Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Александрова Г.И. и Фофонова А.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зотовой А.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-178/2020 (УИД 05OS0000-01-2020-000099-57) по административному исковому заявлению Загидовой Зарины Мурадовны о признании не действующим в части постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10 "О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2020 годы"
по апелляционной жалобе Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 16 сентября 2020 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Загидова З.М. обратилась в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением о признании постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10 "О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2010-2014 годы" (далее также - Постановление N 10) не действующим в части переноса установленных сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Махачкала, ул. Левина, д. 46, и в части сокращения перечня планируемых работ по капитальному ремонту.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником квартиры N 33 в указанном многоквартирном доме, который введен в эксплуатацию в 2002 году. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 гг. (далее также - региональная программа). В редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. N 396 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Махачкала, ул. Левина, д. 46, включен в региональную программу на 2014-2040 гг, с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2020 - 2022 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения, крыши, в плановый период 2026 - 2028 гг. - работ по утеплению и ремонту фасада, в плановый период 2032 - 2034 гг. - работ по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, внутридомовой инженерной системы водоснабжения, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10 в региональную программу внесены изменения, в соответствии с которыми установлены следующие сроки и виды ремонтных работ вышеуказанного многоквартирного жилого дома: - исключены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения и работ по ремонту крыши из планового периода 2020-2022 гг.; - исключены работы по утеплению и ремонту фасада из планового периода 2026-2028 гг.; - исключены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, водоснабжения, работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, из планового периода 2032-2034 гг. и переноса на этот плановый период работ по ремонту крыши; - перенесен плановый период проведения ремонта внутридомовой инженерной системы электроснабжения на 2035-2037 гг.; - перенес плановый период проведения ремонта внутридомовых инженерных систем газоснабжения и работ по утеплению и ремонту фасада на 2038-2040 гг.
Административный истец полагает, что изменения в региональную программу в части увеличения срока выполнения работ по капитальному ремонту и сокращения перечня таких работ произведены с нарушением положений части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отсутствие решения общего собрания собственников многоквартирного дома. Кроме того, такое изменение срока проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома и сокращение перечня работ, по мнению административного истца, является необоснованным.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 16 сентября 2020 г. административные исковые требования удовлетворены. Суд признал не действующими со дня принятия столбцы 9, 11, 13, 14 и 15 строки 2725 подраздела "город Махачкала" Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы - приложения к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы (далее также - Перечень), утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175, в редакции с изменениями постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10, в части:
исключения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения и работ по ремонту крыши из планового периода 2020-2022 гг. (столбец 9);
исключения работ по утеплению и ремонту фасада из планового периода 2026-2028 гг. (столбец 11);
исключения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, водоснабжения, работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, из планового периода 2032-2034 гг. и переноса на этот плановый период работ по ремонту крыши (столбец 13);
переноса планового периода проведения ремонта внутридомовой инженерной системы электроснабжения на 2035-2037 гг. (столбец 14);
переноса планового периода проведения ремонта внутридомовых инженерных систем газоснабжения и работ по утеплению и ремонту фасада на 2038-2040 гг. (столбец 15), многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Левина, д. 46.
На Правительство Республики Дагестан возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими части оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта; опубликовать сообщение о принятии решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Дагестанская правда".
В апелляционной жалобе Правительство Республики Дагестан просит решение Верховного Суда Республики Дагестан от 16 сентября 2020 г. отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Считает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что судом первой инстанции не дана оценка представленной информации от администрации г. Махачкала о проценте износа конструктивных элементов многоквартирного дома, что позволяет провести перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества на более поздний период. Указывает, что перенос работ по ремонту конструктивных элементов в вышеуказанном многоквартирном доме может быть осуществлен при проведении следующей актуализации региональной программы. Кроме того, в рассматриваемом случае перенос работ на более поздний срок без наличия соответствующего решения общего собрания собственников помещений уполномоченным органом произведен в соответствии с действующим законодательством.
Апелляционная жалоба поддержана Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в письменном отзыве.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов участвующим в деле прокурором поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан просил о рассмотрении административного дела в апелляционном порядке без его участия.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым относится жилищное законодательство (пункт "к" части 1 статьи 72), издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76).
Жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулирует Жилищный кодекс Российской Федерации (пункт 11.1 части 1 статьи 4), он относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167).
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (часть 1 и пункт 1 части 2 статьи 168 названного кодекса).
Согласно части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным кодексом.
Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Дагестан регулируются Законом Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан", нормы которого предусматривают, что утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется Правительством Республики Дагестан (пункт 2 статьи 2.2).
Реализуя свои полномочия, Правительство Республики Дагестан постановлением от 18 апреля 2014 г. N 175 утвердило Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы вместе с Перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административный истец является собственником квартиры N 33, расположенной в многоквартирном доме по адресу: Республика Дагестан, ул. Левина, д. 46.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. N 396 программа капитального ремонта изложена в новой редакции, в соответствии с которой многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Махачкала, ул. Левина, д. 46, включен Перечень (строка 2366) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2020 - 2022 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2), крыши (8), в плановый период 2026 - 2028 гг. - работ по утеплению и ремонту фасада (10), в плановый период 2032 - 2034 гг. - работ по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения (3), внутридомовой инженерной системы водоснабжения (4), подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9).
Оспариваемым в рамках настоящего административного дела постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10 в региональную программу внесены изменения, согласно которым многоквартирный жилой дом N 46 по ул. Левина в г. Махачкала включен в Перечень (позиция 2725) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: - исключены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения и работ по ремонту крыши из планового периода 2020-2022 гг. (столбец 9); - исключены работы по утеплению и ремонту фасада из планового периода 2026-2028 гг. (столбец 11); - исключены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, водоснабжения, работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, из планового периода 2032-2034 гг. и переноса на этот плановый период работ по ремонту крыши (столбец 13); - перенесен плановый период проведения ремонта внутридомовой инженерной системы электроснабжения на 2035-2037 гг. (столбец 14); - перенесен плановый период проведения ремонта внутридомовых инженерных систем газоснабжения и работ по утеплению и ремонту фасада на 2038-2040 гг. (столбец 15).
Анализируя содержание приведенных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что с принятием оспариваемого постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10 был сокращен объем работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома N 46 по ул. Левина в г. Махачкале и увеличен срок проведения таких работ.
В ходе апелляционного рассмотрения дела судебная коллегия, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришла к выводу о том, что оспариваемый административным истцом нормативный акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного акта, порядку принятия и введения в действие, официально опубликован.
Давая правовую оценку доводам административного истца о нарушении предусмотренных законом условий для принятия оспариваемого Постановления N 10, сократившего объем и увеличившего сроки проведения работ по капитальному ремонту, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят с нарушением предусмотренных положениями статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации условий.
В соответствии с частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 11 статьи 11 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан" (далее - Закон N 57) региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений. Частью 11 статьи 11 Закона N 57 предусмотрено, что актуализация программы капитального ремонта осуществляется в порядке, предусмотренном частями 6-10 настоящей статьи.
Из смысла положений частей 6-10 Закона N 57 следует, что процедура формирования региональной программы капитального ремонта начинается с ежегодного предоставления лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в органы местного самоуправления информации о многоквартирных домах. После получения и обобщения поступившей информации орган местного самоуправления направляет ее в орган государственного жилищного надзора Республики Дагестан, который подготавливает предложения, необходимые для разработки проекта региональной программы капитального ремонта, и направляет их в уполномоченный орган; уполномоченный орган на основании поступивших предложений подготавливает проект региональной программы капитального ремонта и направляет его на утверждение в правительство Республики Дагестан, которое утверждает региональную программу капитального ремонта.
Частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;
5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Аналогичные положения предусмотрены в части 8 статьи 15 Закона N 57.
Материалами административного дела подтверждено, что собственники многоквартирного дома не принимали решения о переносе срока проведения работ по капитальному ремонту и сокращении объема такого ремонта. Из материалов дела следует, что пятиэтажный многоквартирный дом построен в 2002 году, процент износа его основных конструктивных элементов по состоянию на дату обследования в 2019 году увеличился до 35 % по сравнению с состоянием дома на дату обследования в 2016 году при включении в программу капитального ремонта (общий износ дома в 2016 году составлял 30 %), что подтверждается представленными в материалы дела формами предоставления информации о многоквартирных домах, предназначенных для формирования региональных программ капитального ремонта общего имущества в этих домах в Республике Дагестан. В такой ситуации приводимые Правительством Республики Дагестан доводы о том, что основанием для изменения сроков и перечня работ явились данные органа местного самоуправления о состоянии дома, подлежат отклонению. Исследованные в ходе апелляционного рассмотрения дела доказательства опровергают доводы Правительства Республики Дагестан о наличии фактических оснований для переноса срока ремонта общего имущества дома и сокращения перечня работ.
Доводы Правительства Республики Дагестан о наличии предусмотренных пунктом 5 части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, судебной коллегией признаются несостоятельными. В ходе судебного разбирательства административным ответчиком не представлено доказательств наличия таких фактических обстоятельств.
В такой ситуации суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Постановление N 10 в оспариваемой части принято с нарушением установленных федеральным законом правил, нарушает права административного истца на проведение ранее запланированных Региональной программой ремонтных работ, в связи с чем на основании положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ правомерно удовлетворил заявленные требования.
Применительно к положениям пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" выводы суда первой инстанции о возложении на Правительство Республики Дагестан обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт являются верными. По смыслу приведенных положений закона, на Правительство Республики Дагестан возложена обязанность по принятию нормативного акта в рамках ежегодной актуализации программы капитального ремонта; в связи с признанием судом оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части имеется недостаточная правовая урегулированность спорных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для переноса срока выполнения работ по капитальному ремонту в отношении вышеуказанного многоквартирного дома в связи с необходимостью проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонтом лифтовых шахт в иных многоквартирных домах, имеющих более высокий процент износа, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании положений пункта 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации. Федеральное законодательство не предусматривает возможности переноса срока выполнения работ по капитальному ремонту и сокращения их объема в отсутствии решения общего собрания собственников многоквартирного дома по мотиву необходимости проведения капитального ремонта в иных многоквартирных домах, равно как и по мотиву недостаточности денежных средств для выполнения всех видов работ.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административными истцами нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, которые могли бы послужить основанием для отмены судебного акта в силу положений статьи 310 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 16 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.