Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ехаловой Ю.А, судей Вдовиченко С.В, Семеновой И.А, при секретаре Овчинниковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа на решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 сентября 2020 года по административному делу N 3а-233/2020 по административному исковому заявлению Пинаева Юрия Юрьевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ехаловой Ю.А, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Пинаев Ю.Ю. обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 256 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости в размере 219 392 рубля, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость земельного участка определенная по состоянию на 1 января 2019 года в размере 508 308 рублей 48 копеек существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права как арендатора и плательщика арендной платы.
Судом привлечены к участию в деле в качестве административного соответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ямало-Ненецкому автономному округу, в качестве заинтересованного лица администрация города Лабытнанги.
Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 сентября 2020 года административный иск удовлетворен. Суд установилкадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 256 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, в размере равной его рыночной стоимости 219 392 рубля, по состоянию на 1 января 2019 года. Дата подачи в суд административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанных земельных участков установлена 3 августа 2020 года.
В апелляционной жалобе департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа просит отменить решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 сентября 2020 года, считая его незаконным и необоснованным, постановленным на недостоверных сведениях о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, поскольку отчет об оценке, положенный в основу решения, составлен с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и федеральных стандартов оценки.
Административным истцом представлены возражения на апелляционную жалобу.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Представителями административного истца, административного ответчика департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа, заинтересованного лица администрации города Лабытнанги заявлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Положения Закона об оценочной деятельности применяются к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой, начатой до вступления в силу Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (пункт 19); в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) (пункт 23).
Согласно актуальным сведениям ЕГРН кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N определена по состоянию на 1 января 2019 года в размере 508 308 рублей 48 копеек (Т.1 л.д.16).
Вместе с административным иском административный истец представил отчет об оценке N от 15 июля 2020 года, составленный оценщиком ООО " "данные изъяты"", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 219 392 рубля (Т.1 л.д.26-79).
Как следует из материалов административного дела, в процессе его рассмотрения административный ответчик - департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа, возражал против удовлетворения иска, настаивал на недостоверности предоставленного истцом отчёта об оценке, предоставив свои мотивированные возражения в письменном виде.
Определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18 ноября 2020 года по настоящему административному делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО " "данные изъяты"" П, обязанность по оплате судебной экспертизы возложена на подателя жалобы административного ответчика - департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа.
Перед судебным экспертом поставлены следующие вопросы:
Допущены ли Обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", выполнившим 15 июля 2020 года отчет об оценке N нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчёта, к описанию объекта оценки, к методам расчёта рыночной стоимости объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объекта оценки, допущены ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой?
Если отчет общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" от 15 июля 2020 года N не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, то какова рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером N, общей площадью 256 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, по состоянию на 1 января 2019 года.
Согласно заключению эксперта от 23 декабря 2020 года N, при составлении отчета ООО " "данные изъяты"" от 15 июля 2020 года N допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объектов оценки, к методам расчета стоимости объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. Факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, определены правильно, однако поправки по ряду факторов выполнены методически неверно. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 270 000 рублей.
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
В соответствии со статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Эксперт, проводивший судебную экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждено соответствующими документами.
Заключение эксперта мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержит противоречий.
Судебная коллегия по административным делам, исследовав заключение эксперта, сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу о его соответствии действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, о том, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Руководствуясь статьями 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Федерального закона N135-ФЗ, судебная коллегия признает вышеназванное заключение эксперта надлежащим доказательством, подтверждающим с достоверностью рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года в размере 270 000 рублей.
Лицам, участвующим в деле, копии заключения эксперта своевременно направлены посредством электронной почты, возражений относительно заключения эксперта в суд апелляционной инстанции не поступало. Каких-либо доказательств о рыночной стоимости объекта оценки в ином размере лицами, участвующими в деле, не представлено.
Учитывая, что доказательств, опровергающих указанную выше величину рыночной стоимости арендуемого Пинаевым Ю.Ю. земельного участка, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере лицами, участвующими в деле не представлено, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения решения суда первой инстанции и установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной заключением судебной экспертизы.
При назначении судебной оценочной экспертизы определением судебной коллегии от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по ее оплате была возложена на подателя апелляционной жалобы - департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа.
Оплата выполненной судебной оценочной экспертизы в размере 46 000 рублей департаментом имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа не произведена, что подтверждается сообщением эксперта П.
Поскольку разница между оспоренной истцом кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью объекта недвижимости, определенной судом, составила менее 50 % от кадастровой стоимости и является незначительной, укладывается в приемлемый, с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки, диапазон отклонений и, следовательно, не свидетельствует об ошибочности ранее состоявшейся кадастровой оценки объекта недвижимости, повлекшей нарушение имущественных прав административного истца как плательщика арендной платы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Пинаева Ю.Ю. нельзя признать стороной, в пользу которой состоялось решение суда, в связи с чем судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере 46 000 рублей должны быть возложены на административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 сентября 2020 года изменить в части размера установленной судом кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 256 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости в размере 270 000 рублей, по состоянию на 1 января 2019 года.
В остальной части решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Взыскать с Пинаева Юрия Юрьевича в пользу ООО " "данные изъяты"" в счет оплаты выполненной судебной оценочной экспертизы 46 000 рублей (сорок шесть тысяч рублей).
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.