Постановлением Верховного Суда РФ от 13 мая 2021 г. N 58-АД21-7-К9 настоящее постановление оставлено без изменения
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Цветковой Ю.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 33 Центрального округа города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 10 июля 2020 года и решение судьи Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 августа 2020 года в отношении Цветковой Ю.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л а:
постановлением мирового судьи судебного участка N 33 Центрального округа города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 10 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 августа 2020 года, Цветкова Ю.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Цветкова Ю.В. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
Изучение доводов жалобы, материалов истребованного дела позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, совершенные с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети "Интернет"), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях прав ребенка) органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.
Пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Закон о защите детей от информации, причиняющей вред) установлено, что информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - это информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Положениями статьи 5 Закона о защите детей от информации, причиняющей вред, к запрещенной для распространения среди детей отнесена информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
Ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) (статья 1 Закона об основных гарантиях прав ребенка).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2014 года N 24-П разъяснено, что осуществление гражданами права на распространение информации, касающейся вопросов сексуального самоопределения личности, не должно нарушать права и свободы других лиц, а в правовом регулировании данного права, равно как и иных прав и свобод человека и гражданина, должен обеспечиваться баланс конституционно значимых ценностей. Учитывая деликатность таких вопросов, как относящихся к сфере индивидуальной автономии, и не посягая на само ее существо, государство вправе вводить на основе требований Конституции Российской Федерации определенные ограничения на деятельность, связанную с распространением подобной информации, если она приобретает агрессивный, навязчивый характер и способна причинить вред правам и законным интересам других лиц, прежде всего несовершеннолетних, и является оскорбительной по форме. Семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства. Ни из Конституции Российской Федерации, ни из принятых на себя Россией международно-правовых обязательств не вытекает обязанность государства по созданию условий для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола (Определения Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2006 года N 496-О и от 19 января 2010 года N 151-О-О).
В силу части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Материалами дела установлено, что Цветкова Ю.В. 24 июля 2019 года в 23-05 часов и 25 июля 2019 года в 22-49 часов по месту жительства: "адрес" в социальной сети "ВКонтакте" сети "Интернет", используя ник-нейм " "данные изъяты" вечеря - ЛГБТИАПП+на-Амуре", с целью массового распространения информации, в том числе среди несовершеннолетних, разместила на администрируемых ею общедоступных Интернет-страницах http:vk.com/lgbt_kms?w=wall-182284234_134 и http:vk.com/lgbt_kms?w=wall-182284234_132 материалы, содержащие пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, направленную на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.21 КоАП РФ, и виновность Цветковой Ю.В. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 2 июля 2020 года, обращениями Булатова Т.Г, экспертным заключением от 19 июня 2020 года, протоколом сбора образцов от 20 сентября 2019 года, полученными образцами, размещенными на оптическом диске, распечаткой скриншотов со страницы "ВКонтакте", ответом службы безопасности "ВКонтакте", а также иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Цветковой Ю.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.21 КоАП РФ.
Довод жалобы об отсутствии события и состава административного правонарушения не может быть признан состоятельным.
Разместив на Интернет-странице движения " "данные изъяты" вечеря ЛГБТКИАПП+на-Амуре" материалы, образцы которых представлены в дело, Цветкова Ю.В. сознательно допускала, что среди получателей размещенной информации, направленной на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, будут дети, среди которых распространение такой информации, как причиняющей вред их здоровью и развитию, прямо запрещено законом.
Указание на Интернет-странице и на паблике информационного знака "18+", о чем в жалобе заявляет Цветкова Ю.В, не создало препятствий для ознакомления несовершеннолетних с размещенной в свободном доступе для неопределенного круга лиц информацией. Посетителями страницы были, в том числе школьники, учащиеся лицея (л.д.18).
Как верно установлено нижестоящими судами, размещенные Цветковой Ю.В. 24 и 25 июля 2019 года тексты об открытости группы "для всех сексуальных и гендерных идентичностей", о том, что "нелегко и страшно в гомофобном обществе", присутствует страх, что "родители откажутся, или сверстники будут травить", были адресованы несовершеннолетним, содержали прямые к ним обращения в форме: "юные подписчики и подписчицы", а также сравнения с "плюсиками и звездочками в тетрадках по алгебре".
При указанных обстоятельствах по делу сделан обоснованный вывод о том, что Цветкова Ю.В. в сети "Интернет" осуществила пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, что выразилось в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, что образует объективную сторону предусмотренного частью 2 статьи 6.21 КоАП РФ административного правонарушения.
Доводы о нарушении подсудности в связи с тем, что по делу проводилось административное расследование, верными признать нельзя в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 28.7 КоАП РФ и подпунктом "а" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Передавая дело на рассмотрение мирового судьи судебного участка N 33 Центрального округа города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (по месту жительства Цветковой Ю.В.), должностное лицо административного органа в определении от 2 июля 2020 года обоснованно указало на то, что несмотря на наличие по делу определения, вынесенного 17 января 2020 года в порядке статьи 28.7 КоАП РФ, административное расследование по делу фактически не проводилось.
Данный вывод, поддержанный мировым судьей и судьей районного суда, материалам дела соответсвует.
Выводы специалистов экспертной группы при Уполномоченном по правам ребенка в Хабаровском крае, изложенные в заключении N002/2020 от 19 июня 2020 года, были даны не в рамках возбужденного в отношении Цветковой Ю.В. дела об административном правонарушении, а во исполнение запроса начальника полиции УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре в связи с проведением оперативно-розыскных мероприятий по факту распространения в сети "Интернет" материалов, предположительно содержащих пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (д.72).
При таких обстоятельствах получение мнения специалистов по вопросам, требующих специальных познаний, обоснованно не признано процессуальным действием, свидетельствующим о проведении административного расследования в отношении Цветковой Ю.В. К действиям такого характера правомерно не отнесены оперативно-розыскные мероприятия по установлению лица, причастного к совершению рассматриваемого правонарушения.
Таким образом, дело рассмотрено мировым судьей с соблюдением правил подсудности, в соответствии с положениями статьи 29.5 КоАП РФ.
Изучение представленных материалов свидетельствует о том, что при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям Цветковой Ю.В. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.21 КоАП РФ, и виновности Цветковой Ю.В. в его совершении.
Мотивы, по которым в основу постановления судьи положены одни доказательства, и отвергнуты другие, подробно изложены в обжалуемых судебных решениях.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Цветковой Ю.В, не усматривается.
Цветкова Ю.В. привлечена к административной ответственности в пределах срока давности, который в соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ по делам указанной категории составляет один год.
Административное наказание в виде штрафа назначено Цветковой Ю.В. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции частью 2 статьи 6.21 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ, постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 33 Центрального округа города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 10 июля 2020 года и решение судьи Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 августа 2020 года в отношении Цветковой Ю.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Цветковой Ю.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.