Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Власенко И.Г, судей Старовойт Р.К, Аноприенко К.В.
с участием помощника прокурора Генеральной прокуратуры РФ Скарлухина М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о понуждении произвести текущий ремонт жилого дома
по кассационной жалобе представителя ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 17 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 10 февраля 2020 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Скарлухина М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ) о понуждении произвести текущий ремонт жилого дома, указав, что жилой дом по адресу г. Уссурийск, с. Воздвиженка ул. Ленина д. 2 состоит на балансе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ. В соответствии с государственным контрактом N З-УЖФ-ВВО/1 от 26.09.2017, заключенным между Министерством обороны РФ и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление", обслуживание, текущий ремонт данного здания осуществляется ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление", однако, данную обязанность ответчик надлежащим образом не исполняет, что влечет нарушение прав граждан, находящихся в этом здании и создает угрозу для их жизни и здоровья. Уточнив требования, просил суд обязать Министерство обороны РФ, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ произвести текущий ремонт жилого дома по адресу г. Уссурийск, с. Воздвиженка ул. Ленина д. 2.
Определением Уссурийского районного суда Приморского края от 17 июля 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 17 июля 2019 года исковые требования Военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту прав и законных интересов неопределенного круга, интересов Российской Федерации удовлетворены. На Министерство обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность в трехмесячный срок со дня вступления решения в силу произвести текущий ремонт многоквартирного жилого дома по адресу Приморский край г.Уссурийск с.Воздвиженка ул.Ленина д.2, а именно произвести ремонт отмостки, кровли, козырька над входом в подъезд, побелку стен в подъездах.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 10 февраля 2020 года решение Уссурийского районного суда Приморского края от 17 июля 2019 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы представителей Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ просит отменить решение первой и апелляционной инстанции и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что судом в резолютивной части решения не определен порядок его исполнения, а установленный судом трехмесячный срок не позволит надлежащим образом исполнить решение суда, поскольку решение собственника, а также процедура выделения средств финансирования связана с требованиями бюджетного законодательства и необходимостью заключения государственных контрактов. Полагает, что ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ не является надлежащим ответчиком по делу. Решение собственниками помещений МКД о проведении текущего ремонта не принималось.
Представители Министерства обороны РФ, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. Учитывая их надлежащее извещение, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Прокурор в заключении полагал доводы кассационной жалобы необоснованными, а вынесенные судебные акты законными.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что многоквартирный жилой дом N 2 по улице Ленина с.Воздвиженка в городе Уссурийске Приморского края, является собственностью Российской Федерации, закрепленной за Вооруженными Силами Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации..
Правомочия собственника в отношении данного имущества осуществляет Министерство обороны Российской Федерации; дом находится на балансе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации; управление домом осуществляет ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на основании договора от 26 сентября 2017 года N 3-УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Согласно акту осмотра, проведенных работниками ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации с участием заместителя военного прокурора Уссурийского гарнизона 25 марта 2019 года установлено неудовлетворительное состояние отмостки, отделочного слоя, козырька над входов в подъезд, кровли жилого дома N 2 по улице Ленина с.Воздвиженка в городе Уссурийске Приморского края.
Выявленные недостатки имущества в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, являются основание для проведения ремонта здания.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив в ходе судебного разбирательства, что здание многоквартирного жилого дома по адресу: г. Уссурийск, с. Воздвиженка, ул.Ленина, д.2 нуждается в проведении текущего ремонта, и что собственник, а также управляющая компания, надлежащих мер к проведению такого ремонта не принимают, в связи с чем нарушаются жилищные права неопределенного круга граждан, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора к ответчикам о возложении обязанности по производству соответствующего текущего ремонта многоквартирного спорного жилого дома установив достаточный и разумный, по мнению суда, срок для проведения работ - три месяца.
Судебная коллегия Приморского краевого суда поддержала выводы суда первой инстанции, указав, что МО РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости, в связи с чем, перечень объектов, подлежащих текущему ремонту и объем таких работ устанавливается Министерством обороны РФ, а не управляющей компанией в лице ФГКУ "ЦЖКУ" МО РФ.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (п.1 ст.161 ЖК РФ в редакции, действовавшей в спорный период).
Доводы кассационной жалобы о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ не наделено полномочиями по проведению текущего ремонта объектов недвижимости, опровергаются положениями Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 607, из которого следует, что учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества обеспечивает содержание (эксплуатацию), включая проведение текущего ремонта.
Ссылка на наличие предусмотренного законом порядка организации и проведения капитального ремонта жилищного фонда МО РФ не свидетельствует о незаконности решения. При разрешении спора суды верно исходили из наличия доказательств о необходимости проведения текущего ремонта и из установленного факта нарушения прав неопределенного круга лиц в связи с непроведением ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ такого ремонта. Необходимость соблюдения порядка организации и проведения ремонта не может служить основанием для ограничения и ущемления гарантированных законом жилищных прав граждан.
Доводы кассационной жалобы ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о недостаточности срока исполнения принятого по делу решения не свидетельствуют о существенном нарушении при его приятии норм материального и процессуального права, которое допускает возможность предоставления отсрочки исполнения решения суда при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления (статья 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, ссылки на длительность процедуры выделения бюджетных средств, необходимость корректировки расходной части бюджета Минобороны России, проведения закупочных процедур не могут повлечь отмену судебных постановлений, поскольку связаны с обстоятельствами организационного характера, наличие которых не должно влиять на своевременное исполнение решения суда, направленного на защиту жилищных прав граждан.
Кроме того, выполнение указанного вида работ относится к основному виду деятельности учреждения и не должно вызвать затруднений при их проведении.
Доводы кассационной жалобы не содержат данных о допущенных судами фундаментальных нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебных постановлений.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного судебного постановления, содержащиеся в решении и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 17 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 10 февраля 2020 года, кассационную жалобу представителя ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.