Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя некоммерческой организации "Фонд Борьбы с коррупцией" Гимади Вячеслава Ильича на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 июня 2020 г. (дело N 2а-417/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10 сентября 2020 г. (дело N 33а-3488/2020), вынесенные по административному делу по административному иску некоммерческой организации "Фонд борьбы с коррупцией" к Министерству Юстиции Российской Федерации о признании уведомления, решения и бездействия незаконными, возложении обязанности исключить фонд из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя Минюста России Рудак Т.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением Министерства Юстиции Российской Федерации от 09 октября 2019 г. некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией" включена в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.
21 октября 2019 г. некоммерческой организацией "Фонд борьбы с коррупцией" в адрес Минюста России направлено заявление об исключении из указанного реестра, в связи возвратом денежных средств, полученных из иностранных источников, отправителям.
17 января 2020 г. Минюстом России принято распоряжение N38-р об отказе в исключении некоммерческой организации "Фонд борьбы с коррупцией" из реестра организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией" (далее - фонд, некоммерческая организация) обратилась в суд с административным иском к Минюсту России о признании уведомления, решения и бездействия незаконными, возложении обязанности исключить Фонд из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, мотивируя свои требования тем, что выводы уполномоченного органа о получении иностранного финансирования не соответствуют действительности, денежные средства, полученные из иностранных источников, были возвращены отправителям.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10 сентября 2020 г, в удовлетворении административных исковых требований некоммерческой организации "Фонд борьбы с коррупцией" отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 20 ноября 2020 г, представитель некоммерческой организации "Фонд борьбы с коррупцией" Гимади В.И. просит об отмене состоявшихся судебных актов, указывая на неправильное применение судами норм материального права, неверную оценку представленных доказательств.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая настоящий спор, суды первой и апелляционной инстанций, не усмотрели законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, поскольку исходили из того, что действия Минюста России соответствовали закону, так как административный истец получал финансовую поддержку от иностранных источников и причастен к осуществлению политической деятельности, при том что полученные денежные средства в полном объеме не возвращены, соответственно основания для исключения из реестра отсутствовали.
При принятии судебных актов, суды правомерно руководствовались следующим.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7.3 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях решение об исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в случаях, предусмотренных подпунктами 2 - 4 пункта 7.1 настоящей статьи, или об отказе в исключении некоммерческой организации из указанного реестра принимается уполномоченным органом не позднее чем через три месяца со дня получения от некоммерческой организации заявления о ее исключении из указанного реестра.
Решение об отказе в исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, принимается уполномоченным органом в случае, если по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании, предусмотренном подпунктом 6 пункта 4.2 настоящей статьи, установлено, что некоммерческая организация представила недостоверные сведения о прекращении ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. Указанное решение может быть обжаловано некоммерческой организацией в суд.
Как установлено судами и следует из материалов дела, основанием для принятия распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации от 09 октября 2019 г. о включении некоммерческой организации "Фонд борьбы с коррупцией" в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, послужило участие фонда в политической деятельности, а также получение иностранного финансирования.
На основании заявления некоммерческой организации от 21 октября 2019 г. об исключении из реестра, в связи возвратом денежных средств, полученных из иностранных источников, отправителям, Минюстом России организована внеплановая проверка, проведение которой поручено Главному управлению Минюста России по г. Москве.
По итогам проведенной в период с 11 декабря 2019 г. по 15 января 2020 г. проверки составлен акт от 15 января 2020 г. об отсутствии оснований для исключения фонда из реестра организаций, выполняющих функции иностранного агента. Согласно представленному акту от 15 января 2020 г. некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией" 15 октября 2019 г. возвратила иностранной организации ROBERTO FABIO MONDA CARDENAS денежные средства в размере 29 242, 44 руб, 109 262, 97 руб, с указанием "возврат ошибочно зачисленных денежных средств" платежными поручениями N 919 от 06 и 17 сентября 2019 г... Возврат денежных средств директором Фонда ФИО6 иностранной организации Star -Doors.Com LLC, не подтвержден.
Данные обстоятельства послужили основанием для принятия Минюстом России оспариваемого распоряжения N38-р об отказе в исключении из реестра организаций, выполняющих функции иностранного агента, о чём административному истцу направлено уведомление от 21 января 2020 г. N 11-5197/20.
Суды первой и апелляционной инстанции, установив, что Минюстом России представлены доказательства, подтверждающие обоснованность выводов проверки и право на принятие оспариваемого решения, соблюдение порядка его принятия и информирования, пришли к обоснованным выводам об отказе в удовлетворении административного иска.
Оснований полагать, что Минюстом России не соблюдена процедура рассмотрения заявления некоммерческой организации, а также принято незаконное решение по итогам проверки, не имеется.
Основанием для отказа Минюста России в исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, послужили полученные в ходе вышеуказанной проверки данные о том, что возврат денежных средств директором Фонда ФИО6 иностранной организации Star -Doors.Com LLC, не подтвержден.
Сомнения в обоснованности данных выводов по результатам анализа материалов проверки у судебной коллегии отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы о том, что 17 января 2020 г. фонд направил возражения на акт проверки от 15 января 2020 г. указывая, что полученный платеж в размере 50 долларов США был возвращен, основанием к отмене постановленных судебных актов являться не могут, поскольку на момент проведения уполномоченным органом проверки по заявлению фонда, документы, подтверждающие указанные обстоятельства, представлены не были.
Доводы кассационной жалобы об обратном, не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих судебных инстанций по делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя некоммерческой организации "Фонд Борьбы с коррупцией" Гимади Вячеслава Ильича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 декабря 2020 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.