Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В.
судей: Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-738/2020 (УИД 24RS0018-01-2020-000808-65) по иску Епифановой Елены Михайловны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Зеленогорске Красноярского края о включении в трудовой стаж отдельного периода работы и признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Зеленогорске Красноярского края
по кассационной жалобе Епифановой Елены Михайловны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Епифанова Е.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Зеленогорске Красноярского края (далее УПФР г. Зеленогорске) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости со дня обращения.
В обоснование своих требований указала, что 13 февраля 2020 г. она обратилась в УПФР в г. Зеленогорске Красноярского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии как работнику, осуществлявшему педагогическую деятельность.
Решением УПФР в г. Зеленогорске от 27 февраля 2020 г. ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. При этом в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, ответчиком не был включен период работы с 6 сентября 1988 г. по 20 августа 1990 г. в должности старшей пионервожатой Каратузской средней школы N 1.
Невключение спорного периода в стаж, дающий право для назначение досрочной страховой пенсии по старости считает незаконным, так как должность старшей пионервожатой в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством подлежала включению в специальный стаж.
Просила признать незаконным решение комиссии УПФР в г. Зеленогорске по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 27.02.2020г. N 153314/20 об отказе в установлении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа как педагогическому работнику, обязать ответчика включить период трудовой деятельности с 6 сентября 1988 г. по 20 августа 1990 г. в должности старшей пионервожатой Каратузской средней школы N 1 Каратузского района Красноярского края в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, обязать ответчика назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения, с 13 февраля 2020 г.
Решением Зеленогорского городского суда Красноярского края от 19 июня 2020 г. постановлено удовлетворить исковые требования; признать решение УПФР в г. Зеленогорске Красноярского края от 27 февраля 2020 г. N 153314/20 об отказе Епифановой Е.М. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" незаконным; возложить обязанность на УПФР в г. Зеленогорске включить Епифановой Е.М. в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 6 сентября 1988 г. по 20 августа 1990 г. в должности "старшая пионервожатая" Каратузской средней школы N 1 Каратузского района Красноярского края; возложить обязанность на назначить Епифановой Е.М. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 13 февраля 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 августа 2020 г. решение Зеленогорского городского суда от 19 июня 2020 г. отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказано.
Епифановой Е.М. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. Полагает, что при рассмотрении данного дела необходимо учитывать, что Постановление Совета Министров СССР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" от 17 декабря 1959 г. N 1397, которое утвердило Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утратило силу с 1 октября 1993 г, то по вышеуказанным основаниям период работы истца в должности старшей пионервожатой с 6 сентября 1988 года по 20 августа 1990 г. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Епифанова Е.М. (до брака Дроздова) с 6 сентября 1988 г. по 20 августа 1990 г. работала в должности "старшая пионервожатая" в Каратузской средней школе N1 Каратузского района Красноярского края; с 3 декабря 1990 г. принята помощником воспитателя в дошкольное учреждение Электрохимического завода в г.Зеленогорске Красноярского края; с 26 августа 1994 г. переведена воспитателем детского сада, где работает по настоящее время.
13 февраля 2020 г. истица обратилась в УПФР в г. Зеленогорске с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости, полагая, что ее педагогический стаж составляет более 25 лет, и у нее возникло право на пенсионное обеспечение.
Решением УПФР г. Зеленогорске от 28 февраля 2020 г. N 153314/20 в досрочном назначении страховой пенсии истице было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (25 лет). Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав и социального обеспечения застрахованных лиц было установлено, что стаж истца, дающий право на льготную пенсию, составил 23 года 7 месяцев 21 день. Не принят к зачету в стаж на соответствующих видах работ период работы истца с 6 сентября 1988 г. по 20 августа 1990 г. в должности "старшая пионервожатая" Каратузской средней школы N 1 Каратузского района Красноярского края (1 год 11 месяцев 15 дней).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований истца в полном объеме, поскольку ранее действующим пенсионным законодательством предусматривалось включение периодов работы в должности старшей вожатой, имевших место до 1 октября 1993 г. в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, при этом стаж Епифановой Е.М. на момент обращения в УПФ с заявлением о назначении пенсии 13 февраля 2020 г. - составляет не менее 2/3 педагогического стажа.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что решение суда в части возложения на ответчика обязанности по назначению такой пенсии нельзя признать законным и обоснованным, поскольку выводы суда первой инстанции о возможности включения периода работы истца пионервожатой в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением ею педагогической деятельности в учреждениях для детей со ссылкой на постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, поскольку, на день обращения с заявлением о назначении пенсии стаж педагогической деятельности истицы составлял менее 25 лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанций не допущены нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, страховая пенсия назначается независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1, подпунктом "в" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г.;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Абзацем 4 пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, действовавшего в период до 1 октября 1993 г, предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
При этом согласно пункту 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" утратило силу 1 октября 1993 г. в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно. Пунктом 2 данного Постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.
Так, с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в штатных должностях пионервожатых не стала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности работы в штатных должностях пионервожатых допускается только при условии осуществления такой работы в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Установив указанные обстоятельства, разрешая спор по существу и отказывая истцу в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции, правильно применив нормы материального права, обоснованно исходили из того, что правовых оснований для включения в специальный стаж истца, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы с 6 сентября 1988 г. по 20 августа 1990 г. в должности старшей пионервожатой в не имеется, поскольку педагогический стаж, предшествующий данному периоду отсутствовал, что исключает возможность зачета в специальный стаж спорного периода работы.
Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции, у Епифаново Е.М. ни на 1 января 1992 г, ни на 1 октября 1993 г. не было не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, а потому период работы с 6 сентября 1988 г. по 20 августа 1990 г. в должности старшей пионервожатой не может быть включен в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.
Действующее на 1 октября 1993 г. законодательство не предусматривало включение в специальный стаж истца работу в должностях пионервожатой.
Выводы суда апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что действовавшее в спорные периоды законодательство позволяло засчитывать в стаж педагогической деятельности периоды работы в должности старшей пионервожатой, не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в апелляционном определении, соответствуют собранным по делу доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В кассационной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда, и нуждающихся в дополнительной проверке.
Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке, не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Епифановой Елены Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий: М.В. Лавник
Судьи: С.Б. Латушкина
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.