Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-317/2020; УИД: 02RS0003-01-2019-000594-96 по иску Канищева Виктора Валентиновича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Майминском районе Республики Алтай о признании незаконным решения от 11 марта 2019 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить периоды трудовой деятельности в специальный стаж, назначении пенсии на льготных основаниях, по кассационной жалобе Канищева Виктора Валентиновича на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 8 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 26 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Канищев В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Майминском районе Республики Алтай (далее по тексту также ГУ УПФ РФ в Майминском районе Республики Алтай) о признании незаконным решения от 11 марта 2019 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить периоды трудовой деятельности в специальный стаж, назначить пенсию на льготных условиях.
Требования мотивированы тем, что в период времени с 4 июня 1993 г. по 1 мая 1999 г. проходил службу в органах внутренних дел в должности пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска (5 лет 10 месяцев 27 дней), с 30 июля 1999 г. по 12 июня 2006 г. служил в органах внутренних дел ГУ МЧС России по Республике Алтай (6 лет 10 месяцев 15 дней). На основании указа Президента Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. года N "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" с 1 января 2002 г. Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. С 13 июня 2006 г. принят на должность пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Министерства по делам ГОЧС - Республики Алтай.
6 марта 2019 г. обратился с заявлением к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с подп. 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако ответчиком было отказано в установлении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого льготного стажа, при этом ГУ УПФ РФ в Майминском районе республики Алтай зачтено в специальный стаж 12 лет 6 месяцев 10 дней - за период с 13 июня 2006 г..
С учетом уточнения исковых требований просил включить в стаж, необходимый для назначения пенсии периоды: с 4 июня 1993 г. по 5 сентября 1994 г. - в должности пожарного самостоятельной военизированной пожарной части N противопожарной службы МВД Республики Алтай; с 6 сентября 1994 г. по 1 мая 1999 г. - в должности пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай; с 30 июля 1999 г. по 31 января 2001 г. - в должности пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай; с 1 февраля 2001 г. по 31 декабря 2001 г. - в должности старшего пожарного пожарной части по- охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай; с 1 января 2002 г. по 18 апреля 2004 г. - в должности старшего пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МЧС России Республики Алтай; с 19 апреля 2004 г. по 12 июня 2006 г. - в должности командира отделения пожарно-спасательной части N г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной части МЧС России Республики Алтай. Обязать ГУ УПФ РФ в Майминском районе Республики Алтай назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня возникновения права на указанную пенсию, то есть с 22 марта 2019 г, взыскав с ответчика расходы по оплате юридических услуг в размере 8000 рублей, а также взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Решением Майминского районного суда Республики Алтай от 8 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 26 августа 2020 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Канищев В.В. просит об отмене вынесенных судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при принятии обжалуемых судебных постановлений не допущено.
Как следует из письменных материалов гражданского дела и установлено судом с 4 июня 1993 г. по 5 сентября 1994 г. Канищев В.В. занимал должность пожарного самостоятельной военизированной пожарной части N противопожарной службы МВД Республики Алтай, с 6 сентября 1994 г. по 1 мая 1999 г. - пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай, с 30 июля 1999 г. по 31 января 2001 г. - пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай, с 1 февраля 2001 г. по 31 декабря 2001 г. - старшего пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай, с 1 января 2002 г. по 18 апреля 2004 г. - старшего пожарного пожарной части по охране г. Горно- Алтайска Государственной противопожарной службы МЧС России Республики Алтай, с 19 апреля 2004 г. по 12 июня 2006 г. - командира отделения пожарно-спасательной части N г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной части МЧС России Республики Алтай, с 13 июня 2006 г. по настоящее время - пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Министерства по делам ГОЧС Республики Алтай.
Канищев В.В. обратился с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Майминском районе Республики Алтай о назначении досрочной страховой пенсии по старости, как работник, имеющий 25 лет специального стажа работы на должностях государственной противопожарной службы, дающего право на льготную пенсию.
Пенсионным органом отказано Канищеву В.В. в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого льготного стажа. Произведен подсчет стажа Канищева В.В. для назначения досрочной страховой пенсии, который составил 12 лет 6 месяцев 10 дней. При этом в специальный стаж истца ответчиком не включены периоды: с 4 июня 1993 г. по 5 сентября 1994 г. - в должности пожарного самостоятельной военизированной пожарной части N противопожарной службы МВД Республики Алтай; с 6 сентября 1994 г. по 1 мая 1999 г. - в должности пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай; с 30 июля 1999 г. по 31 января 2001 г. - в должности пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай; с 1 февраля 2001 г. по 31 декабря 2001 г. - в должности старшего пожарного пожарной части по- охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МВД Республики Алтай; с 1 января 2002 г. по 18 апреля 2004 г. - в должности старшего пожарного пожарной части по охране г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной службы МЧС России Республики Алтай; с 19 апреля 2004 г. по 12 июня 2006 г. - в должности командира отделения пожарно-спасательной части N г. Горно-Алтайска Государственной противопожарной части МЧС России Республики Алтай.
Разрешая заявленные исковые требования по существу, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Списком должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002 г, Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", исходил из того, что отсутствуют правовые основания для включения спорных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии.
Оставляя решение без изменения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии устанавливаются законом.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичные положения предусмотрены подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных списком, утвержденным настоящим постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В указанном списке должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации их последствий, стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указаны должности - пожарный (боец, респираторщик); командиры отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста, пожарного поезда; начальники караула пожарной части (команды), части пожарной охраны, пожарного поезда, дежурной смены (караула), дежурный помощник начальника пожарной части (команды).
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в первоначальной редакции) работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Министром внутренних дел Российской Федерации, пенсии по старости устанавливались по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" статья 12 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" была дополнена пунктом "о", согласно которому пенсии по старости за работу с особыми условиями труда назначались мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД), предусмотренных перечнем, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности". Установлено, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел считаются с 1 января 2002 года соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения. При этом указано, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации вышеуказанным лицам сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122 ФЗ в вышеуказанный Федеральный закон "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также в силу пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правом на досрочную трудовую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по указанным основаниям не обладают.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 5 февраля 2009 г. N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Из совокупности представленных стороной истца доказательств, а также дополнительно истребованных доказательств судом апелляционной инстанции, судебными инстанциями установлено, что в спорные периоды истец являлся сотрудником противопожарной службы субъекта Российской Федерации - Республики Алтай, финансирование которой осуществлялось за счет средств бюджета субъекта, а следовательно, правом на назначение пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истец не обладает.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию истца, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки судов двух инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Майминского районного суда Республики Алтай от 8 июня 2020г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 26 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Канищева Виктора Валентиновича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.