Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Захаровой С.В, Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сусло Сергея Васильевича к "Западное Региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (Федеральное государственное казённое учреждение), Министерству обороны Российской Федерации о признании состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях по линии Министерства обороны Российской Федерации (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1077/2019)
по кассационной жалобе Сусло Сергея Васильевича на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 27 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сусло С.В. обратился в суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Западрегионжилье"), войсковой части 03333, в котором с учетом заявления в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) просил суд признать незаконным бездействие войсковой части 03333, признать отказ ФГКУ "Западрегионжилье" в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, необоснованным и незаконным, признать его состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях по линии Министерства обороны РФ; возложить на ФГКУ "Западрегионжилье" обязанность повторно рассмотреть и включить его в реестр жилья военнослужащих для обеспечения жилищной субсидией.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Исковые требования мотивированы тем, что Сусло С.В. проходил военную службу по контракту с 1994 года. 16 ноября 2003 года он был признан нуждающимся и как очереднику в 2005 году ему было предоставлено служебное жилое помещение, в связи с чем он был снят с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения. 18 марта 2009 года Сусло С.В. подал рапорт об увольнении из Вооруженных Сил РФ по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, где указал, что жилой площадью по нормам жилищного законодательства не обеспечен, просил оставить его в очереди на получение государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС). Приказом командира войсковой части N от 19 марта 2009 года Сусло С.В. уволен в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Выслуга лет Сусло С.В. составила 16 лет 2 месяца дней. Решением N от 10 октября 2013 года территориального отделения в г.Иваново ФГКУ "Западрегионжилье" Сусло С.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. С данным решением истец не согласен. 17 марта 2015 года Сусло С.В. обратился в войсковую часть N с заявлением о предоставлении документов, подтверждающих постановку его в очередь на получение жилья, однако его уведомили об уничтожении документов войсковой части N в связи с окончанием срока хранения. Судьба его документов, поданных для обеспечения жильем, неизвестна, отказ в выдаче ГЖС он не получал. 20 декабря 2012 года Администрацией г.о.Шуя с Сусло С.В. был заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: "адрес". В настоящее время Администрация г.о.Шуя обратилась в суд с иском о выселении Сусло С.В. и членов его семьи из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Истец считает, что ответчиками нарушено его право на обеспечение жилым помещением, предусмотренное ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Определением Шуйского городского суда Ивановской области от 28 ноября 2019 года производство по делу прекращено в части исковых требований Сусло С.В. к ФГКУ "Западрегионжилье", войсковой части N о признании незаконным бездействия войсковой части, признания незаконным отказа территориального отделения в г.Иваново ФГКУ "Западрегионжилье" Сусло С.В. в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, возложении обязанности по включению в реестр военнослужащих для обеспечения жилищной субсидией в связи с отказом истца от данных требований.
Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 28 ноября 2019 года удовлетворены исковые требования Сусло С.В. к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Западрегионжилье") о признании состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 27 июля 2020 года отменено решение Шуйского городского суда Ивановской области от 28
ноября 2019 года и принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Сусло Сергея Васильевича к
Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях по линии Министерства обороны Российской Федерации отказано.
В кассационной жалобе Сусло С.В. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что судами нарушены нормы материального и процессуального права; ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении. Указывает, что судебная коллегия необоснованно отвергла довод о том, что он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий перед получением служебной квартиры и в дальнейшем решение о снятии его с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий не принималось. Увольнение военнослужащего с военной службы допускается только с его согласия с оставлением в очереди на получение жилья; такое заявление от него было.
Судебное заседание в суде кассационной инстанции по настоящему делу было назначено на 3 декабря 2020 года в 12:30 час, затем в судебном заседании был объявлен перерыв до 10 декабря 2020 года в 11.05 час.; 10 декабря 2020 года дело было рассмотрено судом кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций; нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сусло С.В. с 1994 года проходил военную службу на различных должностях в войсковых частях, в том числе войсковой части N и войсковой части N.
Согласно базе данных АИС "Учет" в период прохождения военной службы в войсковой части N Сусло С.В. был признан нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения и поставлен на учет 16 ноября 2003 года, снят с очереди 22 февраля 2005 года в связи с предоставлением служебного жилья.
Из архивной справки МУ "Архив городского округа Шуя" от 19 сентября 2019 года N 127-т, постановлением Главы г.Шуи от 24 марта 2005 года N445 на основании протоколов заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 15 февраля 2005 года N2 и от 22 марта 2005 года N3 утверждены списки на предоставление жилой площади, в том числе по Шуйскому гарнизону, войсковая часть N, Сусло С.В, семья 1 человек по адресу: "адрес", жилая площадь 14, 7 кв.м, служебная (протокол заседания жилищной комиссии войсковой части N от 14 января 2005 года).
В 2006 году войсковая часть N была реорганизована путем присоединения к войсковой части N, что подтверждается справкой войсковой части N от 29 октября 2019 года.
С 01 декабря 2006 года Сусло С.В. был зачислен в списки личного состава войсковой части N в связи с проведением реформирования войсковой части N с переходом в войсковую часть N.
18 марта 2009 года Сусло С.В. обратился с рапортом к командиру войсковой части N об увольнении из Вооруженных Сил РФ по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в котором указал, что жилой площадью по нормам жилищного законодательства не обеспечен, просил оставить в очереди на получение государственного жилищного сертификата.
В листе беседы от 18 марта 2009 года отражено, что истец обеспечен служебным жильем по адресу: "адрес", согласен на увольнение с получением государственного жилищного сертификата.
Согласно приказу командира войсковой части N от 19 марта 2009 года N68 Сусло С.В. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе по пп."а" п.1 ст.51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе", с учетом неиспользованного отпуска исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения 28 марта 2009 года. Выслуга лет Сусло С.В. в Вооруженных Силах РФ по состоянию на 01 марта 2009 года составляет 16 лет 2 месяца 5 дней.
20 декабря 2012 года Администрацией г.о.Шуя с Сусло С.В. был заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: "адрес", членами семьи нанимателя указаны жена Сусло Е.Г, сын ФИО9, а 05 февраля 2013 года Сусло С.В, Сусло Е.Г, ФИО9 обратились в Администрацию г.о. Шуя с заявлением о передаче им в собственность указанного жилого помещения.
Письмом Администрации г.о.Шуя от 04 апреля 2013 года N383 в приватизации жилого помещения Сусло С.В. было отказано в связи с тем, что данное жилое помещение имеет статус служебного и приватизации не подлежит.
01 октября 2013 года Сусло С.В. обратился в ФГКУ "Западрегионжилье" с заявлением о принятии на учет с членами семьи женой Сусло Е.Г. и сыном ФИО9 в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса российской Федерации, избранное место жительства "адрес".
Решением территориального отделения в Ивановской области - г.Иваново ФГКУ "Западрегионжилье" N от 10 октября 2013 года Сусло С.В. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие право состоять на таком учете, так как обращение Сусло С.В. состоялось после увольнения и исключения из списков личного состава части, документов, подтверждающих, что заявление о постановке на учет направлено до момента исключения из списков войсковой части N, то есть до 28 марта 2009 года не представлено.
В ответ на обращение Сусло С.В. от 17 марта 2015 года о предоставлении документов, подтверждающих постановку его в очередь на получение жилья от Министерства обороны РФ, войсковая часть N письмом от 23 марта 2015 года сообщила, что в архиве войсковой части не имеется документов по указанному вопросу, также уничтожены документы из войсковой части N в связи с окончанием срока хранения.
Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 26 сентября 2016 года отказано в удовлетворении исковых требований Сусло С.В, Сусло Е.Г. к Администрации г.о.Шуя о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации; удовлетворен встречный иск Администрации г.о.Шуя к Сусло С.В. о применении последствий недействительности ничтожной сделки, договор социального найма жилого помещения N от 20 декабря 2012 года, заключенный между Администрацией г.о.Шуя и Сусло С.В, признан ничтожным; применены последствия недействительности ничтожной сделки путем признания отношений сторон - Администрации г.г.Шуя и Сусло С.В. - в части пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", отношениями по найму служебного жилого помещения. Решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу.
26 декабря 2018 года территориальным отделением г.Иваново ФГКУ "Западрегионжилье" в адрес Сусло С.В. направлено уведомление в порядке ст.35 Жилищного кодекса Российской Федерации о необходимости освобождения специализированного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в срок до 28 января 2019 года.
26 сентября 2019 года Сусло С.В. обратился к главе городского округа Шуя Ивановской области с заявлением, в котором просил принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с обеспеченностью площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы по категории "малоимущий" с составом семьи 2 человека - заявитель и его жена Сусло Е.Г.
Постановлением Администрации г.о.Шуя от 23 октября 2019 года N1202 Сусло С.В. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях было отказано. Из сообщения Администрации г.о.Шуя в адрес Сусло С.В. от 24 октября 2019 года N4695 следует, что основанием принятия решения об отказе в принятии на учет нуждающихся было основано на том, что в собственности супруги истца имеется 50/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 53, 4 кв.м, по адресу: "адрес", в связи с чем обеспеченность семьи истца на 1 члена семьи составляет 13, 4 кв.м (53, 4 :2 :2 = 13, 4), в то время, как учетная норма площади жилого помещения при принятии на учет установлена в размере не менее 10 кв.м.
Согласно поквартирной карточке, по адресу: "адрес", зарегистрированы: с 01 июня 2005 года Сусло С.В, с 6 июня 2005 года Сусло Е.Г, с 29 июня 2005 года ФИО9, с 04 марта 2017 года несовершеннолетний ФИО10
Удовлетворяя исковые требования истца и признавая его состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях по линии Министерства обороны РФ, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года N1054, Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ N80 от 15 февраля 2000 года, и исходил из того, что на момент увольнения из Вооруженных Сил РФ по достижении предельного возраста Сусло С.В. не был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания, проживал на служебной жилой площади, что являлось основанием для признания его нуждающимся в получении жилого помещения по линии Министерства обороны РФ, им были предприняты меры к реализации права состоять в очереди на получение жилого помещения.
С указанными выводами суда первой инстанции не согласилась апелляционная инстанция.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий.
Между тем, истцом не были представлены суду доказательства, подтверждающие, что до увольнения с военной службы Сусло С.В. обращался к командиру воинской части с рапортом о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, а также о том, что такой рапорт рассматривался на заседании жилищной комиссии воинской части и решением комиссии истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Отсутствуют такие сведения и в материалах личного дела Сусло С.В.
Доводы стороны истца о том, что Сусло С.В. после получения служебного жилья был неправомерно снят с очереди на получение жилья, также не могут служить основанием для удовлетворения иска, так как такое решение истцом не оспаривалось, незаконным не признавалось, сведений о его отмене суду также не представлено.
Материалами дела подтверждается лишь то, что в период военной службы Сусло С.В. состоял на учете нуждающихся, в связи с чем ему было предоставлено служебное жилье, после чего с очереди он был снят. Сведений о том, что после предоставления служебного жилья и до увольнения истец предпринимал меры к реализации своего права на жилище, материалы дела не содержат. Из имеющихся документов следует, что такие действия им стали предприниматься спустя значительное время после увольнения с военной службы, однако в удовлетворении
его обращений было отказано.
Указанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что оснований для удовлетворения требований Сусло С.В. к Министерству обороны, ФГКУ "Западрегионжилье" о признании состоящим на учете нуждающихся в жилых помещения по линии Министерства обороны РФ не имеется. В удовлетворении иска должно быть отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что апелляционное определение нельзя признать законным, поскольку оно основано на неправильном применении норм материального права.
Определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (преамбула) (далее - Закон N 76-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и поименованным федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).
Так, право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Закона N 76-ФЗ, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых при увольнении с военной службы в том числе в связи с организационно-штатными мероприятиями составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом для военнослужащих (пункт 13 приведенной статьи).
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов (абзац первый пункта 14).
В абзаце первом пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, установлено, что военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Закона N 76-ФЗ.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 25 сентября 2014 г. N, от 27 октября 2015 г. N 2527-О, от 26 мая 2016 г. N 1046-О), жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Сусло С.В. проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ.
Как указано выше и установлено судом, в листе беседы от 18 марта 2009 года отражено, что истец обеспечен служебным жильем по адресу: "адрес", согласен на увольнение с получением государственного жилищного сертификата.
Согласно поквартирной карточке, по адресу: "адрес", зарегистрированы: с 01 июня 2005 года Сусло С.В, с 6 июня 2005 года Сусло Е.Г, с 29 июня 2005 года ФИО9, с 04 марта 2017 года несовершеннолетний ФИО10
На момент увольнения имел общую выслугу более 10 лет.
Согласно приказу командира войсковой части N от 19 марта 2009 года N68 Сусло С.В. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе по пп."а" п.1 ст.51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе", исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения 28 марта 2009 года. Выслуга лет Сусло С.В. в Вооруженных Силах РФ по состоянию на 01 марта 2009 года составляет 16 лет 2 месяца 5 дней.
Постановлением Администрации г.о.Шуя от 23 октября 2019 года N1202 Сусло С.В. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях было отказано.
Исходя из установленных обстоятельств у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в принятии Сусло С.В. на учет в связи с утратой им статуса военнослужащего.
При указанном отказе в принятии истца на учет в связи с утратой им статуса военнослужащего без проверки факта его нуждаемости в жилье, истец фактически лишен права на жилище, гарантированного статьей 15 Закона N 76-ФЗ, следовательно, апелляционное определение нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах апелляционное определение в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, с учетом всех установленных по настоящему делу обстоятельств и с соблюдением требований материального и процессуального закона разрешить возникший спор.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 27 июля 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Ивановский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.