Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Солдатовой С.В., судей Колпаковой А.В., Брянцевой Н.В., при ведении протокола помощником судьи Веретенниковой В.В., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 23OS0000-01-2020-000793-47 по административному исковому заявлению администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, по апелляционной жалобе администрации муниципального образования город Краснодар на решение Краснодарского краевого суда от 10 сентября 2020 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Колпаковой А.В, судебная коллегия
установила:
Администрация муниципального образования город Краснодар (далее - Администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Комиссия) от 21 января 2020 г. N 2/10 в части установления кадастровой стоимости принадлежащего Хмелевскому К.Ю. земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
В обоснование административный истец указал, что оспариваемое решение Комиссии нарушает права органа местного самоуправления, поскольку влечет необоснованное уменьшение получаемых налоговых платежей, исчисляемых исходя из кадастровой стоимости земельного участка, так как установленная кадастровая стоимость в размере рыночной, была занижена.
Кроме того, административный истец просил восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного иска.
Решением Краснодарского краевого суда от 10 сентября 2020 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения, ввиду пропуска процессуального срока для обращения в суд.
Не согласившись с постановленным решением, Администрация в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, вынести решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование указывает на то, что принятое решение Комиссии от 21 января 2020 г. N 2/10 противоречит установленному размеру кадастровой стоимости объекта недвижимости, основанному на ранее представленных уполномоченной организацией отчетах об оценке, которые соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
Кроме того, заявитель просит учесть, что судом необоснованно было отказано административному истцу в восстановлении процессуального срока для обращения в суд, так как администрация была лишена возможности обращения в суд, ввиду наличия ограничений в связи с принятием мер по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции.
Управлением Росреестра по Краснодарскому краю на доводы апелляционной жалобы представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались электронной и заказной почтой, а также путем размещения информации о месте и времени судебного заседания на официальном интернет-сайте суда.
Учитывая, надлежащее извещение указанных лиц, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Предметом спора является решение Комиссии от 21 января 2020 г. N 2/10 в части определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной в отношении земельного участка с кадастровым номером N.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом без уважительной причины значительно пропущен установленный законом срок для обращения в суд об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом, поскольку он основан на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения. Мотивы суда, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом судебном акте, их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Вместе с тем с доводами апелляционной жалобы судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неверном понимании действующего законодательства.
Как верно установлено судом и следует из материалов дела, 21 января 2020 г, Комиссия, рассмотрев поступившее 24 декабря 2019 г. заявление Хмелевского К.Ю, приняла решение о его удовлетворении и об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере рыночной стоимости, равной 53580355, 40 рублей по состоянию на 1 января 2016 г.
Вышеуказанное решение Комиссии принято на основании отчета об оценке от 27 ноября 2019 года N, составленного оценщиком, членом саморегулируемой организации оценщиков Общероссийская общественная организация "Российское общество оценщиков" Е.; а также представленного в комиссию положительного экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков "Саморегулируемая организация Региональная ассоциация оценщиков" от 18 декабря 2019 года N о соответствии отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности
Уведомлением от 27 января 2020 г. N (исх. N от 27 января 2020 г.) Администрация была проинформирована о результатах проведения заседания комиссии с направлением принятого решения.
Документы были вручены Администрации 3 февраля 2020 г, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N.
Согласно части 5 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 Кодекса с учетом особенностей, установленных главой 25 КАС РФ.
В силу пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", решения и действия (бездействие) Комиссии могут быть оспорены в суд в срок, установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ, согласно которой гражданин, организация, иное лицо вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса).
Настоящий административный иск об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости был подан администрацией в Краснодарский краевой суд 21 июля 2020 г, то есть через пять с половиной месяцев после извещения Администрации о оспариваемом решении.
В силу взаимосвязанных положений части 5 статьи 138, части 5 статьи 180, части 8 статьи 219 КАС РФ установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска без исследования фактических обстоятельств дела со ссылкой в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Согласно положений части 7 статьи 219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено названным кодексом.
В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока представитель административного истца сослался на то, что с 30 марта 2020 года по 23 мая 2020 года Указами Президента Российской Федерации и постановлениями главы администрации (губернатора) Краснодарского края были объявлены нерабочие дни, что исключало своевременную подачу административного искового заявления в суд.
Судебная коллегия соглашается с содержащимися в решении суда выводами об отсутствии правовых оснований для восстановления пропущенного срока, так как, установив в судебном заседании отсутствие уважительности причин пропуска, суд правомерно отказал в удовлетворении требований, придя к выводу об отсутствии причин объективно препятствующих органу власти обращению в суд.
Как следует из Указа Президента РФ от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации период с 30 марта по 3 апреля 2020 г. был объявлен нерабочими днями с сохранением за работниками заработной платы. Пунктом 4 Указа предписано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления определить в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории Российской Федерации численность государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих с 30 марта по 3 апреля 2020 г. функционирование этих органов.
Указом Президента РФ от 28 апреля 2020 г. N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" период с 6 по 8 мая был объявлен нерабочими днями с сохранением за работниками заработной платы. Пунктом 6 Указа государственным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предписано исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на соответствующей территории Российской Федерации, определить численность государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих с 1 по 11 мая 2020 г. включительно функционирование этих органов.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. N 129 "О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" на территории Краснодарского края в целях предотвращения угрозы распространения на территории Краснодарского края коронавирусной инфекции (COVID-19) в период с 15 марта 2019 г. до 13 января 2021 г. введен режим "повышенная готовность". Подпунктом 1 пункта 3(2) названного постановления в редакции от 12 мая 2020 г. предусмотрено, что ограничения, установленные пунктами 3, 3(1) настоящего постановления (в частности, режим самоизоляции до 00 часов 23 мая 2020 г.), не распространяются на работников государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края и подведомственных им предприятий и учреждений, членов мобильных отрядов самоконтроля в случае наличия у них служебных удостоверений (правовых актов) государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края.
Распоряжением главы муниципального образования город Краснодар от 3 апреля 2020 г. N 650-р руководителям органов администрации муниципального образования город Краснодар предписано определить число муниципальных служащих, обеспечивающих ежедневное функционирование подразделений органа местного самоуправления из расчета не более 70% от фактической численности сотрудников.
Распоряжением главы муниципального образования город Краснодар от 30 апреля 2020 г. N 675-р руководителям органов администрации муниципального образования город Краснодар предписано определить число муниципальных служащих, обеспечивающих ежедневное функционирование подразделений органа местного самоуправления из расчета не более 30% от фактической численности сотрудников.
Таким образом, введенные ограничительные меры не исключили функционирование административного истца, являющегося органом местного самоуправления, поскольку в период с 30 марта 2020 г. по 23 мая 2020 г. Администрация ежедневно функционировала из расчета от 70% до 30% от фактической численности сотрудников.
С 23 мая 2020 г. был отменен ранее введенный режим самоизоляции для лиц, проживающих и находящихся на территории Краснодарского края, за исключением лиц старше 65 лет и лиц, имеющих указанные в пункте 8(9) Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. N 129 хронические заболевания.
В силу правовой позиции, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г, нерабочие дни, объявленные таковыми Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 и от 2 апреля 2020 г. N 239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию ГК РФ, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 Трудового кодекса Российской Федерации.
Как было установлено судом, оспариваемое решение Комиссии административным истцом было получено 3 февраля 2020 г, то есть за два месяца до введения ограничительных мероприятий.
С настоящим административным исковым заявлением Администрация муниципального образования город Краснодар, обратилась 21 июля 2020 г, то есть через два с половиной месяца, после снятия ограничительных мер.
Таким образом, процессуальные действия были совершены за пределами установленного срока для обжалования решения Комиссии. Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих административному истцу - юридическому лицу, обладающему публичными полномочиями, своевременно обратиться в суд за защитой нарушенного права, в ходе судебного разбирательства не представлено.
Кроме того, следует отметить, что административный истец не был ограничен средствами обращения в суд с административным исковым заявлением, в том числе и посредством услуг Почты России. Кроме того, в силу части 8 статьи 125 КАС РФ административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Принимая во внимание период, на который был пропущен срок обращения в суд, судебная коллегия соглашается с содержащимися в решении суда первой инстанции выводами о том, что административным истцом срок обращения с административным иском пропущен по неуважительной причине, в связи с чем оснований для его восстановления не имеется.
Положениями части 8 статьи 219 КАС РФ предусмотрено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, решение суда постановлено при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 10 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев с момента вынесения настоящего определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.