Судья Саратовского областного суда Чаплыгина Т.В., при секретаре Кузнецовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "ЮКОЛА-нефть" на решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 29 октября 2020 года, решение главного государственного инспектора РФ в области окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от 31 июля 2020 года N 9 юр, постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области Чиженькова А.А. от 21 июля 2020 года N 1-150/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ), в отношении ООО "ЮКОЛА-нефть", установила:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области Чиженькова А.А. от 21 июля 2020 года N 1-150/2020 ООО "ЮКОЛА-нефть" (далее также - организация) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Правонарушение, по мнению должностного лица, выразилось в несоблюдении установленных требований и невыполнении обязательных мероприятий по охране земель и защите почв от негативного воздействия, повлёкшим ухудшение качественного состояния земельного участка в пределах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и его порчу в результате недопустимого уровня загрязнения нефтепродуктами в концентрациях многократно превышающих ПДК.
Решением старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от 31 июля 2020 года N 9 юр постановление старшего государственного инспектора оставлено без изменения.
Определением судьи Волжского районного суда города Саратова от 17 сентября 2020 года дело по жалобе ООО "ЮКОЛА-нефть" направлено на рассмотрение Балаковского районного суда Саратовской области.
Решением судьи Балаковского районного суда Саратовской области от
29 октября 2020 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ? без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, ООО "ЮКОЛА-нефть" просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда изменить, снизить размер административного штрафа. Полагает, что суд не учёл материальное положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
В судебном заседании представитель ООО "ЮКОЛА-нефть" Бурнос Д.Л. доводы жалобы поддержал, представил доказательства, свидетельствующие, на взгляд заявителя, о материальном положении лица, привлечённого к ответственности с назначением столь значительной суммы штрафа.
Представитель лица, вынесшего постановление, по доверенности Макрачева Е.А. полагает, что постановление должностного лица и решение суда первой инстанции являются законными и обоснованными, оснований к их отмене не имеется.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения в полном объёме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему выводу.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Из материалов дела следует, что 10 июня 2020 года в рамках плановой проверки ООО "ЮКОЛА-нефть" проведено обследование земельного участка, скважины N "данные изъяты" "данные изъяты" месторождения ("данные изъяты"). При визуальном осмотре установлено, что земельный участок загрязнён нефтепродуктами и не имеет бетонированного, водонепроницаемого покрытия. Внутри обваловки производственной площадки произведён отбор проб почвы методом "конверта" (координаты "данные изъяты") в пределах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" (акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 10 июня 2020 года N 5639-1). По результатам почво-химического анализа проб почвы (заключение N 7-п от 29 июня 2020 года), выполненного Филиалом "ЦЛАТИ по Саратовской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО", установлено превышение установленных нормативов (ПДК, ОДК) по следующим показателям: в почвах скважины N "данные изъяты" месторождения установлено превышение содержания нефтепродуктов (проба N 247 - 8790 мг/ кг почвы, что соответствует 6 уровню загрязнения; проба N 248 - 5440 мг/ кг почвы, что соответствует 6 уровню загрязнения). Недопустимый уровень нефтезагрязнения земельного участка производственной площадки (в пределах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"), "данные изъяты" месторождения ("данные изъяты"), в концентрациях многократно превышающих ПДК нефтепродуктов в почве (проба N 247 - 8790 мг/ кг почвы, что соответствует 6 уровню загрязнения; проба N 248 - 5440 мг/ кг почвы, что соответствует 6 уровню загрязнения), свидетельствует об ухудшении качественного состояния земель.
Наличие нефтезагрязнения земельного участка скважины N "данные изъяты" месторождения (в пределах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"), структурного подразделения ООО "ЮКОЛА-нефть" свидетельствует о несоблюдении ООО "ЮКОЛА-нефть" установленных требований и невыполнении ею обязательных мероприятий по охране почв, по предотвращению и ликвидации захламления земель отходами производства и потребления, предусмотренных статьями 12, 13, 42 Земельного Кодекса РФ, статьями 34, 39, 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, пунктами 146-147, 149 Правил охраны недр (утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06 июня 2003 года N 71.
Изложенное послужило основанием для составления в отношении ООО "ЮКОЛА-нефть" протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ (т. 2 л.д. 109-126).
При вынесении постановления от 21 июля 2020 года N 1-150/2020 (т. 1 л.д. 7-13) должностное лицо отказало организации в удовлетворении ходатайства организации об объединении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ (т. 1 л.д. 11), однако в резолютивной части постановления указано об объединении дел, наказание назначено по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
С данным постановлением организация не согласилась, подав жалобу в порядке подчинённости.
Решением главного государственного инспектора РФ в области окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от 31 июля 2020 года N 9 юр в удовлетворении жалобы отказано (т. 1 л.д. 5).
С данным решением организация также не согласилась, в жалобе, поданной в Волжский районный суд города Саратова, просила отменить постановление от 21 июля 2020 года и решение от 31 июля 2020 года.
Определением судьи Волжского районного суда города Саратова от 17 сентября 2020 года жалоба направлена в Балаковский районный суд Саратовской области для рассмотрения её по месту совершения правонарушения (т. 1 л.д. 40).
Судья Балаковского районного суда Саратовской области согласился с принятыми актами должностных лиц.
Вместе с тем, решение судьи районного суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Также частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ определено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Назначение одного административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений возможно только при наличии идеальной совокупности административных правонарушений, то есть в случаях и при условиях, предусмотренных частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
Указанной нормой установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Однако в рассматриваемом случае не имеется оснований для применения положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, и соответственно для вывода о том, что по факту выявленных нарушений в отношении ООО "ЮКОЛА-нефть" надлежало вынести одно постановление по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях должностным лицом, с выводами которого согласился судья районного суда, было установлено, что по каждому из дел фактически имели место разные противоправные и действия и бездействие, совершение и допущение которых вменено ООО "ЮКОЛА-нефть".
Так, в одном случае установлено, что противоправные действия выразились в порче земельного участка, используемого ООО "ЮКОЛА-нефть", нефтепродуктами.
Во втором случае установлено бездействие ООО "ЮКОЛА-нефть", выразившееся в невыполнении соответствующих мероприятий по предотвращению загрязнения почв.
Указанные действия и бездействие являются самостоятельными, каждое из которых образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ и частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ соответственно.
Одновременное выявление указанных нарушений само по себе к иному выводу не приводит.
Из текста постановления должностного лица следуют выводы о квалификации действий и бездействия организации по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, а также по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, материалами дела не подтверждается совершение организацией одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, поскольку выявлено загрязнение земельного участка нефтепродуктами (то есть действие), а также непринятие мер по своевременному обнаружению и по предотвращению загрязнения. В удовлетворении ходатайства об объединении дел организации отказано, однако решение по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ должностным лицом не принято, что является существенным нарушением процессуальных требований.
На изложенное судом первой инстанции не обращено внимание.
Таким образом, с учетом изложенного выше имеются основания для вывода о том, что при производстве по настоящему делу об административном правонарушении требования статьи 24.1 КоАП РФ не соблюдены, меры к всестороннему, полному и объективному разрешению дела не приняты, однако судом первой инстанции данные обстоятельства установлены не были.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Вышеназванные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, что служит основанием к отмене решения суда первой инстанции и постановления должностного лица и возвращению дела на новое рассмотрение с учетом того, что срок привлечения к ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ не истёк.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решила:
решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 29 октября 2020 года, решение главного государственного инспектора РФ в области окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от 31 июля 2020 года N 9 юр, постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области Чиженькова А.А. от 21 июля 2020 года N 1-150/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в отношении ООО "ЮКОЛА-нефть" отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "ЮКОЛА-нефть" направить в Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям на новое рассмотрение.
Судья Т.В. Чаплыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.