Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Римского Я.А. и Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на решение Приморского краевого суда от 4 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Владивостокский морской терминал" к Министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица: Правительство Приморского края, Министерство промышленности и торговли Приморского края, администрация города Владивостока, КГКУ Управление землями и имуществом на территории Приморского края об оспаривании в части нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителя Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края и Правительства Приморского края ФИО5, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год. Распоряжение размещено на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://www.primorsky.ru.
Пунктом 4809 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 740 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
ООО "Владивостокский морской терминал" обратилось в Приморский краевой суд с вышеназванным административным исковым заявлением и, с учётом дополнений к административному исковому заявлению, просило признать недействующими пункт 4809 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утверждённого распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри, с 1 января 2019 года.
В обоснование заявленных требований указало, что Обществу на праве собственности принадлежит вышеуказанный объект недвижимости, который не обладает признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение объекта недвижимости в перечень неправомерно возлагает на Общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере. Нарушена процедура определения фактического использования объекта недвижимости. Техническими документами и сведениями из Единого государственного реестра недвижимости не подтверждается нахождение в объекте недвижимости помещений, общей площадью более 20 % от общей площади здания, назначение, разрешённое использование или наименование которых предусматривает размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса РФ. Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, не соответствует Классификаторам видов разрешённого использования земельных участков, утверждённым Приказом Министерства экономического развития РФ N 504 от 1 сентября 2014 года (в редакции от 6 октября 2017 года N 547), которые не содержат такого вида разрешённого использования как "для дальнейшей эксплуатации административного здания с пристройкой".
Решением Приморского краевого суда от 4 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 мая 2020 года, административные исковые требования ООО "Владивостокский морской терминал" удовлетворены, и пункт 4809 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённого распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри, признан недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
20 октября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, поданная через Приморский краевой суд 30 сентября 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции кассатор указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Так, согласно сведений из ЕГРН, спорный объект недвижимости поименован как "административное здание", а в соответствии с техническим паспортом здания, площадь помещений, используемых для административной деятельности, составляет более 20 % от общей площади объекта, в связи с чем, спорный объект отвечал критериям, предусмотренным абзацем вторым подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ (признание объекта административно-деловым центром). Кроме этого, спорный объект располагается на земельном участке с видом разрешённого использования "для дальнейшей эксплуатации административного здания с пристройкой", что является самостоятельным и достаточным основанием для включения данного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год. Согласно акту обследования спорного объекта, проведённого КГКУ Управление землями и имуществом на территории Приморского края, по состоянию на 15 августа 2019 года, помещения в данном объекте используются для размещения офисов (70, 2 % от общей площади спорного объекта). Законодательно не предусмотрена обязанность уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путем осмотра объектов недвижимости и последующим составлением актов осмотра в случае наличия других оснований для включения объектов недвижимости в указанный Перечень.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 ноября 2020 года кассационная жалоба Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представители ООО "Владивостокский морской терминал", Министерства промышленности и торговли Приморского края, администрации города Владивостока, КГКУ Управления землями и имуществом на территории Приморского края в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края и Правительства Приморского края ФИО5, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, изучив письменный отзыв администрации города Владивостока, письменные возражения прокуратуры Приморского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьями 14, 372 Налогового кодекса РФ определено, что налог на имущество организаций является региональным налогом и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу положений пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" (далее - постановление Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па) департамент земельных и имущественных отношений Приморского края является уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края по формированию и утверждению на основании Перечня Офисных объектов, Перечня Торговых объектов, решений Комиссии перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно статье 1 (1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действовавшей на момент утверждения оспариваемого Перечня) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке Администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Владивостокский морской терминал" является собственником объекта недвижимости - административного здания с кадастровым номером N, назначение: нежилое здание, площадью 740 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Из выписки из ЕГРН от 1 июня 2017 года следует, что здание по адресу: "адрес" расположено на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 1350 кв.м, в отношении которого установлен вид разрешённого использования "для дальнейшей эксплуатации административного здания с пристройкой".
Согласно техническому паспорту, составленному ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Филиал по Приморскому краю по состоянию на 5 ноября 2004 года, административное здание Лит.А, расположенное по адресу: "адрес", состоит из следующих помещений: основных: 21 кабинета (всего 571 кв.м); вспомогательных: помещения охраны, 2-х лестничных клеток, 10 коридоров, 4-х санузлов, кухни, 2-х умывальных, 4-х туалетов, 2-х подсобных помещений (всего 169, 3 кв.м).
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Налогового кодекса РФ, Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций", Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утверждённый постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па, и пришли к обоснованному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края в рамках предоставленных полномочий с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия и введения его в действие. Между тем, пункт 4809 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьи 1 (1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ, постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па, поскольку какие-либо допустимые доказательства того, что в соответствии с документами технического учёта спорного здания, на его этажах предусмотрено размещение офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, стороной административного ответчика не предоставлены, а соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования уполномоченной краевой организацией не проводилось.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе Министерством имущественных и земельных отношений Приморского края не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, представленные сторонами доказательства по делу, в том числе заявленные требования и доводы административного истца, доводы административного ответчика и заинтересованных лиц, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в суде первой и апелляционной инстанций, несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приморского краевого суда от 4 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.