Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Римского Я.А. и Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ермолаева Алексея Капитоновича и Ермолаевой Марии Сергеевны на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Ермолаева Алексея Капитоновича и Ермолаевой Марии Сергеевны к Окружной администрации города Якутска, департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ермолаев А.К. и Ермолаева М.С. обратились в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением к Окружной администрации города Якутска и просили признать незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", выраженный в письме от 5 декабря 2019 года N 10681-ДИЗО/19; обязать Окружную администрацию города Якутска повторно рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка в собственность.
В обоснование заявленных требований указали, что они, как многодетная семья обратились в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", для использования под дачное строительство. Однако, в предоставлении в собственность земельного участка им отказано в связи с тем, что спорный земельный участок имеет вид разрешённого использования "под дачное строение", что не соответствует видам разрешённого использования земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трёх и более детей, а также что участок обременён, на земельном участке имеются объекты капитального строительства.
Определением суда от 10 февраля 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечён департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований Ермолаева А.К. и Ермолаевой М.С. отказано.
27 октября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Ермолаева А.К. и Ермолаевой М.С, подписанная и поданная представителем ФИО7 через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 15 октября 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).
В обоснование своей позиции кассаторы указали на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Так, в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не доказано, а судом не установлена принадлежность построек, расположенных на спорном земельном участке, гражданам или юридическим лицам. Отсутствует и регистрация этих построек, как объектов права в ЕГРН, в связи с чем, отсутствует основание для применения пункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ к спорным правоотношениям.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 ноября 2020 года кассационная жалоба Ермолаева А.К. и Ермолаевой М.С. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ермолаев А.К. и Ермолаева М.С, как многодетная семья, обратились в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о предоставлении им земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", для использования под дачное строительство.
Решением департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, изложенным в письме от 5 декабря 2019 года N 10681-ДИЗО/19, со ссылкой на пункт 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ Ермолаеву А.К. и Ермолаевой М.С. отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учёт с видом разрешённого использования "под дачное строение", вместе с тем в Классификаторе видов разрешённого использования земельных участков, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2019 года N КУВИ-001/2019-25153143, отсутствует вид разрешённого использования "под дачное строительство"; по проекту планировки и межевания территории квартала "Борисовка-2" города Якутска, утверждённого распоряжением Окружной администрации города Якутска от 19 декабря 2017 года N 2167р, данный земельный участок учтён под объект индивидуальной жилой застройки, а также, что согласно акту обследования земельного участка, представленному Управлением муниципального контроля Окружной администрации города Якутска от 28 ноября 2019 года, земельный участок огорожен, на нём возведены объекты капитального строительства: жилой дом и хозяйственные постройки.
Из кадастрового дела объекта недвижимости и выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 19 февраля 2019 года, следует, что земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учёт 20 сентября 2013 года, определён вид разрешенного использования "под дачное строение", сведения об объекте недвижимости имеют статус "временные", дата истечения срока действия временного характера - 1 марта 2022 года.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, подготовленным МБУ "Главное архитектурно-планировочное учреждение" городского округа "город Якутск" 21 октября 2019 года за N 07-060245, земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне "Ж-2А" (для индивидуального жилищного строительства на территории города Якутска); по проекту планировки "объекты индивидуальной жилой застройки"; по проекту межевания территории "для индивидуального жилищного строительства"; находится в зоне экологического ограничения: зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, водоохранная зона - за пределами береговой полосы, воздушные подходы аэропорта города Якутска, шумовая зона аэропорта, зоны с особыми условиями использования территории: объектов системы газоснабжения (ПМ).
Из акта обследования земельного участка N 3994, составленного Управлением муниципального контроля Окружной администрации города Якутска 28 ноября 2019 года, следует, что земельный участок с кадастровым номером 14:36:102051:666 огорожен, освоен, на нём имеется объект капитального строительства - жилой дом, хозяйственные постройки (гараж, туалет), выявлено самовольное занятие земельного участка площадью 66 кв.м, самовольно занятый земельный участок относится к зоне "Р-1А" - зона размещения городских парков, скверов, садов, бульваров, прудов, искусственных водоёмов на территории города Якутска. К акту приложена фототаблица.
В силу пункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу закона, если на земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, он может быть предоставлен только собственникам таких объектов.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на положения Земельного кодекса РФ, и пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого отказа, указав, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, право собственности на которые за заявителями не установлено. В рамках административной процедуры предоставления земельного участка орган местного самоуправления не вправе был решать вопросы принадлежности и права собственности на самовольные постройки.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, Ермолаевым А.К. и Ермолаевой М.С. не представлено.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам административных истцов в судах первой и апелляционной инстанций, и их несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ермолаева Алексея Капитоновича и Ермолаевой Марии Сергеевны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.