Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Шефер И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-888/2020 (УИД 04RS0021-01-2020-000653-95) по иску Трусовой Елены Александровны к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты
по кассационной жалобе Трусовой Елены Александровны на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 7 мая 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 20 июля 2020 г.
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Советского районного суда г. Улан-Удэ
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения Трусовой Елены Александровны, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия по доверенности Поповой Светланы Георгиевны, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Трусова Елена Александровна (далее по тексту - Трусова Е.А.) обратилась в Советский районный суд г. Улан-Удэ с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия (далее по тексту - УФСИН России по Республике Бурятия) о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Бурятия и подведомственных ему учреждений, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органе уголовно-исполнительной системы Республики Бурятия, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенного в протоколе от 28 января 2020 г. N N, в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, об обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с составом семьи два человека.
Определением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 25 марта 2020 г. судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО57 (далее по тексту - ФИО21 ФИО58.).
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 7 мая 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 20 июля 2020 г. исковые требования Трусовой Е.А. оставлены без удовлетворения.
Трусова Е.А. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 7 мая 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 20 июля 2020 г. отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы Трусова Е.А. указала, что в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, не сказано, что должны предоставляться сведения о регистрации по месту жительства сотрудника и членов его семьи за последние 5 лет, необходимо предоставить сведения об имеющейся регистрации по месту жительства на день подачи рапорта о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, которые ею были представлены; суды оставили без внимания положения статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", она является единственным родителем малолетнего ФИО59, а значит с даты рождения (ДД.ММ.ГГГГ) зарегистрирован он мог быть только с ней по адресу "адрес", формальное отсутствие регистрации младенца ФИО60 в период с 17 июня 2015 г. по 26 апреля 2016 г. не могло лишить Комиссию УФСИН России по Республике Бурятия объективной возможности установить у нее наличие оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия находит их подлежащими отмене, доводы кассационной жалобы заслуживающими внимание.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Трусова Е.А. проходила службу в органах УФСИН России по Республике Бурятия с 2005 г. по 2020 г.
Трусова Е.А. с 24 января 2006 г. по 13 февраля 2019 г, а также ее сын с 26 апреля 2016 г. и по 27 февраля 2019 г. имели постоянную регистрацию в жилом помещении, общей площадью 51, 3 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности матери истца - ФИО61
Трусова Е.А. с 13 февраля 2019 г. и ее сын с 27 февраля 2019 г. зарегистрированы по адресу: г "адрес", в жилом помещении, принадлежащем на праве оперативного управления УФСИН России по Республике Бурятия.
29 октября 2019 г. Трусова Е.А. обратилась с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
28 января 2020 г. на заседании комиссия УФСИН России по Республике Бурятия было принято решение, оформленное протоколом N N, об отказе Трусовой Е.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с нарушением пунктов 5 и 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369: у сына заявителя отсутствует регистрация с 17 июня 2015 г. по 26 апреля 2016 г, согласно выписке из домой книги и выписки из финансового лицевого счета с указанием зарегистрированных лиц, на указанной жилплощади постоянно зарегистрировано 4 человека (51, 3 кв.м /4 =12, 83 кв.м. на одного члена семьи, на момент снятия с учета заявителя).
Трусова Е.А, не согласившись с решением комиссии, указав, что несмотря на отсутствие регистрации сына по месту жительства с момента его рождения он проживал совместно с ней, соглашение с собственником жилого помещения по адресу: "адрес" об определении порядка пользования жилым помещением не заключала, с регистрации в п. Выдрино снялась в связи со сменой места работы и места жительства (г. Улан-Удэ), обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ), Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г..N 369 (далее по тексту - Правила), статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г..N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", исходил из того, что несоблюдение Трусовой Е.А. установленных названными Правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, а именно отсутствие сведений о регистрации ее сына ФИО62. по месту жительства с 17 июня 2015 г..по 26 апреля 2016 г, лишило комиссию УФСИН России по Республике Бурятия возможности установить наличие у Трусовой Е.А. оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283- ФЗ, для постановки с составом семьи из двух человек на учет для получения единовременной социальной выплаты; Трусова Е.А. имела право пользования жилым помещением по адресу: "адрес" наравне с собственником, соглашений с собственником об ином статусе члена его семьи не представила, на указанной жилплощади постоянно зарегистрировано 4 человека (51, 3 кв.м./4 чел.= 12, 83
кв.м. на одного члена семьи, на момент снятия с учета заявителя), что свидетельствует об обеспеченности Трусовой Е.А. жилой площадью и об отсутствии нуждаемости в жилом помещении.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции об обоснованности решения комиссии об отказе Трусовой Е.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании пункта 5 Правил, поскольку Трусовой Е.А, претендующей на получение спорной выплаты, в комиссию УФСИН России по Республике Бурятия не были представлены документы, содержащие необходимые сведения с места жительства члена ее семьи (несовершеннолетнего ребенка) в период с 17 июня 2015 г. по 26 апреля 2016 г.
Установив по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" является мать истца - ФИО63, Трусова Е.А. была вселена в принадлежащую матери квартиру, общей площадью 51, 3 кв. м, как член семьи собственника жилого помещения, обратного из материалов дела не следует, в указанной квартире зарегистрировано 4 человека, на одного члена семьи приходилось менее 15 кв.м, суд апелляционной инстанции указал, что снятие Трусовой Е.А. и ее сына с регистрационного учета в 2019 г. не привело к созданию нуждаемости в жилом помещении и соответственно приобретению права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, данное право было у истца до снятия с регистрационного учета, признал неправильным вывод суда первой инстанции о совершении истцом действий, повлекших ухудшение жилищных условий, однако указанное не является основанием для признания незаконным решения Комиссии УФСИН России по Республике Бурятия об отказе Трусовой Е.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку истцу было отказано в постановке на учет не только в связи с ухудшением жилищных условий, но и в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
С выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права при существенном нарушении норм процессуального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1, 2 части 3 статьи 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного закона.
К таким лицам относятся супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения (пункты 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 5 Правил сотрудник при обращении в комиссию в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты к заявлению прилагает в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения) (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Предусмотренное пунктом 5 Правил требование о предоставлении ряда документов обусловлено необходимостью оценки жилищных условий семьи сотрудника и его нуждаемости в жилищных гарантиях, объем которых зависит от количества совместно проживающих с ним членов семьи.
Копии документов, указанных в пункте 5 Правил должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из данной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (абзац первый части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Таким образом, в силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
С учетом исковых требований Трусовой Е.А, их обоснования, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права обстоятельствами, имеющими значение для дела, являлись предоставление Трусовой Е.А. вместе с заявлением (рапортом) документов, перечисленных в пункте 5 Правил и содержащих необходимые сведения о регистрации по месту пребывания сотрудника и совместно проживающих с ним членов его семьи; установление нуждаемости сотрудника в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ; несовершение сотрудником или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Делая вывод о непредставлении Трусовой Е.А. документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, а именно сведений о регистрации ее несовершеннолетнего ребенка по месту жительства за последние пять лет до подачи рапорта, суды и первой и апелляционной инстанции не учли положения Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ и Правил, согласно которым одним из условий, имеющих значение для предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты в размере, исчисленном с учетом членов его семьи, является факт их совместного проживания, неправильно истолковали положения подпункта "б" пункта 5 Правил, согласно которым в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник предоставляет копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) без указания на пятилетний период; оставили без внимания факт предоставления Трусовой Е.А. свидетельства о регистрации по месту жительства несовершеннолетнего ребенка; не дали правовой оценки доводам Трусовой Е.А. о том, что она является единственным родителем несовершеннолетнего ФИО64, который с рождения по 26 апреля 2016 г..проживал с ней по адресу: "адрес" без регистрации, поскольку она не могла зарегистрировать сына по причине того, что он родился болезненным ребенком, были тяжелые роды, имелись проблемы, паспортист в администрации работает 2 дня в неделю когда с обеда, когда после обеда, затруднительно было найти время, чтобы с ребенком было все в порядке и паспортист был на месте, возможность зарегистрировать ребенка представилась ей только через 8 месяцев; не дали каких-либо суждений о наличии либо отсутствии у Трусовой Е.А. оснований для постановки ее на учет для
получения единовременной социальной выплаты, в том числе в связи с предоставлением ею свидетельств о регистрации по месту жительства ребенка, справки Администрации муниципального образования сельского поселения "Выдринское" Кабанского муниципального района Республики Бурятия от 21 августа 2019 г..о проживании ФИО65, ДД.ММ.ГГГГ года рождения совместно с матерью с рождения по 26 апреля 2016 г..без регистрации по месту жительства.
Соответственно выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что Трусовой Е.А. при обращении с рапортом в комиссию не были предоставлены документы, предусмотренные пунктом 5 Правил, нельзя признать законными, так как они сделаны при неустановлении и недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела.
Также судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что причиной снятия Трусовой Е.А. вместе с несовершеннолетним сыном по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", в котором она как член семьи собственника была обеспечена общей площадью жилого помещения менее 15 квадратных метров, с последующей регистрацией по месту жительства в жилом помещении по договору найма служебного жилого помещения, явился переезд из "адрес" в связи с сокращением колонии для дальнейшего прохождения службы в г. Улан-Удэ.
Вопреки требованиям части 4 статьи 67, части 1 статьи 327.1, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не привел мотивов по которым пришел к выводу, что снятие Трусовой Е.А. и ее сына с регистрационного учета в 2019 г. не привело к созданию нуждаемости в жилом помещении и соответственно приобретению права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, данное право было у истца до снятия с регистрационного учета, учитывая, что как до снятия с регистрационного учета, так и после такого снятия жилищные условия Трусовой Е.А. не изменились, обеспеченность жилым помещением на каждого члена семьи составляла и составляет менее 15 кв.м, действий, повлекших ухудшение жилищных условий с целью приобретения статуса нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 7 мая 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 20 июля 2020 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами, имеющими значение для дела.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 7 мая 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 20 июля 2020 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
И.А. Шефер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.