Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 54RS0019-01-2020-000465-97 (N2-274/2020) по иску Л.Н.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасукском районе Новосибирской области (межрайонное) о признании решения незаконным, о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и досрочном назначении страховой пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасукском районе Новосибирской области (межрайонное) на решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 3 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Л.Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасукском районе Новосибирской области (межрайонное) (далее - УПФР в Карасукском районе Новосибирской области) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и досрочном назначении страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований указано, что 12 февраля 2019 г. истец обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии по п.2 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ). Однако решением ответчика от 18 февраля 2020 г. N в досрочном назначении пенсии ему было отказано в связи с тем, что некоторые периоды его работы на территории Республики Казахстан не были включены в специальный страж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Так, не засчитан в специальный стаж период работы истца в производственном ремонтном предприятии "СевКазэнергоремонт" с 13 октября 1986 г. по 11 сентября 1989 г. в качестве слесаря по ремонту турбинного оборудования. Период работы подтверждается записью в трудовой книжке от 13 октября 1986 г. N.
По мнению истца, пенсионным органом необоснованно обращено внимание на вид топлива, на котором работало оборудование, поскольку слесари по ремонту турбинного оборудования никак не связаны с видом топлива, а ремонтные работы производятся на неработающем оборудовании.
Просил признать незаконным решение пенсионного органа об отказе в досрочном назначении ему пенсии, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии период работы с 13 октября 1986 г. по 11 сентября 1989 г. в качестве слесаря по ремонту турбинного оборудования в производственном ремонтном предприятии "СевКазэнергоремонт" Павлодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Павлодарэнерго" и назначить выплату пенсии с момента обращения в УПФР в Карасукском районе Новосибирской области.
Решением Карасукского районного суда Новосибирской области от 3 июня 2020 г. исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным указанное решение ответчика в части невключения в специальный стаж периода работы с 13 октября 1986 г. по 11 сентября 1989 г. слесарем по ремонту турбинного оборудования в производственном ремонтном предприятии "СевКазэнергоремонт", на ответчика возложена обязанность по включению данного периода работы в специальный стаж истца, суд обязал ответчика назначить Л.Н.А. досрочно страховую пенсию с даты обращения за ее назначением, с 22 января 2020 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 августа 2020 г. решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 3 июня 2020 г. оставлено без изменения.
Представитель ответчика УПФР в Карасукском районе Новосибирской области, обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставил вопрос об отмене решения Карасукского районного суда Новосибирской области от 3 июня 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 августа 2020 г. как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, ссылаясь на то, что судами не обоснованно не учтено Разъяснение "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 г. N 591" (далее - Разъяснение), согласно которому по позиции 2140000а-18455 раздела "XIII. Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать слесарям, электромонтерам, электрослесарям всех наименований, занятым на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования. Кроме того, судами не учтено отсутствие доказательств полной занятости истца на указанном виде работ.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы ответчика.
Судами установлено и следует из материалов дела, что решением ответчика от 18 февраля 2020 г. N Л.Н.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, при этом в специальный стаж не включен период его работы с 13 октября 1986 г. по 11 сентября 1989 г.
Трудовой книжкой истца, архивными справками подтверждается, что с 13 октября 1986 г. по 11 сентября 1989 г. Л.Н.А. работал в турбинном цехе слесарем третьего разряда по ремонту оборудования турбинных цехов тепловых электростанций в производственном ремонтном предприятии "СевКазэнергоремонт" Павлодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Павлодарэнерго".
Из архивной справки от 25 сентября 2019 г, выданной по запросу пенсионного органа Павлодарским городским архивом по личному составу Управления культуры, развития, языков и архивного дела Павлодарской области, Акимата Павлодарской области, усматривается, что Л.Н.А. в указанный период работал слесарем 3 разряда в турбинном цехе ПРО "Севказэнергоремонт" Павлодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Павлодарэнерго" в режиме полного рабочего времени, в справке указаны документы, на основании которых она выдана.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о том, что спорный период работы истца из его специального стажа исключен пенсионным органом необоснованно, а потому решение об отказе истцу в досрочном назначении страховой пенсии является незаконным.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, дополнительно указав, что спорный период работы истца соответствует требованиям раздела XIII Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991. N 10 позиция 2140000а-18455, поскольку Л.Н.А. работал именно слесарем третьего разряда по ремонту турбинного оборудования, что ответчиком не опровергнуто. Довод ответчика о несоответствии профессии истца наименованию профессий рабочих, установленных в соответствии с ЕТКС, судом апелляционной инстанции был отклонен как основанный на правовом заблуждении и неверной оценке доказательств. Суд пришел к выводу о том, что в деле имеются доказательства, подтверждающие постоянную занятость истца в течение полного рабочего дня на работах, предусмотренных упомянутым Списком N 2, а именно : трудовая книжка Л.Н.А, архивная справка от 25 сентября 2019 г, выданная Павлодарским городским архивом по личному составу Управления культуры, развития, языков и архивного дела Павлодарской области, Акимата Павлодарской области, согласно которой Л.Н.А. в указанный период работал слесарем 3 разряда в турбинном цехе ПРО "СевКазэнергоремонт" Павлодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Павлодарэнерго" на режиме полного рабочего времени, указав, что доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиком суду не представлено. Кроме того, из информации, предоставленной Департаментом Комитета труда, социальной защиты и миграции по Павлодарской области 18 июля 2019 г, следует, что до 1 января 1998 г..назначение пенсий на льготных условиях производилось согласно Списка производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991. N 10.
Таким образом, факт занятости истца в спорный период на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подтвержден справками, оформленными компетентными учреждениями, трудовой книжкой и архивной справкой, выданной в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г..
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами правильно применены следующие нормы материального права.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст.39 Конституции Российской Федерации законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ст. 15 Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ей принципов и норм.
Статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации ст.ст. 30 и 31 названного федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в соответствии с абзц. "б" п. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ применяется, в том числе, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В соответствии с пп."б" п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей", с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, профессий, должностей, утвержденных Кабинетом Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1991 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий, должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 от 26 января 1991 г. N 10.
В разделе XIII Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, пенсиях" дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 позицией 2140000а-18455 предусмотрены слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, Списком N 2 производств, цехов, профессий, должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 указанные должности также были предусмотрены.
Статьей 1 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан рации от государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу ст.6 указанного Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Согласно письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР" пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением. При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 г, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г.
Согласно п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н (далее- Порядок), перечню документов, необходимых для установления пенсии, утвержденному приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Установив, что должность, занимаемая истцом в спорный период полностью соответствует вышеупомянутому Списку N 2, данных о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленных для отдельных видов работ (деятельности) в данном случае не требуется, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении иска. Сведения о том, что аналогичные должности имеют место в ином производстве, не поименованном Списком N, в материалах дела отсутствуют.
Доводы кассатора о том, что судами не применено Разъяснение "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 г. N 591", согласно которому по позиции 2140000а-18455 раздела "XIII. Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать слесарям, электромонтерам, электрослесарям всех наименований, занятым на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку указанные разъяснения относятся не ко всем работам, предусмотренным позицией 2140000а-18455 раздела "XIII. Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство", а непосредственно к слесарям занятым на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи, тогда как истец работал слесарем по ремонту турбинного оборудования.
По смыслу позиции 2140000а-18455, лица указанных в ней профессий, должны в установленных разделом XIII Списка N 2 производствах выполнять работы по обслуживанию и ремонту любого из трех видов оборудования - котельного, турбинного (парогазотурбинного), топливоподачи и пылеприготовления, а также обеспечивающих работу этого оборудования средств измерений и автоматики.
Указанные разъяснения порядка применения позиции 2140000а-18455 раздела "XIII. Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2 даны только в части занятости работников на обслуживании и ремонте именно оборудования топливоподачи и пылеприготовления, к которым в спорный период работа истца не относилась.
Доводы кассатора об отсутствии доказательств, подтверждающих полную занятость в спорный период также не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку вышеупомянутой архивной справкой полная занятость подтверждается, кроме того, в период до 1 января 1992 г. с учетом стабильности производства законодательство не предусматривало обязательное требование о необходимости подтверждения занятости не менее 80%.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, не влекут отмену по существу правильного решения, поскольку не влияют на обоснованность выводов судов, судами правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана оценка всем представленным доказательствам в совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений норм материального права или норм процессуального права, допущенных судами в ходе разбирательства дела и повлиявших на исход дела, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы - не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 397.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 3 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонд Российской Федерации в Карасукском районе Новосибирской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.