Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Крикуновой Е.О, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-116/2020) по административному исковому заявлению АО "Тепловодоканал" о признании недействующими приложений N 1 и N 2 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 19 декабря 2019 года N 571-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО "Тепловодоканал" потребителям на территории муниципальных образований сельское поселение "Урюмское" и городское поселение "Аксеново-Зиловское" муниципального района "Чернышевский район", на 2020-2024 годы", по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 16 октября 2020 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Серебряковой А.Ю, представителя АО "Тепловодоканал" Клоковой Н.Ю, представителя Губернатора Забайкальского рая Белозеровой О.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Довыденко Н.П, УСТАНОВИЛА:
приложением N 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее РСТ Забайкальского края) от 19 декабря 2019 года N 571-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе тепловодоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО "Тепловодоканал" потребителям на территории муниципального образования сельское поселение "Урюмское" муниципального района "Чернышевский район", на 2020-2024 годы.
Приложением N 2 к Приказу N 571-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО "Тепловодоканал" потребителям на территории муниципального образования городское поселение "Аксеново-Зиловское" муниципального района "Чернышевский район", на 2020-2024 годы.
Акционерное общество "Тепловодоканал" обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных приложений N 1 и N 2 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 19 декабря 2019 года N 571-НПА.
Исковые требования мотивированы тем, что оспариваемый приказ принят административным ответчиком с нарушением пунктов 25, 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, статьи 7 Федерального закона "О теплоснабжении". Определяя расходы на оплату труда работников АО "Тепловодоканал", РСТ Забайкальского края необоснованно применила тарифные коэффициенты, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года N 256, в то время как должна была руководствоваться Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы. Кроме того, в нарушении положений статьи 13 Федерального закона "О концессионных соглашениях", части 12.1 статьи 10 Федерального закона "О теплоснабжении", пункта 51 Основ ценообразовании, РСТ Забайкальского края неправомерно изменила размер базового уровня операционных расходов, установленного концессионными соглашениями от 06 октября 2017 года N 51, N 53 в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности. Названные обстоятельства повлекли существенное занижение расходов на оплату труда работников, учитываемых в составе необходимой валовой выручки, базового уровня операционных расходов и установлению экономически необоснованного тарифа на тепловую энергию.
Решением Забайкальского краевого суда от 16 октября 2020 года административное исковое заявление удовлетворено, приложение N 1, N 2 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 19 декабря 2019 года N 571-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО "Тепловодоканал" потребителям на территории муниципальных образований сельское поселение "Урюмское" и городское поселение "Аксеново-Зиловское" муниципального района "Чернышевский район", на 2020-2024 годы" признаны недействующими со дня их принятия.
На указанное решение руководителем Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Морозовой Е.А. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что суд не проанализировал суть различия значений долгосрочных параметров регулирования, установленных в концессионном соглашении и установленных РСТ Забайкальского края. Пересмотр базового уровня операционных расходов и необходимой валовой выручки на 2020 год на основании фактических затрат, понесенных ресурсоснабжающей организацией, не противоречит нормам действующего законодательства. Концессионные соглашения N 51 и 53 прекратили свое действие с 06 октября 2020 года, в связи с чем считают, что предмет спора и исковые требования утратили свою актуальность.
В возражениях на жалобу представитель АО "Тепловодоканал" Клокова Н.Ю. и прокурор, участвовавший в деле, просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Серебрякова А.Ю, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель АО "Тепловодоканал" Клокова Н.Ю, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Представители заинтересованного лица - Губернатора Забайкальского края Белозерова О.В, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, согласна с доводами апелляционной жалобы, просила удовлетворить ее.
Представители заинтересованных лиц - городского поселения "Аксеново-Зиловское", сельского поселения "Урюмское" муниципального района "Чернышевский район" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что решение следует оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания), иными нормативными правовыми актами.
Как указано в статье 2 Закона о теплоснабжении регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию.
Согласно пункту 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) подлежат государственному регулированию.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года N 196 региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов в пределах установленных полномочий, в т.ч. осуществляет государственное управление и регулирование цен (тарифов) в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов), за исключением регулирования цен (тарифов), относящегося к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Из пункта 13.2.12 положения следует, что Служба принимает нормативные правовые акты об установлении (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифов на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Как правильно установлено судом первой инстанции, приказ Региональной службы по тарифам и ценообразования Забайкальского края от 19 декабря 2019 года N 571-НПА принят уполномоченным органом, в установленном порядке опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http:/право.забайкальский край.рф) и по этим основаниям не обжалуется.
Согласно части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов.
В соответствии с частью 2.2 статьи 9 Закона о теплоснабжении, в отношении организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения и эксплуатацию объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по договору аренды данных объектов или по концессионному соглашению, орган регулирования принимает решение о выборе метода регулирования тарифов, соответствующего методу, предусмотренному конкурсной документацией и согласованному в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и настоящим Федеральным законом. При принятии органом регулирования решения о выборе метода регулирования тарифов, соответствующего предусмотренному конкурсной документацией методу, указанное в части 2 настоящей статьи согласование с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения не требуется.
Частью 12.1 статьи 10 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что в случае, если долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением или договором аренды, объектом которых являются объекты теплоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и в установленном Правительством Российской Федерации порядке согласованы с органом регулирования, он обязан использовать их в качестве долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при формировании тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом особенностей, установленных частью 7.1 статьи 29 настоящего Федерального закона.
Из пункта 51 Основ ценообразования следует, что для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера или арендатора, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования цен (тарифов), а также значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (арендатора), указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, и значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, предусмотренных концессионным соглашением, заключенным без проведения конкурса с лицами, у которых права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, возникли на основании договоров аренды в соответствии с положениями статьи 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях", либо в случае заключения концессионного соглашения с лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения.
Из оспариваемого решения и материалов дела следует, что АО "Тепловодоканал" осуществляет производство, передачу, распределение тепловой энергии на территории муниципальных образований сельское поселение "Урюмское", городское поселение "Аксеново-Зиловское" муниципального района "Чернышевский район" с использованием объектов тепловодоснабжения, переданных обществу на основании концессионных соглашений от 06 октября 2017 года, заключенных с муниципальными образованиями и Забайкальским краем. Срок действия соглашений установлен до 5 октября 2020 года.
В приложениях к концессионным соглашениям установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества в отношении объектов теплоснабжения, в т.ч. установлен базовый уровень операционных расходов.
Согласно пункту 96 (1) Правил регулирования цен, орган регулирования осуществляет согласование значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения, представленном лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения (далее соответственно - инициатор, предложение о заключении концессионного соглашения), на основании заявления органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации, субъектом Российской Федерации либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения (далее - уполномоченный орган), и приложенных к нему документов, материалов и сведений, предусмотренных пунктом 96(4) настоящих Правил.
Из писем и.о. руководителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ NN N, N следует, что РСТ Забайкальского края согласовало долгосрочные параметры регулирования и метод регулирования тарифов, содержащихся в предложении о заключении концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории муниципальных образований сельское поселение "Урюмское", городское поселение "Аксеново-Зиловское" муниципального района "Чернышевский район", представленные АО "Тепловодоканал", выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения.
В приложении N 8 к концессионному соглашению N 53 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера в отношении объектов теплоснабжения, расположенных в сельском поселении "Урюмское". В том числе установлен базовый уровень операционных расходов, который на 2020 год составил 9 546, 06 тысяч рублей.
В приложении N 8 к концессионному соглашению N 51 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера в отношении объектов теплоснабжения, расположенных в городском поселении "Аксеново-Зиловское". В том числе установлен базовый уровень операционных расходов котельной ДПКС, теплотрасса котельной ДПКС, который на 2020 год составил 8 464, 62 тысяч рублей, для котельной мкр. Березка, теплотрасса котельной мкр. Березка на 2020 год составил 8 402, 39 тысяч рублей.
Согласно оспариваемого приказа и экспертного заключения по расчету долгосрочных тарифов на коммунальные услуги, поставляемые АО "Тепловодоканал" потребителям на территории муниципальных образований сельского поселения "Урюмское", городского поселения "Аксеново-Зиловское" муниципального района "Чернышевский район" расчет тарифов произведен с применением метода индексации установленных тарифов, базовый уровень операционных расходов на первый долгосрочного периода регулирования определен с применением метода экономически обоснованных расходов.
Базовый уровень операционных расходов на 2020 год для сельского поселения "Урюмское" составил 4 610 765 рублей, для городского поселения "Аксеново-Зиловское" - 5 465 235 рублей (котельная ДПКС), 5 048 847 рублей (котельная Березка), всего 10 514 082 рубля.
При этом каких-либо изменений в концессионные соглашения, в том числе в отношении базового уровня операционных расходов на 2020 год, сторонами соглашений не вносились.
Установив, что тарифным органом размер базового уровня операционных расходов на первый год регулирования для АО "Тепловодоканал" установлен ниже размера базового уровня операционных расходов, установленных в указанных выше концессионных соглашениях, что при этом соглашение об изменении долгосрочных параметров регулирования между сторонами концессионных соглашений достигнуто не было, сославшись на пункты 29, 32, 33 Правил регулирования, пункт 51 Основ ценообразования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установленные для АО "Тепловодоканал" РСТ Забайкальского края тарифы на теплоснабжение являются необоснованными.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих указанные выводы краевого суда.
Прекращение с 6 октября 2020 года действия концессионных соглашений N 51 и 53 и признание, в связи с этим, утратившим силу приказа от 19 декабря 2019 года N 571-НПА, основаниями для отмены правильного и обоснованного решения не является.
В соответствии с частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" следует, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя. Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
В период с 1 января 2020 года до 06 октября 2020 года оспариваемый нормативный правовой акт применялся в отношении административного истца, осуществляющего производство, передачу, распределение тепловой энергии, тем самым затрагивая его права и законные интересы.
Следовательно, тот факт, что Приказ N 571-НПА утратил силу в связи с принятием Приказа от 20 ноября 2020 года N 371-НПА, не может служить препятствием для его оспаривания в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и рассмотрения судом дела по существу.
Иных доводов, имеющих правовое значение по данному делу, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Забайкальского краевого суда от 16 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.