Судья Саратовского областного суда Черняева Л.В.
при помощнике Волчкове К.С, рассмотрев жалобу заместителя прокурора Октябрьского района города Саратова Мараховского Н.С. на постановление судьи Октябрьского районного суда города Саратова от 17 ноября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении публичного акционерного общества "Саратовнефтепродукт", установил:
постановлением судьи Октябрьского районного суда города Саратова от 17 ноября 2020 года производство по вышеуказанному делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В поданной в суд жалобе заместитель прокурора Октябрьского района города Саратова Мараховский Н.С. просит отменить постановление судьи, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В доводах жалобы выражает несогласие с выводом суда о том, что публичным акционерным обществом "Саратовнефтепродукт" (далее - ПАО "Саратовнефтепродукт", общество) вывозились отходы, не представляющие опасности. Считает, что обществом откачивались и транспортировались жидкие бытовые отходы. Указывает, что очистка септиков (выгребов) при выгребной канализации не является услугой по водоотведению.
В судебном заседании прокурор доводы жалобы поддержал.
Защитники общества Корняева В.П, Леонтьева Д.А. просили оставить постановление судьи районного суда без изменения, жалобу прокурора - без удовлетворения.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность постановления судьи в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, выслушав участников судебного заседания, прихожу к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 19.20 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определяет Федеральный закон РФ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления" обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Сбор отходов это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Транспортированием отходов является их перемещение с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 3 указанного Закона лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Лицензируемым видом деятельности является вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с названным Законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 названного Закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления" установлено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании с учетом положений Федеральный закон РФ "Об отходах производства и потребления".
Как установлено судьей районного суда, в рамках проверки, проведенной прокуратурой Октябрьского района города Саратова, выявлено, что общество эксплуатирует АЗК N 37 по адресу: город Саратов, улица Симбирцева, б/н, на которой имеется резервуар для сбора загрязненных дождевых вод и емкость для бытовых стоков. Бытовая канализация от приборов санузлов самотеком отводится в емкость хозбытовых стоков. Дренаж от кондиционеров и холодильной камеры по полипропропиленовым трубам отводится в бытовую канализацию с устройством гидрозатворов и с разрывом струи. Сброс ливневых стоков от участков с наибольшей вероятностью загрязнения производится в накопительную емкость с последующим вывозом на очистные сооружения Улешовской нефтебазы. Система хозяйственно-бытовой канализации АЗК N37 не подключена к централизованной системе канализации.
Специалистами Филиала "ЦЛАТИ по Саратовской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" был произведен отбор проб отходов из емкости для бытовых стоков и резервуара для сбора загрязненных дождевых вод.
По результатам биотестирования (заключение от 29 сентября 2020 года N 34-о) установлено, что образец, отобранный из емкости для бытовых стоков, относится к отходу IV класса опасности (протокол испытаний от 29 сентября 2020 года N 138/348-БИО/2020), а образец, отобранный из резервуара для сбора загрязненных дождевых вод, относится к отходу V класса опасности (протокол испытаний от 29 сентября 2020 года N 138/349-БИО/2020).
Откачивание и вывоз бытовой канализации из емкости для бытовых стоков производится ПАО "Саратовнефтепродукт" с использованием собственного транспортного средства - ассенизаторской машины марки KAMA3-53215 АЦ-567, 2007 года выпуска, государственный номерной знак В421РТ64.
Жидкие фракции транспортируются и сливаются в канализационную сеть, расположенную по адресу: город Саратов, улица Чернышевского, дом N 42.
Данные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (л.д. 2-6), справкой Росприроднадзора от 30 сентября 2020 года (л.д. 10-14), заключением от 29 сентября 2020 года N 34-о (л.д. 16-17), протоколами испытаний от 29 сентября 2020 года (л.д. 18-21), паспортом транспортного средства (л.д. 22-23), путевыми листами (л.д. 24-25, 26-27), свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе (л.д. 42, 43), уставом (л.д. 45-76).
Также судьей установлено, что согласно договору холодного водоснабжения и водоотведения от 28 декабря 2017 года N 1045, заключенному между ПАО "Саратовнефтепродукт" и ООО "Концессии водоснабжения - Саратов", и дополнительному соглашению к нему от 10 февраля 2020 года ООО "Концессии водоснабжения - Саратов" обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, в том числе стоки из выгребных ям АЗК N 37 по адресу: город Саратов, улица им. Симбирцева В.Н, б/н (абонент 26284) через абонента 600, расположенного по адресу: город Саратов, улица им. Чернышевского Н.Г, дом N 42.
Таким образом, судьёй первой инстанции установлено, что жидкие фракции из выгребных ям АЗК N 37 (ПАО "Саратовнефтепродукт") по адресу: город Саратов, улица им. Симбирцева В.Н, б/н удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки силами ООО "Концессии водоснабжения - Саратов".
Из письма Министерства Природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 июля 2015 года 12-59/16226 следует, что в случае, если жидкие фракции удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами, и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства. В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса РФ и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом положений вышеуказанных норм, а также пункта 19 статьи 1 Водного кодекса РФ, статьи 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", судья районного суда, установив, что абонент, жидкие бытовые отходы которого вывозятся и сливаются в отстойники организации водопроводно-канализационного хозяйства и проходят очистку на очистных сооружениях, является абонентом указанной организации в отношении услуг по водоотведению, и что вывоз жидких бытовых отходов на очистные сооружения организации водопроводно-канализационного хозяйства означает вовлечение жидких бытовых отходов в систему водоотведения и, как следствие, имеет место оказание данной организацией услуг по водоотведению абоненту, пришел к выводу об отсутствии в действиях ПАО "Саратовнефтепродукт" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.
Статья 30.7 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 1 указанной статьи по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Кроме того, пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения ПАО "Саратовнефтепродукт" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, для данной категории дел истек, а производство по делу в отношении последнего было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, то возможность возобновления производства по данному делу и правовой оценки действий названного лица на предмет наличия состава административного правонарушения утрачена.
При таких обстоятельствах, полагаю, что обжалуемое решение не подлежит отмене, а жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Октябрьского районного суда города Саратова от 17 ноября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении ПАО "Саратовнефтепродукт" оставить без изменения, жалобу заместителя прокурора Октябрьского района города Саратова Мараховского Н.С. - без удовлетворения.
Судья Л.В. Черняева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.