Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Богдевич Н.В, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1446/2020 по иску заместителя прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N3 Федеральной службы исполнения наказаний", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия об обеспечении условий для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией, по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия, Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N3 Федеральной службы исполнения наказаний" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 16 сентября 2020 года, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, выслушав представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия, Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N3 Федеральной службы исполнения наказаний", Федеральной службы исполнения наказаний России в лице Цыбыктаровой Валентины Валериевны, поддержавшей доводы кассационной жалобы, процессуального истца - прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслакову О.Г, полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Заместитель прокурора Республики Бурятия, обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил обязать Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N3 Федеральной службы исполнения наказаний (далее-ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 3 ФСИН", ответчик), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия (далее-УФСИН России по Республике Бурятия, ответчик) обеспечить оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, а именно: развернуть в филиале "Больница" ФКУЗ "Медико-санитарная часть N3 ФСИН" не менее 40 коек для лечения пациентов со средней степенью тяжести COVID-19; развернуть в филиале "Больница" ФКУЗ "Медико-санитарная часть N3 ФСИН" койки для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких; оснастить койку для пациентов с тяжелой формой заболевания, требующих неинвазивной вентиляции легких: аспиратором электрическим - 1 шт.; увлажнителем кислорода - 1 шт.; аппаратом для определения газов крови - 1 шт.
Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой республики проверкой исполнения законодательства об охране здоровья осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в деятельности ФКУЗ "Медико-санитарная часть N3 ФСИН" выявлены нарушения, связанные с неготовностью оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в частности, отсутствием необходимого медицинского оборудования для диагностики и лечения, что также установлено и проверками Территориального органа Росздравнадзора и Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия. Установлено, что ответчиком развернуто 4 койки для лечения больных с коронавирусной инфекцией, из которых: 1 койка для пациентов с легкой и средне-тяжелой формой заболевания, 2 койки с тяжелой формой заболевания, не требующих искусственной вентиляции легких, 1 койка для пациентов с тяжелой формой заболевания, требующих неинвазивной вентиляции легких. Вопреки требованиям приказа Минздрава РФ N198н (с изм. от 18.05.2020), ответчиком не развернуты койки для пациентов со средней степенью тяжести (40 коек) и пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной вентиляции легких. Кроме того, приказом Минздрава Республики Бурятия от 25.04.2020 N299-ОД не предусмотрена маршрутизация пациентов из учреждений здравоохранения ФСИН с крайне тяжелой формой заболевания в государственные учреждения здравоохранения. Согласно информации Минздрава РБ, в государственных учреждениях здравоохранения отдельный коечный фонд с условиями для обеспечения лечения COVID-19 у лиц, заключенных под стражу или отбывающих наказание в виде лишения свободы, с учетом их уголовно-правового статуса и необходимости их отдельного содержания, обеспечения охраны, не предусмотрен. Койки для пациентов средней степени тяжести не развернуты, однако для их развертывания имеется все необходимое медицинское оборудование.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 июня 2020 года, которым исковые требования удовлетворены частично и постановлено:
Обязать Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N3 Федеральной службы исполнения наказаний", Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, а именно: оснастить койку для пациентов с тяжелой формой заболевания, требующих неинвазивной вентиляции легких: аспиратором электрическим - 1 шт.; увлажнителем кислорода - 1 шт.; аппаратом для определения газов крови - 1 шт.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 16 сентября 2020 года постановлено:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 июня 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N3 Федеральной службы исполнения наказаний", Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, а именно: развернуть в филиале "Больница" Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N3 Федеральной службы исполнения наказаний" не менее 40 коек для лечения пациентов со средней степенью тяжести COVID - 19, а также койки для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких.
В кассационной жалобе ответчиков, поступившей в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, содержится просьба об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции, как незаконного, просили оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 379.6, 379.7, 390 ГПК РФ, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что таких нарушений судом первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что проведенной прокуратурой Республики Бурятия, а также проверками Территориального органа Росздравнадзора по Республике Бурятия, Управления Роспотребнадзора по РБ установлена недостаточная готовность ФКУЗ "МСЧ-3 УФСИН России" к оказанию медицинской помощи пациентам с COVID-19.Как следует из распоряжения УФСИН России по РБ от 21.04.2020 N32-р (которым развернуто 4 койки стационарного типа для пациентов с новой коронавирусной инфекцией на территории филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России, из которых 1 койка - для пациентов с легкой и среднетяжелой формой заболевания, 2 - с тяжелой формой заболевания, не требующих искусственной вентиляции легких, 1 - с тяжелой формой заболевания, требующих неинвазивной вентиляции легких), а также проекта распоряжения ФСИН России, они изданы во исполнение приказа Минздрава России от 19.03.2020 N198н.
Приказом Минздрава России от 06.08.2013 г. N529н утверждена номенклатура медицинских организаций, к числу которых относится и медико-санитарная часть, в том числе центральная.
Согласно Письму Минздрава России от 05.05.2020 N 30-0/И/2-5931 о Минимальных требованиях к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции, рекомендуемый коечный фонд, необходимый для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, рассчитывается с учетом наличия уже развернутых коек, а также эпидемиологической ситуации: для остальных регионов (помимо г. Москвы и г.Санкт-Петербурга 0 - 1 - 2 койки на 1000 человек. Структурное подразделение медицинской организации размещается в отдельном здании или комплексе зданий, соответствующих настоящим минимальным требованиям. При отсутствии возможности выделения отдельного здания допускается размещение структурного подразделения в одном здании с другими структурными подразделениями медицинской организации при наличии возможности разделения потоков пациентов и работников (отдельных входов, изолированных от других помещений), зданиях иных организаций, приведенных в соответствие с настоящими минимальными требованиями.
Структурное подразделение медицинской организации для лечения COVID-19 оснащается в соответствии с Минимальными требованиями к оснащению структурного подразделения.
Аналогичные минимальные требования к оснащению структурного подразделения медицинской организации содержатся в Приложении к минимальным требованиям к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19 (утв. Приказом Минздрава России от 19.03.2020 N198н).
Судом установлено, что Росздравнадзором в июне 2020 г. проводилась проверка, которой установлено, что было развернуто 4 койки, хотя согласно схеме маршрутизации, было прописано 40 коек для больных средней тяжести и 2 койки для тяжелых пациентов. Имеется один аппарат ИВЛ "Авента". На 4 койки его хватает, но если возникнет вспышка заболеваемости, этого недостаточно. Имеется один концентратор кислорода, он предназначен в соответствии с приказом N198н из расчета один на две койки. Для средней степени тяжести развернута одна койка, оснащение имеется. Имеется концентратор кислорода, была консоль. Сама больница не оснащена системой централизованного снабжения медицинскими газами. Централизованное снабжение медицинскими газами может быть заменено концентратором кислорода. Нужны койки для пациентов в крайне тяжелом состоянии, исходя их требований приказа N198н. Структуру и количество коечного фонда определяет Министерство здравоохранения Республики Бурятия и ФСИН. Для 4 коек предусмотрено 2 поста. Представлен только один пост. При наличии концентратора кислорода, на МСЧ-3 распространяется абзац 2 п.11 Минимальных требований, а также проценты по коечному фонду, в отсутствие централизованного оснащения. При имеющейся лицензии МСЧ-3 может развернуть более 42 коек.
Согласно п.3 Минимальных требований к приказу Минздрава N198н, структурные подразделения медицинской организации для лечения COVID-19 для пациентов, находящихся в тяжелом и крайне тяжелом состоянии, рекомендуется создавать в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую работы (услуги) по "рентгенологии", "клинической лабораторной диагностике" или "лабораторной диагностике", "функциональной диагностике", "ультразвуковой диагностике", "эндоскопии", "анестезиологии и реаниматологии".
Структурные подразделения медицинской организации для лечения COVID-19 для пациентов, находящихся в состоянии средней тяжести, рекомендуется создавать в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую работы (услуги) по "рентгенологии", "клинической лабораторной диагностике" или "лабораторной диагностике", "функциональной диагностике", "ультразвуковой диагностике".
В соответствии с п. 11 Минимальных требований, в структурном подразделении медицинской организации для лечения COVID-19 для пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, рекомендуемое количество коек, обеспеченных системой централизованного снабжения медицинскими газами с возможностью монтажа клапанной системы или медицинской консоли, составляет 70% от общего коечного фонда.
При отсутствии системы централизованного снабжения медицинскими газами структурное подразделение медицинской организации для лечения COVID-19 оснащается концентраторами кислорода с функцией сжатого воздуха и вакуума из расчета одна установка на 1 - 2 койки.
В структуре коечного фонда, обеспеченного системой централизованного снабжения медицинскими газами с возможностью монтажа клапанной системы или медицинской консоли, рекомендуется выделять:
не менее 50% коек для пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, не требующих искусственной вентиляции легких;25% коек для пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, требующих проведения неинвазивной вентиляции легких;25% коек для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких.(в ред. Приказа Минздрава России от 18.05.2020 N 459н)Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяет структуру коечного фонда в зависимости от эпидемиологической ситуации.
Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Бурятия, МСЧ-3 выданы соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, что также подтверждается и информацией ТО Росздравнадзора по Республики Бурятия.
Отказывая в обжалуемой части в удовлетворении иска и признавая несостоятельными доводы прокурора о необходимости развертывания не менее 40 коек для пациентов со средней степенью тяжести COVID-19, суд первой инстанции мотивировал свои выводы тем, что во исполнение указания ФСИН России от 18.04.2020 г, распоряжением УФСИН России по РБ от 21.04.2020 г. определен коечный фонд ФКУЗ "МСЧ-3 ФСИН России" в количестве 4 койко-места, а утвержденная ранее совместно с Управлением Роспотребнадзора и Минздравом Республики Бурятия схема маршрутизации, в связи с изданием указанного распоряжения, правового значения не имеет, поскольку орган исполнительной власти субъекта не уполномочен определять коечный фонд в больнице МСЧ-3, равно как и приказ Минздрава России от 19.03.2020 N198н (в редакции от 18.05.2020 г.) не определяет коечный фонд для лечения пациентов со средней степенью тяжести.
Оставляя без удовлетворения требования прокурора о возложении обязанности развернуть койки для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких, суд исходил из определения ФСИН России структуры коечного фонда МСЧ-3, указал также, что последняя не обеспечена системой централизованного снабжения медицинскими газами, наличие концентратора кислорода в больнице подтверждено проверкой ТО Росздравнадзора Республики Бурятия.
С указанными выводами, суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не согласился и указал следующее, что во взаимосвязи с ч.5 ст.101 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации и абзацем 7 ст.11 Минимальных требований к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, утв. Приказом Минздрава России от 19.03.2020 N198н (здесь и далее - "Минимальные требования", в ред. от 29.05.2020 - на день вынесения решения суда), Министерство здравоохранения Республики Бурятия полномочно определять структуру коечного фонда в зависимости от эпидемиологической ситуации.
Суд апелляционной инстанции полагал, что определение УФСИН России по Республики Бурятия в апреле 2020 года 4 койко-места, без учета динамики роста числа заболевших, недостаточно, при том, что ответчиками не представлено сведений, какие нормативы применялись при определении данного количества коек, не учтена динамика роста заболеваемости.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции пришла к выводу, что требования прокурора о понуждении развертывания 40 коек для пациентов со средней степенью тяжести, законны и обоснованы, исходя из следующего.
Приказом Минздрава России от 19.03.2020 N198н утверждены минимальные требования (приведенные в таблице) к оснащению структурного подразделения медицинской организации содержатся - 1 круглосуточный пост на 20 коек, для пациентов со средней степенью тяжести течения заболевания.
Исходя из данного норматива, количество коек для пациентов со средней степенью тяжести COVID-19, должно составлять не менее 40 (20х2), что не было принято во внимание судом первой инстанции.
Кроме того, 08.04.2020 года УФСИН России по РБ совместно с Министерством здравоохранения Республики Бурятия утверждены план и схема маршрутизации оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях из числа лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Бурятия, в филиале "Больница" (на 42 койко-места) МСЧ-3 определено выделение 40 коек для пациентов с заболеваниями новой коронавирусной инфекцией средней степени тяжести и 2 койки для нуждающихся пациентов в ИВЛ.
Таким образом, план и схема маршрутизации с определением 40 коек для пациентов с заболеваниями новой коронавирусной инфекцией средней степени тяжести соответствуют нормативам, установленным Приказом Минздрава России от 19.03.2020 N198н.
Более того, в письме начальника УФСИН России по Республике Бурятия от 22.04.2020 г. начальнику ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия, содержится указание, в целях перепрофилирования Больницы на 42 койко-места для лечения больных короновирусной инфекцией и в соответствии с рекомендации специалистов Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия, необходимо проведения мероприятий по установке перегородок с дверьми, восстановить раковину для мытья рук с душем с подводкой воды, предусмотреть защелки (щеколды) на двери палат, предусмотреть на каждую палату ведра с крышками и рукомойники (умывальники), рассмотреть возможность отсечения канализационных стоков от больницы для последующего обеззараживания в колодцах, перенести стиральную машинку для стирки постельного белья осужденных в помещения "грязной зоны", перекрыть воздуховоды вытяжной вентиляции из операционной. О проделанной работе доложить в Управление на имя начальника до 24.04.2020 до 10.00.
По информации Министра здравоохранения Республики Бурятия от 10.06.2020 г. в адрес Прокуратуры Республики Бурятия, с учетом напряженной эпидемиологической ситуации в Республике Бурятия для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в медицинских организациях республики развернуты 971 коек, из них 495 коек для пациентов, находящихся в тяжелом состоянии. По информации Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия на 8.00 часов 10.06.2020 г. зарегистрировано 2020 (в том числе за последние сутки + 64) лабораторно подтвержденных в установленном порядке случаев заражения COVID-19.
По сведениям Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 11.06.2020 г, план числа коек для приема больных новой коронавирусной инфекции на население Республики (986 109 человек), составляет 493 койки. Отдельная медицинская организация или отдельный коечный фонд в государственных медицинских организациях Республики Бурятия с условиями для обеспечения лечения новой короновирусной инфекции у лиц, заключенных под стражу или отбывающих наказание в виде лишения свободы, с учетом их уголовно-правового статуса и необходимости их отдельного содержания, обеспечения охраны, не предусмотрены.
По сведениям территориального органа Росздравнадзора по Республике Бурятия от 18.06.2020 г, на территории филиала "Больница ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России" не развернуты койки для пациентов со средней степенью тяжести (40 коек), не предусмотрена госпитализация пациентов, находящихся на амбулаторном лечении со средней и легкой тяжестью заболевания. Кроме того, не развернуты койки для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной вентиляции легких, при этом приказом Минздрава РБ от 25.04.2020 N292-ОД не предусмотрена маршрутизация пациентов с крайне тяжелой формой. Структурное подразделение медицинской организации на 4 койки для лечения COVID-19 оснащено 1 аппаратом концентратора кислорода из расчета одна установка на 1-2 койки. В наличии 1 аппарат ИВЛ "Авента". Таким образом, по мнению ТО Росздравнадзора по Республики Бурятия, имеется неполная готовность к оказанию медицинской помощи пациентам с COVID-19 в ФКУЗ "МСЧ N3".
Приказом Минздрава РБ от 25.04.2020 N292-ОД утверждена временная схема маршрутизации пациентов коронавирусной инфекции, согласно которой, подозреваемые, обвиняемые и осужденные из учреждений ФСИН России - больные в тяжелом состоянии - в ГБУЗ "РКИБ" в сопровождении охраны УФСИН России по РБ, контактные - в инфекционных изоляторах системы ФСИН России (43 койки).
Судом апелляционной инстанции исследована представленная сторонами информация об эпидемиологической ситуации заболеваемости, вызванной новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в учреждениях УФСИН России по Республике Бурятия, из которой следует, что количество коек 4 явно недостаточно для лечения больных.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что вывод суда первой инстанции о том, что коечный фонд для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких, определен только для обеспеченных системой централизованного снабжения медицинскими газами с возможностью монтажа клапанной системы или медицинской консоли, не соответствует положениям пункта 11 Минимальных требований.
С учетом анализа представленных доказательств и нормативно-правового регулирования спорных правоотношений, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда в части отказа в удовлетворении иска - отмене, с принятием нового решение, которым на ответчиков возлагается обязанность в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, а именно: развернуть в филиале "Больница" Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N3 Федеральной службы исполнения наказаний" не менее 40 коек для лечения пациентов со средней степенью тяжести COVID - 19, а также койки для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, требующих проведения инвазивной искусственной вентиляции легких.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда апелляционной инстанции отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Статьей ст.41 Конституции РФ гарантировано право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что невозможность оказания медицинской помощи в ФКУЗ "МСЧ-3 ФСИН" материалами дела не подтверждена, с учетом того, что по сведениям Минздрава Республики Бурятия, отдельная медицинская организация или отдельный коечный фонд в государственных медицинских организациях Республики Бурятия с условиями для обеспечения лечения новой короновирусной инфекции у лиц, заключенных под стражу или отбывающих наказание в виде лишения свободы, с учетом их уголовно-правового статуса и необходимости их отдельного содержания, обеспечения охраны, не предусмотрены.
Нормативно - правовое регулирование определения коечного фонда для пациентов с новой коронавирусной инфекцией, не ограничивается полномочиями исключительно федерального органа исполнительной власти в сфере исполнения уголовных наказаний.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает правомерными вывод суда апелляционной инстанции о том, что вмешательства в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, вопреки доводам представителя ответчиков и третьего лица, по настоящему делу не имеется, поскольку предметом исковых требований не является возложение обязанности на ФСИН России организовать финансовое обеспечение расходов на проведение соответствующих мероприятий по обеспечению оказания медицинской помощи.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически являются субъективным мнением ответчиков о том, как должно рассмотрено дело, оценены имеющиеся доказательства и каков должен быть его результат. Между тем, стороны не вправе требовать отмены решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены решения.
К тому же правом оценки доказательств наделен суд первой и второй инстанции. Правовых оснований для иной оценки собранных по настоящему гражданскому делу доказательств у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой и апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, фактически сводятся к переоценке доказательств по делу.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 17 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия, Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 3 Федеральной службы исполнения наказаний" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.