Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 21 октября 2020 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Ширкунова Л.Н. на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 15 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 11 июня 2020 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Ширкунова ФИО9 к Управлению городского хозяйства администрации г. Коврова Владимирской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области об оспаривании отказов и возложении обязанности удовлетворить его требования (присвоенный судом первой инстанции номер дела: 2а-178/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, объяснения Ширкунова Л.Н. судебная коллегия
установила:
17 сентября 2019 года Ширкунов Л.Н. обратился в Управление городского хозяйства администрации г. Коврова Владимирской области с заявлением о предоставлении ему разрешения складировать строительный материал на городской земле рядом с предоставленным ему для индивидуального жилищного строительства земельным участком, на что ему письмом начальника Управления городского хозяйства от 17 октября 2019 года N 07-16/6833 отказано.
Территориальным отделом Управления Росреестра по Владимирской области Ширкунову Л.Н. выдано предписание от 20 сентября 2017 года об устранении нарушений, выразившихся в самовольном занятии в личных целях без правоустанавливающих документов земельного участка площадью 166 кв.м. по адресу: "адрес", сроком исполнения до 15 марта 2018 года.
После неоднократного продления указанного срока 19 ноября 2019 года Ширкунов Л.Н. вновь обратился в Ковровский отдел Управления Росреестра по Владимирской области с ходатайством о продлении срока исполнения предписания со ссылкой на затруднительность вывоза строительного материала.
Определением главного государственного инспектора упомянутого отдела от 21 ноября 2019 года в удовлетворении заявления Ширкунова Л.Н. отказано.
Ширкунов Л.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании данных отказов и возложении обязанности на администрацию г. Коврова Владимирской области разрешить ему складировать строительный материал на городской земле на период действия разрешения на строительство до 2024 года и на Управление Росреестра по Владимирской области обязанности удовлетворить его ходатайство о продлении срока исполнения ранее выданного ему предписания на срок шесть месяцев.
Требования мотивировал тем, что на своем земельном участке возможности складировать строительный материал не имеется из-за большого уклона участка.
Решением Ковровского городского суда Владимирской области от 15 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 11 июня 2020 года, в удовлетворении административного иска Ширкунова Л.Н. отказано.
В кассационной жалобе Ширкунова Л.Н. ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 5 февраля 2014 года Ширкунову Л.Н. выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома: двухэтажного кирпичного здания с гаражом размерами в плане 9, 0 х 12, 0 м на земельном участке общей площадью 600 кв.м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Предварительно был предоставлен земельный участок по указанному адресу, на котором Ширкунов Л.Н. складировал строительные материалы.
В последующем в связи с изменением границ земельного участка по его просьбе, строительные материалы оказались на муниципальной земле.
Отказ Управления городского хозяйства на заявление Ширкунова Л.Н. о разрешении складировать строительный материал на городской земле, оформленный письмом от 17 октября 2019 года N 07-16/6833, обоснован тем, что согласно пункту 3.15.26 Правил благоустройства территории МО г. Ковров от 26 июля 2017 Года N 162 запрещается складирование и хранение на землях общего пользования строительных материалов свыше 7 дней.
Отказ Управления Росреестра по Владимирской области от 21 ноября 2019 года в удовлетворении ходатайства Ширкунова Л.Н. о продлении срока исполнения предписания мотивирован тем, что ходатайство поступило 19 ноября 2019 года, т.е. после истечения срока, продленного до 15 августа 2019 года, а также не представлены документы, подтверждающие принятие в установленный срок мер, необходимых для устранения правонарушения
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Ширкунова Л.Н, суд первой инстанции исходил из того, что Ширкунов Л.Н. складировал на земельном участке строительные материалы, ранее уже использованные в строительстве, то есть являющиеся строительными отходами, в то время, когда в муниципальном правовом акте содержится запрет на складирование и хранение на землях общего пользования строительных материалов, ввиду чего у органа местного самоуправления отсутствовали полномочия выдавать разрешение на складирование отходов на муниципальной земле. Также отсутствовали правовые основания для признания незаконным отказа Управления Росреестра по Владимирской области в продлении срока исполнения предписания от 20 сентября 2017 года в связи с непредставлением доказательств принятия мер по устранению нарушений земельного законодательства в установленный в предписании срок.
Судебная коллегия апелляционной инстанции согласилась с выводами районного суда.
Не соглашаясь с выводами судов нижестоящих инстанций, Ширкунов Л.Н. в кассационной жалобе приводит доводы о том, что судами не приняты во внимание такие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, как вынужденность изменения границ земельного участка ввиду нахождения на участке сетей водоотведения, невозможность перенести данный строительный материал на участок под индивидуальное жилищное строительство, пока полностью не будет возведен фундамент дома; о том, что выводы суда относительно строительных материалов, представляющих собой строительный отход, подлежащих утилизации и захоронению, являются не подтвержденными.
Приведенные доводы не влияют на итоговый вывод судов первой и второй инстанций об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых отказов незаконными.
В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (пункт 1).
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (пункт 2).
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений (пункт 3).
Согласно пункту 3.15.26 Правил благоустройства территории муниципального образования город Ковров Владимирской области, утвержденных решением Совета народных депутатов г. Коврова от 26 июля 2017 года N 162, на территории муниципального образования город Ковров запрещается складирование и хранение в проездах и на прилегающей территории частных домовладений с фасадной части дома, придомовых территориях многоквартирных домов, гостевых стоянках, землях общего пользования, тротуарах, газонах, детских игровых площадках строительных материалов (доски, песок, щебень, кирпич, бревна и т.д.), а также навоза, дров, топлива, техники, механизмов, брошенных и разукомплектованных автомобилей свыше 7 дней.
Применительно к данной норме муниципального правового акта оспариваемый отказ Управления городского хозяйства администрации г. Коврова от 17 октября 2019 года судами первой и апелляционной инстанции правильно оценен как законный.
Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 года N 1, в соответствии с пунктом 2 которого государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
Подпунктом "а" пункта 3 Положения о государственном земельном надзоре предусмотрено, что Росреестр и его территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Приказом Росреестра от 18 июня 2019 года N П/0240 утвержден Административный регламент осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, в соответствии с пунктом 133 которого в случае невозможности устранения нарушения в установленный срок лицо, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения вправе направить должностному лицу, выдавшему данное предписание, ходатайство о продлении указанного в предписании срока устранения нарушения земельного законодательства.
К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения.
В связи с тем, что в своем ходатайстве от 15 ноября 2019 года о продлении срока исполнения предписания Ширкунов Л.Н. не привел каких-либо подтверждений тому, что им предпринимались меры для исполнения предписания от 20 сентября 2017 года, суды пришли к правильному и обоснованному выводу о правомерности отказа в удовлетворении его ходатайства.
При этом, в качестве соответствующих мер для исполнения требований, изложенных в предписании должностного лица административного органа не могут быть признаны неоднократные обращения Ширкунова Л.Н. в администрацию г. Коврова с заявлениями об узаконивании нахождения строительного материала на период строительства (10 июля 2013 года, 10 мая 2018 года, 14 сентября 2018 года, 25 сентября 2018 года, 17 сентября 2019 года), о чем им указывается в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, все эти обращения были направлены лишь на то, чтобы муниципальный орган разрешилскладирование и хранение строительных материалов на городской земле до окончания разрешения на строительство - 5 февраля 2024 года, а не направлены на перемещение строительных материалов с муниципальной земли.
Подтверждений тому, что такой возможности не имеется, административным истцом суду не представлено.
В материалах дела имеются представленные административным истцом две экспертные справки ООО "Проектно-экспертная компания "СтройФорма", одна от 2016 года, другая - от 15 января 2020 года N 1.
В жалобе указывается, что судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка этим документам.
В указанных справках содержатся сведения о том, что складирование строительного материала на земельном участке с кадастровым номером N не представляется возможным, так как не завершен процесс планирования земельного участка.
Однако постановлением администрации г. Коврова Владимирской области от 6 ноября 2013 года N 2629 утвержден градостроительный план земельного участка N RU33303 N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N.
Аналогичный довод административным истцом приводился в апелляционной жалобе, который судебной коллегией правомерно опровергнут как не свидетельствующий о безусловном основании для отмены решения суда первой инстанции.
Таким образом, доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, не могут повлиять на правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о наличии предусмотренных законом оснований для отмены судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную их отмену, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба Ширкунова Л.Н... оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ковровского городского суда Владимирской области от 15 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 11 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ширкунова Л.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Е.В. Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 декабря 2020 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.