Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Симаковой М.Е.
судей Кудриной Я.Г, Ковалева С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области, ФСИН России, УФСИН России по Амурской области о возложении обязанности
по кассационной жалобе УФСИН России по Амурской области, ФСИН России на решение Ивановского районного суда Амурской области от 2 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 2 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения прокурора Скарлухина М.А, судебная коллегия
установила:
Амурский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском, просил обязать администрацию ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области в срок до 1 февраля 2021 года произвести мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: в производственном здании швейного цеха, расположенного на территории промышленной зоны учреждения, установить систему автоматической пожарной сигнализации, систему звукового оповещения людей в случае пожара, оборудовать светильники колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; пожарный шкаф, расположенный в швейном цеху, оборудовать элементами для обеспечения его опломбирования и фиксации в закрытом положении; в производственном здании (автотракторный бокс), расположенном на территории промышленной зоны учреждения, установить систему автоматической пожарной сигнализации, систему звукового оповещения людей в случае пожара; в производственном здании (цех по деревообработке), расположенном на территории промышленной зоны учреждения, установить систему автоматической пожарной сигнализации, систему звукового оповещения людей в случае пожара; в помещении слесарного цеха установить не менее двух пожарных извещателей; провести ремонт установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в обувном цеху; в обувном цехе оборудовать светильники защитными колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; зарядить имеющийся в обувном цеху порошковый 5-ти литровый огнетушитель (N 138); установить легко открывающиеся запоры, обеспечивающие возможность свободного открывания изнутри без ключа на дверях запасных эвакуационных выходов из помещения столовой; провести ремонт светового указателя "Выход" у запасного эвакуационного выхода в помещении столовой; в помещении для приема пищи отряд N 7 установить
не менее двух пожарных извещателей; установить звуковые оповещатели о пожаре в отряде N 7 на высоту не менее 150 мм от потолка; двери лестничной клетки отряда N 7 оборудовать самозакрывающимся устройством; провести ремонт светильников эвакуационного освещения в отряде N 7 на путях эвакуации запасного эвакуационного выхода; в помещении для приема пищи отряда N 4 установить дымовые пожарные извещатели; оборудовать здание отрядов NN 4, 5 системой эвакуационного освещения; провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) строительных конструкций кровли административного здания, здания банно-прачечного комбината, столовой, общежитий отрядов с составлением соответствующего акта (протокола). Обязать ФСИН России, УФСИН по Амурской области организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с устранением нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование требований прокурор указал, что Амурской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 25 декабря 2019 года была проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области требований Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, в ходе которой установлено, что администрацией исправительного учреждения длительное время нарушаются требования пожарной безопасности. Ранее начальнику УФСИН России по Амурской области внесено представление об устранении нарушений закона от 28 марта 2019 года, по результатам рассмотрения которого мер к устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности администрацией исправительного учреждения не принято. ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области не выполняется возложенная на него законом обязанность соблюдения правил пожарной безопасности, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности, ставится под угрозу безопасность жизни людей в случае возникновения пожара.
Решением Ивановского районного суда Амурской области от 2 марта 2020 года исковые требования Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворены: на администрацию ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области возложена обязанность в срок до 1 февраля 2021 года произвести мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: в производственном здании швейного цеха, расположенном на территории промышленной зоны учреждения, установить систему автоматической пожарной сигнализации, систему звукового оповещения людей в случае пожара; в производственном здании швейного цеха, расположенном на территории промышленной зоны учреждения, оборудовать светильники колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; пожарный шкаф, расположенный в швейном цеху, оборудовать элементами для обеспечения его опломбирования и фиксации в закрытом положении; в производственном здании (автотракторный бокс), расположенном на территории промышленной зоны учреждения, установить систему автоматической пожарной сигнализации, систему звукового оповещения людей в случае пожара; в производственном здании (цех по деревообработке), расположенном на территории промышленной зоны учреждения, установить систему автоматической пожарной сигнализации, систему звукового оповещения людей в случае пожара; в помещении слесарного цеха установить не менее двух пожарных извещателей; провести ремонт установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в обувном цеху; в обувном цехе светильники оборудовать защитными колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; зарядить имеющийся в обувном цеху порошковый 5-ти литровый огнетушитель (N 138); установить легко открывающиеся запоры, обеспечивающие возможность свободного открывания изнутри без ключа на дверях запасных эвакуационных выходов из помещения столовой;
провести ремонт светового указателя "Выход" у запасного эвакуационного выхода в помещении столовой; в помещении для приема пищи отряда N 7 установить не менее двух пожарных извещателей; установить звуковые оповещатели о пожаре в отряде N 7 на высоту не менее 150 мм от потолка; двери лестничной клетки отряда N 7 оборудовать самозакрывающимся устройством; провести ремонт светильников эвакуационного освещения в отряде N 7 на путях эвакуации запасного эвакуационного выхода; в помещении для приема пищи отряда N 4 установить дымовые пожарные извещатели; оборудовать здание отрядов NN 4, 5 системой эвакуационного оповещения; провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) строительных конструкций кровли административного здания, здания банно-прачечного комбината, столовой, общежитий отрядов, с составлением соответствующего акта (протокола). На ФСИН России, УФСИН по Амурской области возложена обязанность организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с устранением нарушений требований пожарной безопасности.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 2 июля 2020 года решение Ивановского районного суда Амурской области от 2 марта 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФСИН России по Амурской области, ФСИН России ставится вопрос об отмене судебных постановлений, поскольку понуждение ФСИН России и УФСИН России по Амурской области к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя и распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа и его структурного подразделения, и нарушает установленный ст.10 Конституции РФ принцип разделения властей.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор Скарлухин М.А. с доводами кассационной жалобы не согласился.
Иные лица в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. На основании ч.5 ст.379.5 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела не допущено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 28 марта 2019 года прокурором Амурской области начальнику УФСИН России по Амурской области было внесено представление N об устранении нарушений закона, в том числе, правил пожарной безопасности.
В декабре 2019 года прокуратурой Амурской области была проведена проверка в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Амурской области, в результате которой установлено, что до настоящего времени не были устранены нарушения, на которые указано в представлении прокурора области 28 марта 2019 года N. Выявлены и новые нарушения требований пожарной безопасности.
27 декабря 2019 года начальнику УФСИН России по Амурской области внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих, в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Амурской области N.
Рассматривая настоящее дело, судебные инстанции руководствовались ст.ст.1, 9, 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", ст.ст.10, 16 УИК РФ, ст.ст.1, 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Удовлетворяя требования Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что нарушения в сфере пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области, не оспариваются представителями ответчиков, напротив, наличие таких нарушений и в настоящее время стороной ответчика признается. Нарушения Правил пожарной безопасности, выявленные в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области, создают угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в учреждении, вследствие возможного возникновения пожара.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов и установленных судами обстоятельств и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Статьи 379.6, 379.7 ГПК РФ, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
На основании изложенного, руководствуясь ст.390 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ивановского районного суда Амурской области от 2 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 2 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу УФСИН России по Амурской области, ФСИН России - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.