Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи: Кошелевой И.Л.
судей: Ехаловой Ю.А, Переверзиной Е.Б.
при секретаре-помощнике судьи: Коротких А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа на решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 ноября 2020 года по административному делу N3а-240/2020 по иску Клестова Игоря Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, Департаменту имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости, заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Кошелевой И.Л, установила:
Клестов Игорь Александрович, в лице представителя, обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с административным иском к Департаменту имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа, Управлению Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N и плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется из размера кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 5 855 113, 65 руб, определенной по состоянию на 1 января 2019 года.
Вместе с тем, кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке ООО "Судебная экспертиза и оценка" N 201-04.2020 от 17 апреля 2020 года.
Поскольку неправильное определение кадастровой стоимости земельного участка влияет на размер земельного налога, истец просил административные исковые требования удовлетворить.
Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 ноября 2020 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 10 455 кв.м, категория земли-земли населенных пунктов, расположенного по адресу; "адрес", установлена в размере равном его рыночной стоимости- 1 808 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
Дата подачи в суд административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка установлена судом как 30 июля 2020 года.
С Департамента имущественных отношений ЯНАО в пользу ООО "Оценка и консалтинг" Добровольской Т.В. взысканы судебные расходы за производство экспертизы в размере 45 000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа просит отменить судебное постановление, считая его незаконным и необоснованным.
В жалобе указано, что судом в обоснование постановленного решения положено экспертное заключение ООО "Оценка и консалтинг", при этом, при разрешении дела не учтены доводы Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа о наличии нарушений, допущенных экспертом при составлении отчёта об оценке.
В частности, используемые в отчёте данные недостоверны, расчёт стоимости, анализ объектов оценки и их аналогов произведены с нарушениями действующих Федеральных стандартов оценки NN3, 7, о чём подробно изложено в письменных возражениях административного ответчика на отчёт об оценке.
Суд безосновательно отклонил указанные возражения, не посчитав их надлежащим доказательством по делу.
При этом суд первой инстанции не принял во внимание, что на административного ответчика законом не возложена обязанность представлять встречный отчёт об оценке.
Судом также проигнорированы замечания Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа о намеренном занижении рыночной стоимости по сравнению с кадастровой с целью занижения налоговых платежей.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований к изменению или отмене решения суда.
Из материалов административного дела следует, что Клестов И.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N и плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется из размера кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной по состоянию на 1 января 2019 года в размере 5 855 113, 65 рублей.
Сведения об установленной кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости утверждены Приказом Департамента имущественных отношений ЯНАО от 1 ноября 2019 года N3-О "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель населенных пунктов и земель водного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", и внесены в ЕГРН 9 января 2020 года.
Как собственник земельного участка и плательщик земельного налога, размер которого зависит от кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец вправе оспорить результаты определения его кадастровой стоимости.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в редакции, действующей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В части 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" также содержаться аналогичные требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость, Согласно статье 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей указанного Закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
В соответствии с отчетом об оценке N 201-04.2020, выполненным ООО "Судебная экспертиза и оценка" 17 апреля 2020 года, рыночная стоимость принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером N, по состоянию на 1 января 2019 года составляет 1 055 955 руб.
Учитывая мотивированные возражения представителя Департамента имущественных отношений ЯНАО относительно предоставленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, судом первой инстанции по делу назначена судебная оценочная экспертиза с целью установления действительной рыночной стоимости объекта недвижимости, проведение которой поручено эксперту ООО "Оценка и консалтинг" Добровольской Т.В.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, по состоянию на 1 января 2019 года составляет 1 808 000 рублей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.
Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Из экспертного заключения следует, что эксперт провел анализ рынка недвижимости, к которому относятся оцениваемые объекты, и по результатам анализа определилценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости земельных участков. Оценщиком проведен подбор объектов-аналогов сопоставимых с объектами оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в заключении сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости названных объектов недвижимости.
В экспертном заключении мотивирован отказ от применения затратного и доходного оценочных подходов; обоснованно применен сравнительный подход к оценке объектов недвижимости на основе метода сравнения продаж (качественный метод оценки). В заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток, что позволяет проверить используемые сведения, и приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных экспертом.
Оценивая заключение судебной экспертизы по правилам ст. 168 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в экспертном заключении ясно и недвусмысленно изложен ответ на поставленный перед экспертом вопрос, выводы эксперта подробно мотивированы, определенная в заключении итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объектов аналогов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации, экспертом проанализирован рынок недвижимости, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик, корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения, расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки.
Оценив заключение судебно-оценочной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, и принимая во внимание, что оно подготовлено лицом, обладающим необходимыми познаниями и опытом по проведению подобного рода исследований и стажем работы, оснований не доверять которому не имеется, так как эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы эксперта объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости в размере 1 808 000 руб..
Каких-либо объективных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости земельных участков суду стороной ответчика не представлено.
Ссылки представителя административного ответчика на содержащиеся в экспертном заключении неточности, не свидетельствуют о том, что экспертом неправильно определена рыночная стоимость земельного участка. Правом заявить ходатайство о вызове эксперта в судебное заседание, с целью уточнения оснований для установления рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 1 808 000 рублей, выяснения вопроса о правильности подбора объектов-аналогов, а также устранения других возникших у представителя Департамента имущественных отношений ЯНАО вопросов по экспертизе, представитель административного ответчика не воспользовался.
Между тем, поскольку представителем Департамента были представлены в суд письменные возражения на экспертное заключение, эксперт Добровольская Т.В. также дала письменные пояснения к своему заключению, которые опровергают доводы представителя административного ответчика о наличии таких ошибок в заключении, которые могли повлиять на установленный размер рыночной стоимости объекта недвижимости.
В частности в пояснениях указано, что нераскрытие в экспертном заключении полной и дополненной справочной информации, содержащейся в Справочнике оценщика-2018 г. под редакцией Лейфера, не оказывает влияние на определенную величину рыночной стоимости земельного участка.
Использованные экспертом-оценщиком источники информации и сделанные на ее основе выводы не нарушают методологию определения рыночной стоимости земельного участка и не противоречат как нормам закона N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также требованиям ФСО N7.
С целью расчета коэффициентов для нетипичной рыночной ситуации экспертом использовались графики зависимостей и формулы, которые отражают тенденции на рынке РФ. Применение ограничений к каждому графику не запрещено концепцией сборников.
Поскольку г. Тарко-Сале расположен в ЯНАО, который занимает одно из ведущих мест в России по запасам углеводородов и в городе находятся градообразующие промышленные предприятия, эксперт приравнял указанный город к райцентру с развитий промышленностью.
При этом, объекту экспертизы наиболее соответствует типовой объект N5.
Указанный на странице 38 Заключения эксперта график зависимости и выведенная формула для типового объекта N5, а также таблица 43 на ст.122 справочника Оценщика недвижимости-2018г, основаны на всей соответствующей выборке, независимо от того, что графически отображены значения от 100 тыс. человек.
В связи с ограниченностью информации, неразвитости рынка и ограничивающими рекомендациями в применении коэффициентов, эксперт при составлении Заключения использует совокупность различных методов определения корректировки, в частности, им принято решение помимо корректировки на местоположение по численности населения, использовать, где это возможно, корректировку на местоположение по размеру заработной платы.
По объекту аналогу N2, находящемуся в г. Лабытнанги, отсутствует значение размера заработной платы по состоянию на 1 января 2019 года, поскольку на официальном сайте администрации города отсутствует информация о социально-экономическом развитии г. Лабытнанги за 2018 год.
Разрешая дело, суд первой инстанции дал надлежащую оценку как представленным Департаментом имущественных отношения ЯНАО возражениям на экспертное заключение, так и пояснениям эксперта на указанные возражения, посчитав, что заключением судебной оценочной экспертизы рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года установлена правильно.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность постановленного решения, которое является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.