Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А, судей Воробьевой Н.В. и Шевцовой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску Якутского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия)" о возложении обязанности оборудовать помещение для проведения отпусков осужденными, отбывающими наказание на участке колонии-поселения, и обеспечить данное помещение мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода в соответствии с установленными требованиями в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия)" и кассационному представлению и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) на решение Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2020 года.
Заслушав доклад судьи Воробьевой Н.В, выслушав объяснения представителей истца Пуляевского Д.А. и Рязанской А.Д, представителя ответчика Черноградской С.Ю, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Якутский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия) (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Саха (Якутия)), ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что по итогам проведенной органом прокуратуры проверки соблюдения уголовно-исполнительного законодательства, было установлено, что в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) отсутствует помещение для проведения отпусков осужденными, отбывающими наказание на участке колонии-поселения. Администрацией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) не приняты меры к оборудованию помещения для проведения осужденными отпусков в соответствии с указанными требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Бездействие ответчика нарушает закрепленный в статье 104 Уголовного-исполнительного кодекса РФ порядок реализации права осужденных на ежегодный оплачиваемый отпуск, в связи с чем является недопустимым. С учетом уточнений просил обязать ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) оборудовать помещение для проведения отпусков осужденными, отбывающими наказание на участке колонии-поселения, и обеспечить данное помещение мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода в соответствии с установленными требованиями в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2020 года исковые требования удовлетворены. На Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия) возложена обязанность оборудовать помещение для проведения отпусков осужденными, отбывающими наказание на участке колонии-поселения, и обеспечить данное помещение мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода в соответствии с установленными требованиями в течение 18 (восемнадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2020 года указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) ставится вопрос об отмене названных судебных постановлений, состоявшихся по делу, и принятии нового судебного постановления об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационном представлении и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) просит отменить обжалуемые судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Проверив в порядке и пределах статей 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданных жалобы и представления, пояснений представителей сторон, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. Его учредителем и собственником закрепленного за ним имущества является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний.
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с Приложением N 2 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 в учреждении предусмотрено помещение для проведения осужденными отпусков при учреждении (жилой блок на 3 человек), которое включает в себя прихожую, жилую комнату, кухню, душевую, совмещенную с санузлом, помещение для младшего инспектора, комнату отдыха, комнату для занятия физкультурой.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", уставом ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Саха (Якутия), положением об УФСИН России по Республике Саха (Якутия), Положением о ФСИН России, и установив, что в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) отсутствует помещение для проведения отпусков осужденными, отбывающими наказание на участке колонии-поселения, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что решение суда и апелляционное определение приняты с нарушением норм действующего законодательства и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Суд при разрешении спора применил приказ ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512, которым утверждены нормы обеспечения и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода, ошибочно полагая, что данные нормы могут являться основанием для возложения обязанности по оборудованию помещения для проведения отпусков осужденными, отбывающими наказание на участке колонии-поселения.
Однако положениями названного приказа установлен лишь перечень имущества и оборудования, которым должны обеспечиваться соответствующие помещения учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
При этом судом не исследовался вопрос об объективной возможности осуществить оборудование здания отдельным помещением, включающим в себя несколько комнат, с учетом технических характеристик указанного здания.
Ответчик при рассмотрении настоящего дела ссылался на то, что не обладает дополнительной площадью помещений для оборудования их для проведения отпусков осужденными, отбывающими наказание на участке колонии-поселения, мероприятия по строительству и реконструкции здания могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения объектов в Федеральную целевую программу, поскольку сама колония не располагает необходимыми средствами для исполнения возложенной на нее судом обязанности. В настоящее время Федеральная целевая программа по развитию уголовно-исполнительной системы утверждена постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2018 года N 420 на период с 2018 по 2026 годы. Оборудование помещений для проведения отпусков осужденными, отбывающими наказание на участке колонии-поселения, в данную Федеральную целевую программу не входит. Отсутствие финансирования на строительство дополнительных помещений является обстоятельством, не зависящим от исправительной колонии, которая не вправе самостоятельно решать вопрос о проектировании и строительстве дополнительных помещений.
Согласно пункту 7 положения о ФСИН России, утвержденного указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий, учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству, что не было учтено судом.
Допущенные судом нарушения норм права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что решение Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2020 года нельзя признать законными, они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2020 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.