Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Шефер И.А. и Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N04RS0021-01-2020-002406-74 (2-1725/2020) по иску прокурора Тункинского района Республики Бурятия в защиту пенсионных прав Сыреновой Анны Доржеевны к Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Бурятия (Государственное учреждение) о перерасчете пенсии
по кассационной жалобе Сыреновой А.Д,, кассационному представлению прокурора Республики Бурятия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 2 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Тункинского района Республики Бурятия, действующий в защиту пенсионных прав Сыреновой А.Д, обратился в суд с иском к Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Бурятия (Государственное учреждение) о перерасчете пенсии.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что Сыренова А.Д. является получателем страховой пенсии, на ее обращение 24 декабря 2019 г. с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты страховой пенсии по старости ответчиком отказано на основании части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с недостаточностью требуемого стажа работы в сельском хозяйстве, продолжительностью не менее 30 лет. Спорные периоды работы не включены ответчиком в сельский стаж Сыреновой А.Д. в связи с несоответствием наименования должностей Списку работ, производств, профессий, должностей, специальностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N1440, а также в связи с неподтверждением занятости в спорные периоды на работах, в производствах, профессиях, предусмотренных Списком.
С учетом уточнения исковых требований прокурор, действующий в защиту пенсионных прав Сыреновой А.Д. просил обязать ответчика включить в сельский стаж Сыреновой А.Д. периоды работы:
с 2 апреля 1979 г. по 16 ноября 1980 г. в должности ветсан-эксперта Тункинской ветеринарной станции;
с 17 ноября 1980 г. по 21 сентября 2004 г. в должности ветврача - серолога Тункинской ветлаборатории;
с 22 сентября 2004 г. по 8 марта 2009 г. в должности заместителя по диагностической работе Тункинского филиала РГУ ветеринарии "Бурятская республиканская станция по борьбе с болезнями животных";
с 4 августа 2009 г. по 11 января 2012 г. в должности ветврача - серолога Тункинского филиала РГУ ветеринарии "Бурятская республиканская станция по борьбе с болезнями животных";
с 12 января 2012 г. по 30 сентября 2014 г. в должности врача-серолога Тункинского филиала РГУ ветеринарии "Бурятская республиканская станция по борьбе с болезнями животных" и произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии Сыреновой А.Д. с 1 января 2019г.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 8 июля 2020 г. исковые требования прокурора Тункинского района Республики Бурятия, действующего в защиту пенсионных прав Сыреновой А.Д. удовлетворены, постановлено:
Включить в стаж Сыреновой А.Д, периоды работы: с 2 апреля 1979 г. по 16 ноября 1980 г. в должности ветсан-эксперта Тункинской ветеринарной станции; с 17 ноября 1980 г. по 21 сентября 2004 г. в должности ветврача - серолога Тункинской ветлаборатории; с 22 сентября 2004 г. по 8 марта 2009 г. в должности заместителя по диагностической работе Тункинского филиала РГУ ветеринарии "Бурятская республиканская станция по борьбе с болезнями животных"; с 4 августа 2009 г. по 11 января 2012 г. в должности ветврача - серолога Тункинского филиала РГУ ветеринарии "Бурятская республиканская станция по борьбе с болезнями животных"; с 12 января 2012 г. по 30 сентября 2014 г. в должности врача-серолога Тункинского филиала РГУ ветеринарии "Бурятская республиканская станция по борьбе с болезнями животных" и произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии Сыреновой А.Д, с 1 января 2019г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 2 сентября 2020 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 8 июля 2020 г. отменено, постановлено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе и кассационном представлении поданным в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции Сыреновой А.Д. и прокурором Республики Бурятия поставлен вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 2 сентября 2020 г, как незаконного.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалобы и представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу и кассационное представление не подлежащими удовлетворению, поскольку не имеются основания для отмены кассационным судом общей юрисдикции обжалуемого судебного постановления.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Сыренова А.Д. является получателем пенсии по старости. 24 декабря 2019 г. истец обратилась в Центр по назначению и выплате пенсии Пенсионного фонда (Государственное учреждение) в Республике Бурятия с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости как лицо, проработавшее не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве и проживающее в сельской местности. Решением Центра по назначению и выплате пенсии Пенсионного фонда (Государственное учреждение) в Республике Бурятия от 17 января 2020г. истцу отказано в перерасчете фиксированной выплаты страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемых 30 лет работы в сельском хозяйстве. Ответчиком указано, что продолжительность работы истца в сельском хозяйстве составляет 1 год 8 месяцев 22 дня, в которую включены периоды работы:
с 1 августа 1978 г. по 16 октября 1978 г. в качества лаборанта в Тункинской ветлаборатории;
с 28 октября 1978 г. по 3 мая 1979 г. в качестве главного ветврача колхоза "Рассвет".
Не учтены как работа в сельском хозяйстве периоды работы истца:
с 2 апреля 1979 г. по 17 ноября 1980 г. в должности ветсан-эксперта Тункинской ветеринарной станции;
с 17 ноября 1980 г. по 21 сентября 2004 г. в должности ветврача - серолога в Тункинской ветлаборатории;
с 22 сентября 2004 г. по 8 марта 2009 г. в должности заместителя по диагностической работе в Тункинском филиале РГУ ветеринарии "Бурятская республиканская станция по борьбе с болезнями животных";
с 4 августа 2009 г. по 11 января 2012 г. в должности ветврача ? серолога в Тункинском филиале РГУ ветеринарии "Бурятская республиканская станция по борьбе с болезнями животных";
с 12 января 2012 г. по 30 сентября 2014 г. в должности врача-серолога Тункинского филиала РГУ ветеринарии "Бурятская республиканская станция по борьбе с болезнями животных".
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в спорные периоды Сыренова А.Д. занимала должности, предусмотренные Списком N1440, ее деятельность в спорные периоды относилась к работе, предусмотренной разделом 2 вышеуказанного Списка, то есть является работой в сельском хозяйстве, и, поскольку к моменту обращения к ответчику за перерасчетом имела необходимую продолжительность стажа работы в сельском хозяйстве не менее 30 календарных лет, вправе претендовать на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием не согласился.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 2 сентября 2020 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 8 июля 2020 г. отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Тункинского района Республики Бурятия в защиту пенсионных прав Сыреновой А.Д. оставлены без удовлетворения.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что судом первой инстанции не принято во внимание, что вторым разделом Списка 1440 должности ветсан-эксперт, ветврач - серолог, заместитель по диагностической, не предусмотрены.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции не находит.
Вопреки доводам жалобы, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что должности, которые занимала истец, а именно ветсанэксперт, ветврач - серолог, заместитель по диагностической работе не предусмотрены Списком N 1440, дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости назначения указанной пенсии, который утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих - застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.
При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств. Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлены основания и порядок повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
При выезде граждан, указанных в части 14 настоящей статьи, на новое место жительства за пределы сельской местности повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренное частью 14 настоящей статьи, не устанавливается (часть 15 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Таким образом, для получения повышенной фиксированной выплаты должны соблюдаться следующие условия (часть 14 - 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440):
- стаж работы в сельском хозяйстве по профессии, должности, специальности и (или) на работах, предусмотренных Списком, составляет не менее 30 календарных лет;
-на момент перерасчета фиксированной выплаты пенсионер не осуществляет работу и (или) иную деятельность, в период которой подлежит обязательному пенсионному страхованию;
-пенсионер проживает в сельской местности.
Согласно пунктам 3, 4 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории СССР до 1 января 1992 г, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Согласно Списку N 1440 при подсчете стажа, дающего сельским пенсионерам право на повышенную фиксированную выплату, учитывается работа в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях при условии занятости в животноводстве, растениеводстве и рыбоводстве.
Работа, которая выполнялась до 1992 года в российских колхозах, машинотракторных станциях, межколхозных предприятиях, совхозах, крестьянских хозяйствах, сельскохозяйственных артелях, включается в сельский стаж вне зависимости от наименования профессии, специальности или занимаемой должности.
Исходя из вышеприведенных норм права, для включения периодов работы истца в стаж работы в сельском хозяйстве, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, необходимо наличие следующих условий: выполняемая работа должна быть связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, ветеринарное обслуживание сельскохозяйственных животных должно осуществляться для производства животноводческих продуктов, и наименование должности (профессии) должно быть включено в вышеназванный Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии но инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018г. N 1440.
В разделе 2 "Животноводство" указанного Списка N 1440 в числе работ, производств сельского хозяйства поименованы:
животноводство (верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, и пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство) (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в том числе осуществляемое кочевыми родовыми общинами;
В разделе 2 "Животноводство" указанного Списка N1440 в числе профессий, должностей, специальностей поименованы: ветеринарный врач (ветеринарный врач-гинеколог, ветеринарный врач репродуктивной зоны, ветеринарный врач-терапевт, главный ветеринарный врач, старший ветеринарный врач, санитарный врач ветеринарной службы, врач-бактериолог, врач-эпизоотолог).
При этом согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным судам в пункте 16 постановления от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Вместе с тем судом установлено и следует из материалов дела, что истец с 2 апреля 1979 г. по 16 ноября 1980 г. в должности ветсан-эксперта Тункинской ветеринарной станции; с 17 ноября 1980 г. по 21 сентября 2004 г. в должности ветврача - серолога в Тункинской ветлаборатории; с 22 сентября 2004 г. по 8 марта 2009 г. в должности заместителя по диагностической работе в Тункинском филиале РГУ ветеринарии "Бурятская республиканская станция по борьбе с болезнями животных"; с 4 августа 2009 г. по 11 января 2012 г. в должности ветврача ? серолога в Тункинском филиале РГУ ветеринарии "Бурятская республиканская станция но борьбе с болезнями животных"; с 12 января 2012 г. по 30 сентября 2014 г. в должности врача-серолога Тункинского филиала РГУ ветеринарии "Бурятская республиканская станция по борьбе с болезнями животных".
Указанные должности, по которым она фактически исполняла должностные обязанности, Списком N1440 не предусмотрены. При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых и фактических обстоятельств для удовлетворения иска.
С учетом изложенного, правомерным является вывод суда апелляционной инстанции об отмене решения суда первой инстанции в части включения в стаж работы истицы в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов ее работы с 2 апреля 1979 г. по 17 ноября 1980 г. в должности ветсан-эксперта Тункинской ветеринарной станции; с 17 ноября 1980 г. по 21 сентября 2004 г. в должности ветврача - серолога в Тункинской ветлаборатории; с 22 сентября 2004 г. по 8 марта 2009 г. в должности заместителя по диагностической работе в Тункинском филиале РГУ ветеринарии "Бурятская республиканская станция по борьбе с болезнями животных"; с 4 августа 2009 г. по 11 января 2012 г. в должности ветврача ? серолога в Тункинском филиале РГУ ветеринарии "Бурятская республиканская станция но борьбе с болезнями животных"; с 12 января 2012 г. по 30 сентября 2014 г. в должности врача-серолога Тункинского филиала РГУ ветеринарии "Бурятская республиканская станция по борьбе с болезнями животных", а также обязании пенсионного органа произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Сыреновой А.Д. в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 января 2019 г, поскольку пенсионный орган правомерно признал неподтвержденной достаточную продолжительность стажа работы, предусмотренного законом для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Кроме того, суд апелляционной инстанции исследовал имеющееся в деле Положение о Тункинском филиале РГУ Бурятской Республиканской станции по борьбе с болезнями животных от 11 августа 2004 г, в котором указано, что Тункинский филиал является структурным подразделением РГУ "Бурятской республиканской станции по борьбе с болезнями животных", основной целью которого является осуществление государственного ветеринарного надзора на территории Тункинского района, направленного на профилактику болезней и лечение животных, включая сельскохозяйственных домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц и пчел, обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и растениеводства, охрана здоровья населения от болезней, общих для человека и животных.
Исходя из содержания указанного Положения (иных документов не представлено), касаемо трудовой деятельности истца Сыреновой А.Д. в Тункинском филиале РГУ "Бурятской Республиканской станции по борьбе с болезнями животных" с 11 августа 2004 г. по 30 сентября 2014 г, судом апелляционной инстанции установлено, что учреждение осуществляло государственный ветеринарный надзор на территории Тункинского района, вместе с тем судом не установлено, что ветеринарная станция осуществляла деятельность, связанную с производством, переработкой и сбытом сельскохозяйственной животноводческой) продукции, либо работники лаборатории осуществляли ветеринарное обслуживание сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов.
Оценив собранные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции, исходя из системного толкования Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N1440 пришел к выводу о том, что Тункинская ветеринарная станция не относится к организациям, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, что свидетельствует о том, что данное учреждение не относится к учреждениям сельского хозяйства, как это предусмотрено в разделе 2 "Животноводство" Списка N 1440, соответственно, должности, занимаемые истцом с 11 августа 2004 г. по 30 сентября 2014 г, не предусмотрены Списком N 1440.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Оценка представленных в материалы дела доказательств произведена судом в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителей с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой доказательств не является основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы и представления, оспаривающие вышеуказанные выводы суда апелляционной инстанции, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального законодательства, а также по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, поэтому в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений принятых по данному делу.
В силу статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции не наделен правом переоценивать представленные сторонами доказательства, а также принимать новые доказательства и устанавливать новые обстоятельства, на что по существу и направлены доводы кассационной жалобы.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб и представления и отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 2 сентября 2020г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 2 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сыреновой А.Д,, кассационное представление прокурора Республики Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.