N 88-1524/2021
N 88-20838/2020
г. Кемерово 29 января 2021 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Шагаровой Т.В, рассмотрев дело N 2-222/2017 (УИД N 54RS0010-01-2016-003938-82) по заявлению администрации Новосибирского района Новосибирской области об отсрочке исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ
по кассационной жалобе представителя администрации Новосибирского района Новосибирской области - Кремневой Г.А, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком ДД.ММ.ГГГГ, на определение Центрального районного суда г. Новосибирска от 26 мая 2020 г. и апелляционное определение Новосибирского областного суда от 10 сентября 2020 г.
установил:
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Новосибирского района Новосибирской области удовлетворены; признано незаконным бездействие администрации Новосибирского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению дорожного сообщения с п. Красномайский Новосибирского района; на администрацию Новосибирского района Новосибирской области возложена обязанность по обеспечению дорожного сообщения с п. Красномайский Новосибирского района; установлен срок для добровольного исполнения в течение 24 мес. со дня вступления решения суда в законную силу.
Администрация Новосибирского района Новосибирской области обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения вышеуказанного решения суда. Заявление мотивировано тем, что решением двадцать шестой сессии Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N N органам местного самоуправления Толмачевского с/с Новосибирского района НСО были переданы полномочия в части выполнения работ по проектированию дороги п.Новоозерный - п.Красномайский Толмачевского с/с Новосибирского района НСО.
Исполнение решения суда администрация осуществляет посредством МКУ "УК ЕЗ ЖКХС", которое, в соответствии с п. 10 Устава создано для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Новосибирского района Новосибирской области в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства, информационного обеспечения и пожарной безопасности.
Согласно проектной документации на строительство автомобильной дороги, строительство автомобильной дороги от п. Красномайский до п. Новоозерный предусмотрено на земельных участках с кадастровыми номерами: N - земли для сельскохозяйственного производства. По документу: для сельскохозяйственного производства; N - земли для сельскохозяйственного производства. По документу: для сельскохозяйственного производства; N - земли для размещения и эксплуатации иных объектов транспорта. По документу: для строительства воздушной линии электропередач ВЛ 20 кВ; N - земли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. По документу: для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (основной вид деятельности - овощеводство); "адрес" земли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. По документу: для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (основной вид деятельности - овощеводство); N земли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. По документу: для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (основной вид деятельности - овощеводство).
В отношении части земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N установлен постоянный публичный сервитут согласно постановлению администрации Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. N "Об установлении постоянного публичного сервитута на части земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N
В отношении части земельного участка с кадастровым номером N МКУ "УК ЕЗ ЖКХС" получено разрешение N Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области на использование части земельного участка в целях строительства проезда, в том числе вдоль трассового, и подъездных дорог, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (автомобильной дороги общего пользования от п.Красномайский до п.Новоозерный Новосибирского района Новосибирской области IV категории), сроком на 1 год (с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ).
В отношении части земельного участка с кадастровым номером N МКУ "УК ЕЗ ЖКХС" получено разрешение администрации Новосибирского района Новосибирской области на использование части земельного участка в целях строительства проезда, в том числе вдоль трассового, и подъездных дорог, для размещения которых не требуется разрешение на строительство - автомобильной дороги п.Красномайский - п.Новоозерный, сроком на 1 год, согласно постановлению администрации Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N "О выдаче разрешения на использование части земель государственной неразграниченной собственности кадастрового квартала N и части земельного участка с кадастровым номером N без предоставления земельного участка и установления сервитута в установленных Правительством Российской Федерации случаях".
Согласно п. 1 приказа департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером N из земельного участка с кадастровым номером N образованы три земельных участка.
В соответствии с п.п.2, 3 приказа от ДД.ММ.ГГГГ N МКУ "УК ЕЗ ЖКХС" уполномочено на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, а также государственной регистрации права государственной собственности Новосибирской области на образованные земельные участки.
МКУ "УК ЕЗ ЖКХС" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, а также государственной регистрации права государственной собственности Новосибирской области на образованные земельные участки ДД.ММ.ГГГГ
Исполнить решение суда в установленный срок не представляется возможным в связи с тем, что согласно уведомлению о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета к (или) государственной регистрации прав N N, N от ДД.ММ.ГГГГ направленного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в адрес департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области осуществление действий по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав приостанавливается до ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области необходимо представить заявление на государственную регистрацию прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, а также решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ГКУ НО "Фонд имущества Новосибирской области", изданное уполномоченным органом - Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области или представить заявление на государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на вновь образованный земельный участок.
Государственная регистрация права пользования на указанный земельный участок необходима также для получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации на строительство автомобильной дороги.
Обеспечить дорожное сообщение с п. Красномайский не представляется возможным по независящим от администрации обстоятельствам в связи с отсутствием права пользования частью земельного участка с кадастровым номером N для размещения на нем автомобильной дороги от п.Красномайский до п.Новоозерный, а также положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Определением Центрального районного суда г. Новосибирска от 26 мая 2020 г. заявление администрации Новосибирского района Новосибирской области оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением Новосибирского областного суда от 10 сентября 2020 г. определение Центрального районного суда г. Новосибирска от 26 мая 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации Новосибирского района Новосибирской области Кремнева Г.А. просит отменить судебные акты, как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права. исполнить решение суда в установленный в решении суда срок не представляется возможным по независящим от администрации обстоятельствам в связи с отсутствием права пользования частью земельного участка с кадастровым номером N для размещения на нем автомобильной дороги от п. Красномайский до п. Новоозерный, что препятствует получению положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и, как следствие, соответствующих разрешений. В обоснование жалобы указывает, что судебными инстанциями не дана оценка доводам заявителя о том, что исполнить решение суда в установленный в решении суда срок не представляется возможным по независящим от администрации обстоятельствам в связи с отсутствием права пользования частью земельного участка с кадастровым номером N для размещения на нем автомобильной дороги от п. Красномайский до п. Новоозерный, что препятствует получению положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и, как следствие, соответствующих разрешений.
Также указывает, что в настоящее время предусмотреть денежные средства в бюджете Новосибирского района Новосибирской области для финансирования размещения заказов на строительство автомобильной дороги не представляется возможным, поскольку получение необходимого разрешения на строительство указанного объекта, и возникновения правовых оснований размещения такого заказа для обеспечения муниципальных нужд, приведет к нецелевому расходованию денежных средств, что прямо запрещено Бюджетным кодексом Российской Федерации, и соответственно нарушит принцип, закрепленный ст.28 Бюджетного кодекса Российской Федерации адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
На кассационную жалобу от прокурора Новосибирского района Кузнецова А.Ю. поступили письменные возражения.
Законность судебных постановлений проверена судьей Восьмого кассационного суда общей юрисдикции единолично без проведения судебного заседания (ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) в порядке, установленном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Предусмотренных законом оснований для изменения или отмены судебных постановлений судом кассационной инстанции не установлено
Судебными инстанциями установлено и следует из материалов дела, что вступившим ДД.ММ.ГГГГ в законную силу решением Центрального районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Новосибирского района Новосибирской области удовлетворены; признано незаконным бездействие администрации Новосибирского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению дорожного сообщения с п. Красномайский Новосибирского района; на администрацию Новосибирского района Новосибирской области возложена обязанность по обеспечению дорожного сообщения с п. Красномайский Новосибирского района; установлен срок для добровольного исполнения в течение 24 мес. со дня вступления решения суда в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ судом выдан исполнительный лист ФС N
Разрешая заявление администрации Новосибирского района Новосибирской области об отсрочке исполнения решения Центрального районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ г, суд первой инстанции, принимая во внимание, что вступившее в законную силу решение суда подлежит исполнению в разумные сроки, учитывая требования соблюдения баланса интересов сторон, отсутствие доказательств объективно подтверждающих невозможность исполнения судебного решения в установленные сроки, а также то, что в пределах заявленных к отсрочке сроков, должник сможет исполнить решение суда, во избежание снижения эффективности судебного решения, пришел к выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению, поскольку указанные в заявлении обстоятельства, не являются основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в силу положений ст. 379.7 ГПК РФ не находит оснований для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку нарушений норм процессуального права судами не допущено.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон и других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснено, что при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Так, по смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая "судебного разбирательства". С учетом этого, при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке исполнения судебного решения суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Таким образом, основания для отсрочки и рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка или рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 467-О, Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержит перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела. Иными словами, у суда имеется право принять решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебные инстанции в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ исследовали и дали надлежащую оценку доводам представителя администрации Новосибирского района Новосибирской области и представленным доказательствам в подтверждение наличия исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда.
При рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на то, что основания для отсрочки (рассрочки) должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к исполнению судебного акта. Вместе с тем, стороной ответчика не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, а отсутствие бюджетных ассигнований на данные цели не относится к числу обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для неисполнения вступившего в законную силу судебного постановления.
При таких обстоятельствах Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Центрального районного суда г. Новосибирска от 26 мая 2020 г. и апелляционное определение Новосибирского областного суда от 10 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Новосибирского района Новосибирской области Кремневой Г.А. - без удовлетворения.
Судья Т.В. Шагарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.