Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Власенко И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Большакова Николая Викторовича к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств
по кассационной жалобе представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области
кассационной жалобе представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 19 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 24 июля 2020 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Большаков Н.В. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании денежных средств на основании сертификата о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения, возложении обязанности перечислить по сертификату средства, указав, что в 2013 году жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в котором он проживал с детства, было повреждено в результате крупномасштабного наводнения, вследствие чего признано непригодным для проживания и не подлежащим восстановлению. В 2014 году он со своей матерью ФИО7 был включён в список граждан, чьи жилые помещения признаны непригодными. В связи со смертью матери, в 2015 году им получен сертификат на приобретение жилого помещения взамен утраченного из расчёта на одного человека на сумму 540 000 рублей, который длительный период времени он не мог реализовать. В декабре 2019 года им приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес". Однако в перечислении денежных средств ему отказано ввиду их отсутствия. Просил суд взыскать с Российской Федерации в лице Минфина России за счёт средств федерального бюджета денежные средства в размере 540 000 рублей по сертификату от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения, выданного Большакову Н.В, в соответствии с договором купли-продажи от 20.12.2019 путём перечисления на лицевой счёт продавца ФИО2 N, открытый в отделении N публичного акционерного общества "Сбербанк России" (далее - ПАО Сбербанк).
В ходе слушания дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены администрация муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области (далее - администрация Ленинского муниципального района), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), управление архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области, комитет социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области (далее - третьи лица).
Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 19 марта 2020 года удовлетворены исковые требования Большакова Николая Викторовича. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации взысканы за счет средств федерального бюджета денежные средства в размере 540 000 рублей по сертификату о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения от 02 октября 2019 года N000650, выданному Большакову Николаю Викторовичу, в соответствии с договором купли-продажи квартиры от 20 декабря 2019 года, путем перечисления на расчетный счет ФИО2 N, открытый в ПАО "Сбербанк России" отделение N, БИК 042202603, ИНН 7707083893, КПП 26002001.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 24 июля 2020 года решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 19 марта 2020 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области просит отменить решение первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Считает, что судом необоснованно отклонено заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку срок действия выданного в 2013 году сертификата составляет 3 года. Вывод суда о том, что истец узнал о нарушении его прав при отказе ответчика в выплате денежных средств считает ошибочным. Кроме того, считает, что судами не дана оценка тому, что финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, после 2014 года федеральными программами, либо иными нормативно-правовыми актами РФ не предусмотрено, а распределенные и доведенные до бюджетов лимиты бюджетных средств на указанные цели израсходованы, меры государственной поддержки оказаны.
В кассационной жалобе представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации просит отменить решение первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая на неверное толкование норм, регулирующих порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и норм бюджетного законодательства. Указывает, что выдача сертификатов истцу после 1 января 2016 года была произведена в нарушение положений Бюджетного кодекса РФ и Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N1050. Считает, что предоставление истцу денежных средств на основании государственного жилищного сертификата не может осуществляться с применением норм гражданского законодательства о взыскании убытков, должны применяться нормы Бюджетного кодекса РФ, поскольку финансовые взаимоотношения между федеральными органами исполнительной власти и субъектами РФ осуществляются в рамках бюджетных отношений при строгом соблюдении бюджетного процесса. Ссылаясь на ст. 242.2 БК РФ указал, что взыскание денежных средств с казны Российской Федерации по основаниям, не указанным в данной норме, законом не предусмотрено. Нецелевое использование бюджетных средств не допускается.
Большаков Н.В, представители Министерства финансов РФ в лице УФК по ЕАО, ОГБУ "МФЦ", администрации Ленинского муниципального района, Комитета соцзащиты населения Правительства ЕАО, Управления архитектуры и строительства Правительства ЕАО, Министерства строительства и ЖКХ РФ, ФИО2 в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанциями при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что вследствие крупномасштабного наводнения, произошедшего в 2013 году, в том числе на территории Еврейской автономной области, жилое помещение, расположенное по адресу: Еврейская автономная область, "адрес", принадлежащие на праве собственности Большакову Н.В, оказалось в зоне затопления.
Согласно акту визуального обследования объекта, повреждённого в результате чрезвычайной ситуации, от 10 сентября 2013 года N 207, жилое помещение, расположенное по адресу: Еврейская автономная область, "адрес" непригодно для проживания и не подлежит восстановлению. Заключением межведомственной комиссии, созданной в соответствии с распоряжением главы администрации муниципального образования "Ленинское сельское поселение" Ленинского муниципального района "адрес" (далее - администрация Ленинского сельского поселения) от 09 сентября 2013 года N 43-р "О создании межведомственной комиссии для составления актов по определению ущерба от чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате летнего паводка в 2013 году на территории Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, определения количества домов, не подлежащих восстановлению, и оформлению заключений о признании жилых помещений (домов) непригодными для проживания", указанное жилое помещение признано непригодным для проживания и не подлежащим восстановлению.
На основании заявления от 6 мая 2015 года Большаков Н.В. включён в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году для получения государственной поддержки в денежной форме в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного.
Решением ОГКУ "МФЦ" от 22 октября 2015 года N 0336 Большакову Н.В. назначена выплата денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в размере 540 000 рублей, рассчитанном исходя из норматива общей площади жилого помещения на 1 человека при численности членов семьи 3 и более человека, составившего 18 кв. м, стоимостью 30 000 рублей за 1 кв. м. Этим же днём ему выдан сертификат N 000500 на получение денежных средств на приобретение жилого помещения за счёт средств федерального бюджета, действовавший до 31 декабря 2015 года.
Поскольку срок действия сертификата ограничен 6 месяцами, каждые полгода Большакову Н.В. выдавался новый сертификат. Последний сертификат был выдан 2 октября 2019 года со сроком действия до 31 декабря 2019 года.
20 декабря 2019 года между ФИО2 (продавец) и Большаковым Н.В. (покупатель) заключён договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, "адрес", по условиям которого стоимость жилого помещения составила 540 000 рублей, оплачиваемая по сертификату от 2 октября 2019 года N 000650 счёт средств федерального бюджета путём перечисления на лицевой счёт продавца.
14 января 2020 ОГБУ "МФЦ" приняло решение N 1 о перечислении ФИО2 денежных средств на покупку жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области.
Между тем выплата денежных средств в соответствии с сертификатом произведена не была в связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета.
Разрешая требования, суд первой инстанции, установив, что Большаков Н.В. право на меру государственной поддержки в виде выплаты денежных средств за приобретенное жилое помещение взамен утраченного не реализовал, а срок исковой давности по заявленным требованиям Большаковым Н.В. не пропущен, пришёл к выводу об удовлетворении иска.
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области согласилась с выводами суда первой инстанции как обоснованными и соответствующим нормам закона.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального характера является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года N 693 в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Механизм реализации мер социальной поддержки, в том числе такой меры, как предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года N 693, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 года N 923 отнесено к полномочиям субъектов.
В соответствии со статьей 1 Закона Еврейской автономной области от 17.03.2014 N 477-ОЗ "О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году" право на получение мер государственной поддержки имеют граждане, постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющие другого жилья на условиях социального найма или в собственности, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в этих жилых помещениях на 7 августа 2013, а также признанные в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения до 1 января 2017 года.
Постановлением правительства Еврейской автономной области от 21.10.2013 N 539-пп утвержден Порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного, согласно пунктам 19 и 25 которого ОГКУ "МФЦ" на основании списков и документов, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка, формирует дело гражданина и производит расчет выплаты. Выдача сертификата, подтверждающего право на предоставление выплаты, осуществляется в пределах выделенных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для реализации меры социальной поддержки. Выплата предоставляется получателю в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет продавца жилого помещения.
В кассационных жалобах Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации оспаривают выводы судов первой и апелляционной инстанции, повторно ссылаясь на обстоятельства, являвшиеся предметом их проверки, подробная оценка которым дана в оспариваемых судебных актах.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения и апелляционного определения, не допущено.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанциями не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконных судебных постановлений, содержащихся в решении судов выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 19 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 24 июля 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы представителей Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.