Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Римского Я.А. и Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО "РСО "Силуэт" к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, заинтересованное лицо Краевое государственное унитарное предприятие "Камчатский водоканал" о признании недействующим постановления от 23 октября 2019 года N 199.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края ФИО7, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя ООО "РСО "Силуэт" ФИО9, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО8, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (далее - Тарифный орган) от 23 октября 2019 года N 199 "Об утверждении тарифов на транспортировку питьевой воды (питьевого водоснабжения) и сточных вод ООО "РСО "Силуэт" потребителям Елизовского городского поселения на 2019 год" (далее - Постановление N199) утверждены тарифы на период с 5 ноября 2019 года по 31 декабря 2019 года. Постановление опубликовано 24 октября 2019 года на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
ООО "РСО "Силуэт" обратилось в Камчатский краевой суд с вышеназванным административным исковым заявлением и просило признать недействующим постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 23 октября 2019 года N 199 "Об утверждении тарифов на транспортировку питьевой воды (питьевого водоснабжения) и сточных вод ООО "РСО "Силуэт" потребителям Елизовского городского поселения на 2019 год".
В обоснование заявленных требований указало, что ООО "РСО "Силуэт" в 2019 году приобрело сети холодного водоснабжения и водоотведения общей балансовой стоимостью 150000 руб. и обратилось в Тарифный орган для установления тарифов на данный вид деятельности. По мнению Общества, при установлении тарифов Тарифный орган должен был применить метод экономически обоснованных расходов, однако административный ответчик применил метод сравнения аналогов и утвердил тариф ниже себестоимости, не позволяющий покрыть расходы Общества. Считает, что оспариваемое постановление принято с нарушением пунктов 20, 21, 37, 53 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", пунктов 34, 35 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э.
Решением Камчатского краевого суда от 6 марта 2020 года административные исковые требования ООО "РСО "Силуэт" оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 июля 2020 года решение Камчатского краевого суда от 6 марта 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым административные исковые требования ООО "РСО "Силуэт" удовлетворены: признано недействующим с даты принятия постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 23 октября 2019 года N 199 "Об утверждении тарифов на транспортировку питьевой воды (питьевого водоснабжения) и сточных вод ООО "РСО "Силуэт" потребителям Елизовского городского поселения на 2019 год".
23 октября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края, поданная через Камчатский краевой суд 8 октября 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 июля 2020 года и оставлении в силе решения Камчатского краевого суда от 6 марта 2020 года.
В обоснование своей позиции кассатор указал на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Так, в соответствии с частью 3 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктами 31, 37 Основ ценообразования, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года N 406 выбор метода экономически обоснованных расходов (затрат) для впервые обратившейся регулируемой организации, исходя из буквального толкования - это право регулирующего органа ("может применяться"), тогда как применение метода сравнения аналогов носит предписывающий характер ("применяется") и протяженность сетей холодного водоснабжения, эксплуатируемых регулируемой организацией, осуществляющей указанный вид регулируемой деятельности в зоне деятельности гарантирующей организации, которая не должна превышать 10 километров в централизованной системе холодного водоснабжения либо не превышать 10 процентов общей протяженности сетей в указанных системах, являются единственными критериями для выбора метода сравнения аналогов. Более того, в соответствии с пунктом 34 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 1746-э, метод сравнения аналогов применяется в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения по транспортировке воды, сточных вод. То есть, в данной норме идёт речь только об одном критерии при выборе метода сравнения аналогов, по виду регулируемой деятельности - транспортировке воды и сточных вод. В тарифной заявке ООО "РСО "Силуэт" заявлен определённый вид тарифов - на транспортировку питьевой воды (питьевого водоснабжения) и сточных вод, что не предполагает установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения методом экономически обоснованных расходов (затрат) в отношении заявителя.
Руководствуясь Основами ценообразования (в ред. от 4 июля 2019 года) и Методическими указаниями, в процессе проведения экспертизы предложений ООО "РСО "Силуэт" об установлении тарифов методом сравнения аналогов, Тарифный орган правомерно выполнила расчёт величины необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2019 год исходя из экономически обоснованных затрат гарантирующей организации КГУП "Камчатский водоканал" в централизованных системах водоснабжения и водоотведения и протяжённости сети регулируемой организации и отразила результаты в своем экспертном заключении. Экспертное заключение по результатам проверки обоснованности расчётов для утверждения тарифов на транспортировку питьевой воды (питьевого водоснабжения) и сточных вод ООО "РСО "Силуэт" потребителям Елизовского городского поселения на 2019 год содержит необходимый анализ, обоснование причин и ссылки на правовые нормы, исключающих необоснованные расходы, а также необходимые расчёты, предусмотренные пунктом 26 Правил (в ред. от 4 июля 2019 года). Вышеуказанным пунктом Правил, в экспертном заключении не предполагается излагать анализ, выводы и расчёты, не предусмотренные Правилами, в том числе выводы о невозможности применения предложенного регулируемой организацией метода регулирования тарифов. Кроме этого, данные доводы Тарифного органа подтверждены ответом ФАС России на обращение Тарифного органа от 31 сентября 2020 года N ВК/81664/20.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 ноября 2020 года кассационная жалоба Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края ФИО7, возражения представителя ООО "РСО "Силуэт" ФИО9, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО8, письменные возражения прокуратуры Камчатского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года N 406 (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
В соответствии со статьёй 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению подлежит государственному регулированию.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, кроме прочих, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Разрешая вопрос о законности оспариваемого административным истцом регионального нормативного правового акта, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу, что он принят уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края, действующей на основании Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утверждённого постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года N424-П), в рамках его компетенции, с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликованию.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28 августа 2019 года ООО "РСО "Силуэт" впервые обратилось в Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края с заявлением об установлении тарифов на транспортировку питьевой воды (питьевого водоснабжения) и сточных вод в городе Елизово Камчатского края на 2019 год методом экономически обоснованных тарифов.
Приказом и.о. руководителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 5 сентября 2019 года N 207 - ОД открыто дело по установлению тарифов на транспортировку питьевой воды (питьевого водоснабжения) и сточных вод ООО "РСО "Силуэт" потребителям Елизовского городского поселения на 2019 год с применением метода сравнения аналогов.
На основании экспертного заключения, в котором расчёт тарифов произведён методом сравнения аналогов, на заседании Правления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края 23 октября 2019 года были утверждены производственные программы ООО РСО "Силуэт" и соответствующие тарифы.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административных исковых требований ООО "РСО "Силуэт", пришёл к ошибочному выводу, что административный ответчик имел право выбрать метод регулирования тарифа самостоятельно, несмотря на предложение регулируемой организацией в заявке иного метода, а с учётом установления наличия критериев, указанных в пункте 53 Основ ценообразования, Тарифный орган правомерно воспользовался методом сравнения аналогов. Проверив расчёт тарифа, суд пришёл к выводу об отсутствии арифметических ошибок либо несоответствий.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции, также как и судебная коллегия апелляционной инстанции не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и признавая оспариваемое постановление недействующим, суд апелляционной инстанций, сослался на положения Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основ ценообразования, Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года N 406, Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э, и пришёл к обоснованному выводу, что тарифы на водоснабжение и водоотведение в данном случае подлежали установлению методом экономически обоснованных расходов (затрат), поскольку в отношении ООО "РСО "Силуэт" в течение предыдущих периодов не осуществлялось государственное регулирование тарифов, что экспертное заключение по результатам проверки обоснованности расчётов для утверждения тарифов на транспортировку питьевой воды (питьевого водоснабжения) и сточных вод ООО "РСО "Силуэт" Елизовского городского поселения на 2019 год не содержит выводов Тарифного органа о невозможности применения предложенного регулируемой организацией метода регулирования тарифов - метода экономически обоснованных расходов. Кроме этого, суд апелляционной инстанции правильно установилналичие арифметической ошибки при расчёте необходимой валовой выручки на транспортировку питьевой воды.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края не представлено.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Вопреки доводам кассационной жалобы, оснований для применения при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение ООО "РСО "Силуэт" метода сравнения аналогов в соответствии с пунктами 53, 54 Основ ценообразования у Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края не имелось. А ссылка в жалобе на протяженность водопроводных сетей ООО "РСО "Силуэт" в обоснование выбранного Тарифным органом метода регулирования тарифа не может быть принята во внимание, поскольку протяженность водопроводных и канализационных сетей не является первичным и единственным критерием, определяющим выбор метода регулирования.
Судом кассационной инстанции также усматривается применение Тарифным органом при расчёте тарифа на транспортировку питьевой воды неверной протяжённости водопроводных сетей в Елизовском городском поселении, что указывает на наличие арифметической ошибки при расчёте тарифов, что также является основанием для удовлетворения заявленных ООО "РСО "Силуэт" требований, и, следовательно отказа в удовлетворении кассационного жалобы Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края.
Несогласие Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.