Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Хребтовой Н.Л.
судей Соловьевой О.В, Панфиловой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Благовещенска, действующего в интересах ФИО8 к администрации города Благовещенска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма
по кассационной жалобе администрации города Благовещенска
на решение Благовещенского городского суда от 31 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В, выслушав пояснение прокурора Маториной О.А, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Благовещенска, действующий в интересах Зырянова Д.А, обратился в суд с названным иском, указав, что Зырянов Д.А, 1993 года рождения, является инвалидом, страдает психическим хроническим заболеванием "данные изъяты" которое включено в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Будучи принятым в июле 2009 года на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке, с составом семьи два человека, Зырянов Д.А. жилым помещением до настоящего времени не обеспечен. С учетом уточнений прокурор просил возложить обязанность на администрацию города Благовещенска предоставить Зырянову Д.А. с составом семьи 2 человека (с учетом супруги) жилое помещение в границах муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным, техническим требованиям, общей площадью не менее учетной нормы предоставления 18 кв.м на одного члена семьи по договору социального найма.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 31 октября 2019 года исковые требования удовлетворены частично. На администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить Зырянову Д.А. вне очереди жилое помещение в границах муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления - 18 кв.м по договору социального найма. В части предоставления жилого помещения в размере 18 кв.м на каждого члена семьи с учетом члена семьи Зыряновой Н.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25 марта 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация города Благовещенска просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что обеспечение жильем инвалидов не относится к расходным обязательствам муниципального образования, средства на эти цели в бюджете органа местного самоуправления не предусмотрены.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Зырянов Д.А, представитель ответчика администрации города Благовещенска, третьи лица - Зырянова Н.А, представители министерства социальной защиты населения Амурской области, министерства финансов Амурской области, правительства Амурской области. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав пояснения прокурора, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года N 987н (далее - Перечень тяжелых форм хронических заболеваний).
Судами установлено, что Зырянов Д.А, 23 декабря 1993 года рождения, является инвалидом второй группы бессрочно.
Согласно постановлению врачебной комиссии ГАУЗ АО "Амурская областная психиатрическая больница" N Зырянов Д.А. страдает заболеванием "данные изъяты", которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года N 987н.
Зырянов Д.А. проживает совместно с супругой Зыряновой Н.А. (ранее Боголюбовой) в жилом помещении по адресу: "адрес" общей площадью 18, 2 кв.м, на основании договора коммерческого найма квартиры N, заключенного между МКУ "Благовещенский городской архивный и жилищный центр" и Зыряновым Д.А, в собственности жилых помещений не имеют.
Постановлением администрации города Благовещенска N 2162 от 10 июля 2019 года Зырянов Д.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке, с составом семьи 1 человек.
Постановлением администрации города Благовещенска N 2171 от 11 июля 2019 года Зырянов Д.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке, с составом семьи 2 человека.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 19, 49, 51, 57, 62 ЖК РФ, Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Амурской области от 1 сентября 2005 года N 38-ОЗ "О жилищной политике в Амурской области", пришли к выводу о том, что Зырянов Д.А, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, входящего на момент постановки на учет в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одном жилом помещении, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, в настоящее время жилым помещением не обеспечен. Суды отказали в удовлетворении исковых требований в части предоставления жилого помещения на состав семьи 2 человека, так как иные члены семьи Зырянова Д.Е. таким правом не обладают.
Выводы судов являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и подтверждены материалами дела.
Доводы кассационной жалобы администрации города Благовещенска об отсутствии у органа местного самоуправления обязанности по обеспечению инвалидов жилым помещением во внеочередном порядке, отклоняются как необоснованные.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В отношении Зырянова Д.Е, вставшего на учет после 1 января 2005 года действует порядок обеспечения жилым помещением, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации (статьи 14, 19, 57 ЖК РФ). Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 14.50), Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (часть 3 статьи 52 ЖК РФ), жилые помещения по договорам социального найма указанным гражданам предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации.
Отнесение судами этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации прямо противоречит статье 84 БК РФ.
Следовательно, судом апелляционной инстанции правомерно сделан вывод о том, что доводы ответчика о невыделении администрации города Благовещенска финансирования из федерального бюджета является несостоятельным, поскольку администрация не является непосредственным получателем средств из федерального бюджета.
От субъекта Российской Федерации не поступало претензий относительно недостаточности субвенций из федерального бюджета. При этом администрация города Благовещенска не обращалась к субъекту Российской Федерации за получением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования.
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего гражданского дела не допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам дела, основания для отмены решения Благовещенского городского суда от 31 октября 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25 марта 2020 года отсутствуют.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Благовещенского городского суда от 31 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Благовещенска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.