Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО6, судей ФИО2 и ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, возложении обязанности принять на учет нуждающихся в получении жилого помещения за счет средств федерального бюджета и обеспечить жилой площадью по линии Министерства обороны Российской Федерации по избранному месту жительства
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Пресненского районного суда города Москвы от 08 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО6, и объяснения представителя ФИО1 - ФИО3 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании за ним, майором запаса Министерства обороны Российской Федерации, права быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в городе Москве, для постоянного проживания за счет средств федерального бюджета по линии Министерства обороны Российской Федерации, признать незаконным и отменить вынесенное решение ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" "адрес" обороны Российской Федерации от марта 2019 года об отказе в постановке на учет нуждающихся, обязать Начальника отделения ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" "адрес" обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 ранее проходил военную службу по контракту в в/ч 01662 ("адрес") и с апреля 2013 года проживал в общежитии Министерства обороны Российской Федерации по адресу: 655009, "адрес", Аскизская улица, 180-314. В период с 1995 года по 2003 года истец проходил военную службу в в/ч 94009 в городе "адрес", где ему Министерством обороны Российской Федерации выделена жилая площадь по адресу: "адрес", на него, жену и ребенка. Затем он с 2007 года продолжил службу в железнодорожных войсках, а именно в в/ч 83015 и в в/ч 62679 в городе Красноярске. Канская КЭЧ (структурное подразделение Министерства обороны Российской Федерации) была ликвидирована где-то в 2006-2007 годах, все документы по жилью были переданы в ФКГУ "Центррегионжилье" 3-й отдел в городе Красноярске. Позже в 2007-2008 годах была расформирована в/ч 94009, а весь жилой фонд воинских частей был передан Администрации "адрес", включая и ранее полученную истцом квартиру от Министерства обороны Российской Федерации. По прибытии на новое место службы в "адрес" истец был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма уполномоченным на то органом, а именно ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации (решение от ДД.ММ.ГГГГ N).
ДД.ММ.ГГГГ истец был ознакомлен с решением N, которым он снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений. Истец подал заявление о признании его нуждающимся в жилом помещении.
Решение ответчика об отказе в удовлетворении его требований о признании нуждающимся в жилом помещении истец считает незаконным.
Решением Пресненского районного суда города Москвы от 08 июля 2019 года (с учетом дополнительного решения от 09 июля 2019 года и определения от 04 февраля 2020 года об исправлении описок), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 августа 2020 года, в удовлетворении приведенных исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции 17 сентября 2020 года, Герасименко А.Н. просит отменить принятые по делу судебные постановления и без передачи дела на новое рассмотрение постановить новый судебный акт об удовлетворении заявленных им исковых требований.
В заседание суда кассационной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились (истец направил своего представителя), в силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенных участников процесса не препятствует рассмотрению дела по кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из отсутствия у истца права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции с этими выводами районного суда согласился.
Между тем, в силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Федеральный закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно статье 2 указанного Федерального закона правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и поименованным федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 того же Федерального закона, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых при увольнении с военной службы, в том числе в связи с организационно-штатными мероприятиями, составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом для военнослужащих (пункт 13 приведенной статьи).
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов (абзац первый пункта 14).
В абзаце первом пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, установлено, что военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Обращаясь с приведенными выше исковыми требованиями, ФИО1 в их обоснование, в числе прочего, указал, что проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, по состоянию на дату увольнения имел общую выслугу более 10 лет, уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями, однако жилым помещением для постоянного проживания обеспечен не был, до настоящего времени проживает с семьей в служебном жилом помещении.
Указанные обстоятельства в их совокупности имеют правовое значение для оценки жилищных прав ФИО1 применительно к социальным гарантиям, предоставленным ему положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", которую суд не вправе был подменять формальной ссылкой на факт прекращения правовой связи истца с Вооруженными Силами Российской Федерации.
Однако принятое по делу апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не содержит указания на мотивы, по которым суд не применил приведенные выше положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ, на которые последний ссылался в апелляционной жалобе в обоснование своей позиции по делу.
При изложенных обстоятельствах обжалуемое апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение, в ходе которого суду второй инстанции следует исправить допущенные нарушения и повторно разрешить спор с соблюдением всех требований материального и процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 августа 2020 года отменить.
Дело N по иску ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, возложении обязанности принять на учет нуждающихся в получении жилого помещения за счет средств федерального бюджета и обеспечить жилой площадью по линии Министерства обороны Российской Федерации по избранному месту жительства направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда.
ФИО4 ФИО6
Судьи ФИО2
ФИО5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.