Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Римского Я.А. и Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 мая 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Пономаревой Елены Дмитриевны к МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пономарева Е.Д. обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением и просила признать незаконным отказ МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" (далее - МКУ "АЗО" ГО "город Якутск") от 28 февраля 2020 года N 1309-ДИЗО/20 в перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес""; обязать принять решение о перераспределении земельного участка и заключить Соглашение; взыскать судебные расходы.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она является собственником земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, общей площадью 880 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" На её обращение в Окружную администрацию города Якутска о перераспределении земельного участка, 3 марта 2020 года получен отказ МКУ "АЗО" ГО "город Якутск" от 28 февраля 2020 года исх. N 1309-ДИЗО/20, в связи с тем, что по проекту межевания территории квартала "111", утверждённому распоряжением Окружной администрации города Якутска N 797р от 19 мая 2016 года, земельный участок с кадастровым номером N не предусматривает увеличение площади земельного участка в запрашиваемых граница, также указано, что на запрашиваемый земельный участок распространяется лесохозяйственный регламент лесных насаждений, и земельный участок расположен в зоне объектов электросетевого хозяйства. Считает данный отказа незаконным и не обоснованным.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 июля 2020 года, административные исковые требования Пономаревой Е.Д. удовлетворены.
23 октября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба МКУ "Агентство земельный отношений" городского округа "город Якутск", поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 12 октября 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 июля 2020 года и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении административных исковых требований Пономаревой Е.Д.
В обоснование своей позиции кассатор указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. Так, проект межевания квартала "111" не предусматривает увеличение площади спорного земельного участка. Кроме этого, спорный земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории (объекты электросетевого хозяйства (ПМ)), на него распространяется лесохозяйственный регламент лесных насаждений.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 ноября 2020 года кассационная жалоба МКУ "АЗО" ГО "город Якутск" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
При этом, в силу пункта 28 Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", судья кассационной инстанции полагает необходимым проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции, поскольку оспариваемым судебным актом оставлено в силе решение суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Пономаревой Е.Д. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 880 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства, адрес (местоположение): "адрес"
3 февраля 2020 года Пономарева Е.Д. через МФЦ обратилась в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о перераспределении спорного земельного участка, в целях использования "для индивидуального жилищного строительства".
Решением МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск", изложенным в письме от 28 февраля 2020 года за N 1309-ДИЗО/20, Пономаревой Е.Д. отказано в согласовании запрашиваемых границ земельного участка со ссылкой на то, что по проекту межевания территории квартала "111", утверждённому распоряжением Окружной администрации города Якутска N 797р от 19 мая 2016 года, земельный участок с кадастровым номером N не предусматривает увеличение площади земельного участка в запрашиваемых границах, и дополнительно сообщено, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий: объектов электросетевого хозяйства (ПМ), а также на земельный участок распространяется лесохозяйственный регламент лесных насаждений (постановление N 242п от 11 октября 2013 года "Об утверждении лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов ГО "город Якутск").
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Согласно пункту 2 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Пункт 3 данной статьи устанавливает, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков перечислены в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ. Данный перечень является исчерпывающим.
Согласно пункту 10 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на положения Земельного кодекса РФ, Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утверждённые постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160, пришли к обоснованному выводу, что у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в связи с чем, оспариваемое решение является незаконным, нарушающем права и интересы административного истца.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, МКУ "Агентство земельный отношений" городского округа "город Якутск" не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в материалы дела не предоставлены достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что границы испрашиваемого земельного участка выходят за пределы территориальной зоны Ж-2А, а также доказательства того, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий, для которого строительство индивидуального жилого дома является запрещенным видом использования земельных участков.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам МКУ "Агентство земельный отношений" городского округа "город Якутск" в суде первой и апелляционной инстанций, несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 мая 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.