Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Захаровой С.В, Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мазова Сергея Борисовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) (Государственное учреждение) о признании незаконным решения, обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-174/2020)
по кассационной жалобе Мазова Сергея Борисовича на решение Конаковского городского суда Тверской области от 3 февраля 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 16 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения представителя Мазова Сергея Борисовича Дегтеревой С.В, поддержавшей доводы жалобы, представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) (Государственное учреждение) Зуевой Л.М, возражавшей против доводов жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мазов С.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) о признании незаконным решения, обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 30 октября 2018 года, полагая, что имеет необходимый педагогический стаж, обратился в Управление Пенсионного фонда в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В соответствии с данными трудовой книжки от 21 ноября 1983 года, истец занимался педагогической деятельностью в разных учреждениях образования и педагогических должностях.
Однако решением УПФР в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) N504771/18 от 30.10.2018 года истцу было отказано в досрочном назначении пенсии по старости по причине отсутствия необходимого специального стажа работы, который составил на 30.10.2018 года, по мнению Управления всего 23 года 3 месяца 27 дней, при требуемом стаже не менее 25 лет. Из специального стажа были исключены периоды работы истца: с 16.05.1988 по 19.08.1990 на станции юных техников Кимрского Гороно в должности методиста; с 25.09.1990 г. по 28.10.1992 г. в Доме пионеров и школьников в должности методиста и руководителя химического кружка.
Истец просил суд признать незаконным решение N 504771/18 от 30.10.2018 Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) в части исключения из подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода его работы с 16.05.1988 по 19.08.1990 на станции юных техников Кимрского Гороно в должности методиста.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) включить период его работы с 16.05.1988 по 19.08.1990 на станции юных техников в должности методиста в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с заявлением в Управление, т.е. с 30 октября 2018 года.
Решением Конаковского городского суда Тверской области от 3 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 16 июня 2020 года, постановлено: "Исковые требования Мазова Сергея Борисовича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) о признании незаконным решения N504771/18 от 13.11.2018 года Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) в части исключения из подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы истца с 16.05.1988 года по 19.08.1990 года на станции юных техников Кимрского Гороно в должности методиста; обязании Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) включить период работы истца с 16.05.1988 года по 19.08.1990 года на станции юных техников в должности методиста в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с заявлением в Управление, т.е. с 30 октября 2018 года, оставить без удовлетворения".
В кассационной жалобе Мазов С.Б. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, судом неправильно оценены доказательства; ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 30 октября 2018 года истец Мазов Сергей Борисович, 13.05.1961 года рождения, обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением об отказе в назначении страховой пенсии по старости от 13.11.2018 N 504771/18 ответчик отказал Мазову С.Б. в назначении пенсии на основании пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. В качестве специального стажа Мазова С.Б, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по состоянию на 30.10.2018 г, ответчиком учтено 23 года 3 месяца 27 дней.
В решении ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) указаны периоды работы истца, учтенные ответчиком в специальный стаж.
При этом, ответчиком не был учтен в качестве специального стажа период работы истца с 16 мая 1988 года по 19 августа 1990 года в должности методиста СЮТ на станции юных техников Кимрского Гороно.
Согласно копии трудовой книжки АТ-I N 6833527 от 21.11.1983 года на имя Мазова Сергея Борисовича, 13.05.1961 г.р, имеющего высшее образование, специальность инженер-химик, истец Мазов С.Б. в период с 16 мая 1988 года по 19 августа 1990 года работал в должности методиста СЮТ на станции юных техников Кимрского Гороно.
Согласно Выпискам из приказов, предоставленных 06.11.2019 года Отделом образования г.Кимры Тверской области: Приказом N 22 п.1 по Кимрскому ГорОНО от 16.05.1988 года Мазов Сергей Борисович назначен на должность методиста в СЮТ с 16 мая 1988 года. Приказом N 31 п.2 по Станции Юных Техников г.Кимры Мазов С.Б. уволен с 19 августа 1990 г. по собственному желанию.
Из справки Отдела образования Администрации г.Кимры Тверской области N 1 от 12.11.2019 г. следует, что Мазов Сергей Борисович работал на Станции Юных Техников в качестве методиста с 16.05.1989 года (Пр. N 22 от 16.05.1988 г.) по 19.08.1990 г. (Пр. N 31 от 20.07.1990 г.). Занимал штатную должность. В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 в специальный стаж работы не включаются периоды:
- отпуск без сохранения зарплаты (административный отпуск по собственному желанию) с 11.07.1990 г. по 13.07.1990 г. (лицевые счета), - учебные отпуска с 02.04.1990 г. по 10.07.1990 г. (лицевые счета).
Стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в РФ" составил 2 года 1 месяц 26 дней.
В подтверждение своих доводов истец Мазов С.Б. также ссылается на Приказ Министерства просвещения СССР от 20 июля 1987 года N 135 "Об утверждении типовых штатов внешкольных учреждений", пунктом 1.2. которого утверждено Типовое положение о станции юных техников.
Согласно копии диплома ШВ N 053566 от 20.07.1993 г, Мазов Сергей Борисович в 1989 году поступил в Московский государственный заочный педагогический институт и в 1993 году окончил полный курс Московского государственного открытого педагогического института по специальности "Химия".
В период работы в должности методиста на станции юных техников, Мазов С.Б. обучался в высшем учебном заведении, не имел педагогического образования и педагогического стажа работы.
Из копии трудовой книжки Мазова С.Б. следует, что начало его педагогической деятельности имело место с 03 сентября 1990 года. Мазов С.Б. работал в должности учителя средней школы N 13 с 03.09.1990 г. по 24.09.1990 г, с 28.10.1992 г. по 20.01.2007 г. в должности заместителя директора по воспитательной работе, учителя в средней школе N 2.
Вступившим в законную силу решением Конаковского городского суда Тверской области по делу N 2-177/2019 от 01 февраля 2019 года отказано Мазову С.Б. в иске о включении в специальный стаж периода работы с 25.09.1990 по 28.10.1992 в Доме пионеров и школьников в должности методиста и руководителя химического кружка.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент изменения правового регулирования спорных правоотношений, у истца Мазова С.Б. отсутствовал специальный стаж в размере не менее 2/3 от требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, то нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения от 17 декабря 1959 г. N 1397 (действовало до 01.10.1993 г.), предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения периодов иной деятельности, в том числе предусмотренных пп. "д" п.1 Положения, при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о его досрочном пенсионном обеспечении.
С учетом вышеизложенного, период работы истца с 16.05.1988 по 19.08.1990 в должности методиста на станции юных техников Кимрского Гороно не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Оснований для признания незаконным решения N504771/18, принятого 13 ноября 2018 года (в исковом заявлении истец ошибочно указывает дату принятия решения как 30.10.2018 г.) ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) в части исключения из подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы истца с 16.05.1988 года по 19.08.1990 года на станции юных техников Кимрского Гороно в должности методиста и обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с заявлением в Управление, то есть с 30 октября 2018 года, не имеется.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 83 данного закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного Постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Таким образом, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г, производится в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой"). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт "а" пункта 1 постановления). Этим же постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397), учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: методическая, научно-методическая и учебно-методическая работа в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро.
Пунктом 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения предусмотрено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Таким образом, на основании пункта 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, период работы, указанный в подпункте "д" пункта 1 Положения, засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Списки должностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила исчисления стажа работы (деятельности), имевшей место до 1 января 1992 г, содержались в Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397. Обязательным условием зачета периода иной, не педагогической деятельности в стаж работы по специальности является то, что не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением стажа (25 лет) должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
С 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе предусмотренные пп. "д" п.1 Положения N 1397, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В силу подпункта "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (приложения к нему - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения) подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 г.
В период работы в должности методиста на станции юных техников, Мазов С.Б. обучался в высшем учебном заведении, не имел педагогического образования и педагогического стажа работы.
Из копии трудовой книжки Мазова С.Б. следует, что начало его педагогической деятельности имело место с 03 сентября 1990 года. Мазов С.Б. работал в должности учителя средней школы N 13 с 03.09.1990 г. по 24.09.1990 г, с 28.10.1992 г. по 20.01.2007 г. в должности заместителя директора по воспитательной работе, учителя в средней школе N 2.
Принимая во внимание, что на момент изменения правового регулирования спорных правоотношений, у истца Мазова С.Б. отсутствовал специальный стаж в размере не менее 2/3 от требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, то нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения от 17 декабря 1959 г. N 1397 (действовало до 01.10.1993 г.), предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения периодов иной деятельности, в том числе предусмотренных пп. "д" п.1 Положения, при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о его досрочном пенсионном обеспечении.
С учетом вышеизложенного, период работы истца с 16.05.1988 по 19.08.1990 в должности методиста на станции юных техников Кимрского Гороно не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Доводы жалобы повторяют позицию истца при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Довод кассационной жалобы о ненадлежащем извещении истца о времени и месте судебного заседания судом апелляционной инстанции не обоснован, поскольку противоречит материалам дела.
Как видно из материалов дела по месту жительства Мазова С.Б. было направлено извещение о времени и месте судебного заседания, конверт вернулся в суд в связи с истечением срока хранения.
Пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых 6 положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором названного пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Конаковского городского суда Тверской области от 3 февраля 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 16 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мазова Сергея Борисовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.