Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Хребтовой Н.Л.
судей Старовойт Р.К, Аноприенко К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО РФ к Тузикову Александру Ивановичу о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, встречному иску Тузикова Александра Ивановича к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО РФ, Министерству обороны РФ о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальные услуги, возложении обязанности по списанию с лицевого счета начисленной суммы за коммунальные услуги
по кассационной жалобе Тузикова Александра Ивановича
на решение Октябрьского районного суда Амурской области от 29 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 мая 2020 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО РФ (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ) обратилось в суд с иском к Тузикову А.И. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, указав, что истец оказывает коммунальные услуги и обеспечивает коммунальными ресурсами нанимателей жилых помещений, переданных на управление в специализированный жилищный фонд, в том числе многоквартирный "адрес", расположенный по "адрес" в "адрес". Ответчик, являясь нанимателем жилого помещения "адрес" по указанному адресу, не оплачивает коммунальные услуги, в результате чего образовалась задолженность за период с 01 января 2019 года по 31 июля 2019 года в сумме 34 054, 49 рублей, которую просил взыскать с ответчика.
Тузиков А.И. обратился в суд со встречными исковыми требованиями к ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, указав, что договор управления специализированным жилищным фондом военных городков МО РФ от 26 сентября 2017 года, заключенный между Министерством обороны РФ и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО РФ является ничтожной сделкой, поскольку данный договор не является государственным и заключен группой лиц по предварительному сговору, без проведения открытого конкурса, в нарушение ст.ст.161, 163 ЖК РФ, ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Полагал, что закрытый военный городок N 5 должен содержаться и обслуживаться за счет средств федерального бюджета, а отсутствие поступления бюджетных денежных средств на обслуживание и содержание закрытого военного городка не является основанием для взимания с него платы за коммунальные услуги. Просил суд признать действия ответчика по начислению платы за коммунальные услуги с 01 ноября 2017 года по настоящее время незаконными, обязать ответчика списать с его лицевого счета предъявленную к оплате сумму за коммунальные услуги за период с 01 ноября 2017 года по 01 ноября 2019 года.
Решением Октябрьского районного суда Амурской области от 29 января 2020 года исковые требования ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО РФ удовлетворены. С Тузикова Александра Ивановича в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации жилищно- эксплуатационного (коммунального) отдела N 3 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по Восточному военному округу взыскана задолженность за коммунальные услуги за период с 01 января 2019 года по 31 июля 2019 года в сумме 34054 рублей 49 копеек. С Тузикова Александра Ивановича в доход государства взыскана государственная пошлина в сумме 1221 рубль 63 копеек. Встречные требования Тузикова Александра Ивановича оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 мая 2020 года решение Октябрьского районного суда Амурской области от 29 января 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Тузикова А.И. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Тузиков А.И. просит отменить решение первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении его встречных требований. Ссылается на то, что судами при рассмотрении дела не соблюден принцип равенства участников процесса, выразившийся в отказе в рассмотрении представленного в материалы дела, вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Амурской области от 13 апреля 2007 года и 07 марта 2019 года. Кроме того, суды не исполнили обязанность по истребованию Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и государственного задания, сформированного и утвержденного Министерством обороны РФ. Судами не дана оценка тому, что закрытый военный городок N5 войсковой части 21720 относится к военному объекту, содержание которого относится к обязанностям Министерства обороны РФ, в связи с чем надлежащим ответчиком по делу является Министерство обороны РФ. Суды необоснованно применили нормы Жилищного кодекса РФ, содержащиеся в Разделе VII "Плата за жилое помещение и коммунальные услуги", поскольку в закрытом военном городке предоставление коммунальных услуг производится за счет средств федерального бюджета. Полагает, что представленные истцом копии документов не заверены должным образом, для сравнения не представлены подлинники данных документов. Кроме того, судом апелляционной инстанции не было разрешено заявление об отводе судей судебной коллегии.
Тузиков А.И, представители Филиала N7 ФГКУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, Министерства обороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменных возражениях представителя ФГБУ "ЦЖКУ" на жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанциями при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст.10, 152, 155, 157 ЖК РФ, ст.61 ГПК РФ, учитывая вступившие в законную силу решения Октябрьского районного суда Амурской области от 21 февраля 2019 года, а также от 25 июня 2019 года, пришел к выводу о взыскании с Тузикова А.И. в пользу истца задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01 января 2019 года по 31 июля 2019 года, поскольку размер задолженности и факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и ответчиком опровергнут не был.
Отказывая в удовлетворении, основанных на доводах о ничтожности договора управления от 26.09.2017 N 3-УЖФ/ВВО-1, встречных исковых требований Тузикова А.И. о признании незаконными действий ФГБУ "ЦЖКУ" по начислению платы за коммунальные услуги и возложении обязанности на ответчика по списанию с лицевого счета начисленной за коммунальные услуги суммы, суд исходил из того, что ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, действуя в рамках заключенного договора управления, при начислении платежей по оплате жилищно-коммунальных услуг, правомерно применяло нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг для населения на территории Октябрьского района, утвержденные решением Октябрьского районного Совета народных депутатов от 03 декабря 2008 года N31, в размере 0, 0301 Гкал/кв.м. Доказательств изменения норматива потребления услуг отопления, введенного в действие указанным решением органа местного самоуправления, либо признания его в установленном порядке недействующим в материалы дела не представлено. Также суд указал, что вступившими в законную силу решениями Октябрьского районного суда Амурской области от 21.02.2019 и от 25.06.2019 исковые требования Тузикова А.И. о признании указанного договора управления ничтожным были оставлены без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства и представленных сторонами доказательствах.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции.
Статьей 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (ст. 155 ЖК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Разрешая исковые требования, суд установил, что Тузиков А.И. является нанимателем, и проживал в период с 1992 г. по 06 декабря 2019 г. в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес".
Дом, в котором проживает ответчик, входит в состав жилищного фонда Министерства обороны РФ, управление которым осуществляет ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ на основании договора от 26 сентября 2017 г. N 3-УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Согласно пунктам 2.1, 3.1.1, 4.1 указанного договора управления управляющей организацией ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ принято обязательство выполнять работы и оказывать услуги по управлению жилищным фондом, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, осуществлять расчеты и сбор платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги по ставкам и тарифам, утвержденным и установленным органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ, требовать платы от нанимателей, взыскивать с виновных лиц сумму неплатежей.
Как следует из п. 4.3 Договора управления и Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ деятельность управляющей организации в рамках договора финансируется из платежей, осуществляемых нанимателями, проживающими в жилищном фонде.
Согласно выписке из лицевого счета по оплате коммунальных услуг жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N3 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по Восточному военному округу задолженность Тузикова А.И. за период с 01 января 2019 г. по июль 2019 г. составляет 34 054 руб. 49 коп.
Из представленной выписки из лицевого счета за период с января 2019 г. по июль 2019 г. следует, что плата за отопление рассчитана исходя из норматива потребления по коммунальной услуге отопление в размере 0, 0301Гкал/кв.м, с использованием тарифов, утвержденных решением Октябрьского Совета народных депутатов от 03 декабря 2008 г. N 31.
Принимая решение по делу, суд, правильно применив ч.2 ст. 61 ГПК РФ, обоснованно указал, что согласно решению Октябрьского районного суда Амурской области от 21 февраля 2019 г, оставленному без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 22 мая 2019 г. встречное исковое заявление Тузикова А.И. к МО РФ, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ о признании недействительным договора от 26 сентября 2017 г. N3-УЖВ/ВВО-1 управления жилищным фондом, применения последствий недействительности ничтожной сделки оставлено без удовлетворения.
Решением Октябрьского районного суда Амурской области от 25 июня 2019 г, также оставлено без удовлетворения встречное исковое заявление Тузикова А.И. к МО РФ, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ о признании недействительным договора от 26 сентября 2017 года N3-УЖВ/ВВО-1 управления жилищным фондом, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Несмотря на отмену 5 декабря 2019 Девятым кассационным судом общей юрисдикции решения Октябрьского районного суда Амурской области от 25 июня 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 18 сентября 2019 года в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований Тузикова А.И. о признании недействительным договора управления жилищным фондом от 26 сентября 2017 года N 3-УЖФ/ВВО-1, оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы Тузикова А.И. не имеется, поскольку отменяя указанные судебные постановления в части, суд кассационной инстанции принял новое решение в указанной части, прекратив производство по делу в части требований Тузикова А.И. о признании недействительным договора от 26 сентября 2017 года N 3-УЖФ/ВВО-1 и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Удовлетворяя первоначальный иск ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, руководствуясь вышеперечисленными нормами права, учитывая в качестве преюдициальных, обстоятельства, установленные вступившими в законную силу решениями Октябрьского районного суда Амурской области от 21 февраля 2019 г, а также от 25 июня 2019 г, проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание представленный истцом расчет, признав его верным, установив юридически значимые для дела обстоятельства, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная инстанция, пришел к правильному выводу о взыскании с Тузикова А.И. в пользу истца задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01 января 2019 года по 31 июля 2019 года, поскольку размер задолженности и факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Доводы Тузикова А.И, изложенные в кассационной жалобе, о ничтожности договора управления жилищным фондом от 26 сентября 2017 года, как указано выше, неоднократно были предметом правовой оценки суда по ранее рассмотренным делам. Удовлетворяя требования ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ о взыскании задолженности по коммунальным услугам, суд обоснованно указал, что Министерство обороны РФ, выполняя правомочия собственника имущества, реализуя функцию Государственного заказчика, заключило с ФГБУ "ЦЖКУ" договор управления жилищным фондом от 26 сентября 2017 г. N 3-УЖФ/ВВО-1, который является действующим, не признан недействительным в установленном порядке. При этом согласно Уставу ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ основной целью деятельности учреждения определено содержание объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Министерства обороны РФ. Учреждение создано в целях реализации Государственного задания, сформированного и утвержденного Учредителем (Министерством обороны РФ), в целях реализации приказа Министерства обороны РФ от 03 марта 2017 года N 607.
Предметом оценки суда также были доводы Тузикова А.И. о том, что он не является ненадлежащим ответчиком по делу.
Судами правильно указано, со ссылкой на положения ст. 153 ЖК РФ, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, возникает у нанимателей, собственников либо иных лиц, вне зависимости от формы собственности жилого помещения, а обязанность по несению расходов на содержание жилых помещений (по государственному и муниципальному жилищному фонду) органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут лишь до их заселения.
Довод кассационной жалобы Тузикова А.И. о том, что судом апелляционной инстанции не было разрешено его заявление об отводе судей гражданской коллегии Амурского областного суда также отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку на л.д. 211 имеется мотивированное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 мая 2020 года, которым заявление Тузикова А.И. об отводе судей рассмотрено в соответствии со ст.16, ст.20 ГПК РФ и отклонено.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанциями не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконных судебных постановлений, содержащихся в решении судов выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда Амурской области от 29 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тузикова Александра Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.