Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Смирновой Е.Д, с участием прокурора Смирновой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зенина Павла Николаевича на решение Ярославского областного суда 31 января 2020 г. (дело N 3а-30/2020), апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 июня 2020 г. (дело N 66а-2466/2020), вынесенные по административному делу по административному иску Зенина Павла Николаевича к Муниципальному Совету Ярославского муниципального района Ярославской области о признании недействующим пункта 6 Приложения 2 к решению Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 24 декабря 2015 г. N86 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Ярославского муниципального района Ярославской области" (в редакции решения от 05 марта 2019 г. N9), заслушав доклад судьи Репиной Е.В, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, установила:
решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района N 86 от 24 декабря 2015 г. "О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Ярославского муниципального района" утверждены коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Ярославского муниципального района, для расчета годовой арендной платы.
Согласно пункту 6 Приложения 2 к указанному решению ставка арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные гражданам для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, была установлена в размере 0, 627%.
Решениями Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 27 июня 2017 г. N 50, от 22 февраля 2018 г. N 10 размер ставок арендной платы изменялся и в 2017 году составлял 0, 652%, в 2018 году - 0, 678%.
Решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 5 марта 2019 г. N 9 внесены изменения в пункт 6 Приложения 2 к решению N 86 от 24 декабря 2015 г, согласно которым в отношении земельных участков, предоставленных гражданам или их некоммерческим объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, с 1 апреля 2019 года определен новый коэффициент функционального использования в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Ярославского муниципального района, для расчета годовой арендной платы в размере 4, 410%.
Зенин П.Н. обратился с административным иском о признании недействующим пункта 6 Приложения 2 к решению Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 24 декабря 2015 г. N 86 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Ярославского муниципального района Ярославской области" в редакции решения от 5 марта 2019 г. N 9, в обоснование требований указывая, что установленный решением коэффициент функционального использования в размере 4, 410% является экономически необоснованным, нарушает его права, как арендатора земельного участка, используемого для ведения огородничества. Решение противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, пунктом 2.11 постановления Правительства Ярославской области от 21 декабря 2008 г. N 710-п.
Решением Ярославского областного суда от 30 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 июня 2020 г, пункт 6 Приложения 2 к решению Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 24 декабря 2015 г. N 86 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Ярославского муниципального района Ярославской области" (в редакции решения от 05 марта 2019 г. N 9) в части установления коэффициента функционального использования в размере 4, 410%, применяемого для определения арендной платы, признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 5 ноября 2020 г, Зенин П.В. просит судебные акты изменить, в части момента признания недействующим оспариваемого пункта, принять в этой части новое решение о признании недействующим данного пункта со дня принятия указанного решения, так как при принятии оспариваемого нормативного правового акта он противоречил нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Указанные принципы названы в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в их числе предусмотрен принцип экономической обоснованности, заключающийся в установлении размера арендной платы, соответствующего доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области утвержден Постановлением Правительства Ярославской области от 24 декабря 2008 г. N 710-п "Об установлении порядка определения размера арендной платы на земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов", согласно пункту 2.3 которого коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципальных районов и городских округов области, устанавливаются органом местного самоуправления соответствующего муниципального района или городского округа, за исключением коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа города Ярославля, предоставленных в целях капитального строительства (за исключением жилищного строительства).
Пункт 2.2 Порядка определения арендной платы земли на территории Ярославской области предусматривает расчет арендной платы исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в границах кадастрового квартала с учетом разрешенного использования (руб./кв.м), определяемый в соответствии с постановлениями правительства области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, площади земельного участка (кв.м), коэффициента функционального использования, определяемого на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Зенин П.В. является арендатором земельного участка, площадью 1000 кв.м, с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения огородничества, расположенного по адресу: "адрес"
В первоначальной редакции ставка арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные гражданам для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, была установлена решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района N 86 от 24 декабря 2015 года в размере 0, 627%.
В соответствии с внесенными решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 5 марта 2019 г. N 9 изменениями указанный коэффициент установлен в размере 4, 410%.
В качестве обоснования при принятии решения Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области послужил отчет ЗАО "Я" N19216-ОЗ об определении рыночных коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, расположенных на территории Ярославского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, применяемых для расчета арендной платы по видам разрешенного использования.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 г. N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Судебная коллегия полагает правильными выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что установление рыночных коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, применяемых для расчета арендной платы, не соответствует принципу экономической обоснованности арендной платы, определенному в Постановлении Правительства Российской Федерации N 582, которая устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, что послужило основанием для удовлетворения административного искового заявления Зенина П.Н.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ если по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, то оспариваемый нормативный правовой признается не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся, на его основании реализовывались права граждан, формировалась доходная часть бюджета муниципального образования, в том числе исполненного бюджета за 2019 год, судебная коллегия полагает правильными выводы судов о признании не действующим нормативного правового акта со дня вступления решения суда в законную силу.
По изложенным основаниям, подлежат отклонению доводы кассационной жалобы Зенина П.Н. об изменении момента признания недействующим пункта 6 Приложения 2 к решению Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 24 декабря 2015 года N 86.
Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы судов, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ярославского областного суда 31 января 2020 г, апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Зенина Павла Николаевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 декабря 2020 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.