помощника капиатан-1 помощника механика.
Согласно архивной справке N от 3 октября 2018 г. Супонин Б.Б. работал с 25 июня 1980 г. в Павлодарском судостроительном судоремонтном заводе в должности рулевого моториста теплохода БТМ-606. Супонин Б.Б. заработал отгулы за навигацию 1980 года. С 19 апреля 1994 г. Супонин Б.Б. был принят штурманом - пом.механика БТМ-625 на период навигации. В ведомостях начисления заработной платы работникам за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 1980 года, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, ноябрь 1994 года значится Супонин Б.Б. работавший в режиме полного рабочего дня, полной рабочей недели. Документы, характеризующие технологический процесс, описания условий труда, карты аттестации рабочих сет, штатные расписания, технические паспорта оборудования на хранение в архив не передавались (л.д. 39).
Архивной справкой за N от 06 декабря 2018 г. подтверждается, что Супонин Б.Б. работал с полным рабочим днем, полной рабочей неделей на Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе им. "40 лет Октября" в должностях относящихся к плавсоставу предприятия на судах речного флота (за исключением судов портовых, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) в периоды: с 18 июня 1984 г, с 17 апреля 1985 г, с 27 мая 1986 г, с 12 апреля 1987 г, с 11 апреля 1988 г, с 07 апреля 1989 г, с 01 января 1990 г. В справке так же указано, что теплоходы "СТ-611", "Марков", "Ракета-11", "БТМ-631", "СТ-1409" относятся к судам речного флота и не являются портовыми судами, постоянно работающими в акватории порта, служебно-вспомогательными и разъездными судами, пригородного и внутреннего сообщения. В периоды (навигационный стаж), указанные в справке, не включены отпуска без сохранения заработной платы, учебные отпуска, периоды обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.
Архивными справками за N от 06 февраля 2018 г. и за N от 14 декабря 2017 г. подтверждается факт начисления Супонину Б.Б. заработной платы за периоды: с апреля по ноябрь 1985 года, с мая по ноябрь 1986 года, с апреля по октябрь 1988 года, с апреля по октябрь 1989 года (л.д. 43), с апреля по октябрь 1990 года, с апреля по октябрь 1991 года, с апреля по декабрь 1992 года, с июля по ноябрь 1995 года, с апреля по ноябрь 1996 года.
Согласно удостоверения N Супонин Б.Б. в период с 1984 по 2000 годы регулярно проходил проверку знаний в различных районах плавания.
Из дополнительно представленной судебной коллегии справке, уточняющей характер работы или условия труда от 10 июля 2020 г, следует, что теплоход "Буран" относится к судам речного флота и не является портовым судном, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судном, судном пригородного и внутригородского сообщения.
Согласно представленной судебной коллегии архивной справке от 9 июля 2020 г. Следует, что:
приказом от 16 апреля 1991 г. в связи с объявлением навигационного положения, истец был направлен на в состав Верхне-Иртышского речного пароходства в должности 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "БТМ7649";
приказом от 28 октября 1991 г. истцу предоставлены отгулы за навигацию 1991 года в должности 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "БТМ7649";
приказом от 19 апреля 1993 г. в связи с объявлением навигационного положения, истец был направлен в состав Верхне-Иртышского речного пароходства в должности 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "СТ-615";
приказом от 05 июля 1993 г. истцу предоставлены отгулы за навигацию 1993 года в должности 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "СТ-615" в количестве 23 рабочих дней с 28 июля по 23 августа 1993 г.;
приказом от 16 февраля 1994 г. истцу предоставлены отгулы за навигацию 1993 года в должности 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "СТ-615" в количестве 23 рабочих дней с18 марта по 14 апреля 1994 г.;
приказом от 15 апреля 1994 г. в связи с объявлением навигационного положения, истец был направлен в состав Верхне-Иртышского речного пароходства в Павлодарский ЦТЭФ в должности 2 штурмана-2 пом.механика на теплоходе "БТМ-625";
приказом от 19 декабря 1994 г. истцу предоставлены отпуск по экологии; очередной трудовой отпуск; неоплачиваемые отгулы в должности 2 штурмана-2 пом.механика на теплоходе "БТМ-625";
приказом от 11 апреля 1995 г. в связи с объявлением навигационного положения, истец был направлен в состав Верхне-Иртышского речного пароходства в должности 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "БТМ-625";
приказом от 07 июня 1995 г. в связи с объявлением навигационного положения, истец был направлен на в состав Верхне-Иртышского речного пароходства в должности 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "Буран";
приказом от 24 ноября 1995 г. истцу предоставлены отпуск по экологии; очередной трудовой отпуск; отгулы в должности 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "Буран";
приказом от 12 мая 1996 г. в связи с объявлением навигационного положения, истец был направлен в состав Верхне-Иртышского речного пароходства в должности 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "Буран";
приказом от 25 ноября 1996 г. истцу предоставлены отпуск по экологии; отгулы в должности 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "Буран";
приказом от 27 ноября 1995 г. истец уволен с должности 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "Буран" по ст. 31 п.5 КЗоТ Республики Казахстан в порядке перевода в БУП со 2 января 1997 года.
Удовлетворяя исковые требования истца, судебные инстанции пришли к выводу, что в спорные периоды истец работал в должностях, которые входят в штат судов, занимаемые должности относятся к плавсоставу, а судна на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами судебных инстанций.
Удовлетворяя исковые требования истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы истца на теплоходах "БТМ-625", "СТ-615", "БТ-325", судебные инстанции пришли к выводу, что указанные суда не относятся к судам портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Между тем, указанные выводы судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, поскольку из письменных материалов гражданского дела не следует, что указанные суда не относятся к судам портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, документального подтверждения указанному письменные материалы гражданского дела не содержат.
Судебными инстанциями не принято во внимание, что из письменных материалов гражданского дела следует, что период навигации в 1993 году истцом отработан не полностью, поскольку в период навигации истцу предоставлялся очередной отпуск, отгулы, что следует из представленной истцом уточняющей справки. Между тем, из приведенных выше норм права, регулирующих спорные правоотношения следует, что только работы в течение полного навигационного периода засчитываются в стаж как календарный год. В тех случаях, когда работник не весь навигационный период был занят на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии, в частности работа начата не с начала навигационного периода или закончена до его окончания или в течение навигационного периода работник находился в отпуске или отгулах, то указанный период засчитывается в стаж по фактической его продолжительности.
Учитывая изложенное, судебные акты об удовлетворении исковых требований истца о включении периодов работы в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии по старости нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в части удовлетворения исковых требований истца с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 5 марта 2020г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 28 июля 2020 г. в части удовлетворения исковых требований Супонина Бориса Борисовича о включении в специальный страховой стаж периодов работы:
на Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе им. "40 лет Октября" в должности:
с 18 июня 1984 г. по 16 апреля 1985 г. - 3 штурмана 3 пом.механика на теплоходе "СТ-611";
с 17 апреля 1985 г. по 26 мая 1986 г. - 2 штурмана-2 пом.механика на теплоходе "СТ-611";
с 27 мая 1986 г. по 11 апреля 1987 г. - 3 штурмана - 3 пом.механика на теплоходе "Марков";
с 12 апреля 1987 г. по 10 апреля 1988 г. - моториста - рулевого на теплоходе "Ракета-11";
с 11 апреля 1988 г. по 06 апреля 1989 г. - 2 штурмана-2 пом.механика на теплоходе "БТМ-631";
с 07 апреля 1989 г. по 31 декабря 1989 г. - 2 штурмана-2 пом.механика на теплоходе "СТ-1409".
на ЦТЭФ Семипалатинском судоремонтно-судостроительном заводе Верхне-Иртышского речного пароходства в должности:
с 01 января 1990 г. по 10 апреля 1990 г. - 2 штурмана-2 пом.механика на теплоходе "СТ-1409";
с 11 апреля 1990 г. по 31 июля 1992 г. - 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "БТМ-619";
с 07 августа 1992 г. по 31 марта 1993 г. - моториста-рулевого на теплоходе "СТ- 615";
с 01 апреля 1993 г. по 17 апреля 1994 г. - 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "СТ-615";
с 18 апреля 1994 г. по 05 июня 1995 г. - 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "БТМ-625";
с 06 июня 1995 г. по 02 января 1997 г. - 1 штурмана-1 пом.механика на теплоходе "БУРАН";
с 03 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г. в Республиканском казенном Семипалатинском предприятии водных путей в должности капитана-механика-мастера пути на теплоходе "БУРАН", обязании назначить Супонину Б.Б. со дня обращения с 24 января 2019 г. досрочно страховую пенсию по старости, отменить, в отменной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.