Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бурловой Е.В, судей Кудаковой В.В, Артемовой Н.А, при ведении протокола помощником судьи Баженовым В.В, секретарем Косаревой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело иску муниципального унитарного предприятия "Тепло" Марксовского муниципального района Саратовской области к Агеевой З.А. о взыскании ущерба по апелляционной жалобе Агеевой З.А. на решение Вольского районного суда Саратовской области от 19 октября 2020 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Кудаковой В.В, объяснения ответчика Агеевой З.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца муниципального унитарного предприятия "Тепло" Марксовского муниципального района Саратовской области Никишиной О.В, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступившие относительно нее возражения, судебная коллегия
установила:
муниципальное унитарное предприятие "Тепло" Марксовского муниципального района Саратовской области (далее - МУП "Тепло") обратилось в суд с иском к Агеевой З.А, в котором просило взыскать с ответчика материальный ущерб в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Требования мотивированы тем, что 17 ноября 2019 года истцом была проведена проверка жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", собственником которого является ответчик. В ходе проверки выявлен факт несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования к внутридомовым инженерным системам теплоснабжения с 01 октября 2019 года, а именно, установлен кран для слива теплоносителя, в связи с чем составлен акт. В акте указано на обязанность Агеевой З.А. в 14-дневный срок произвести демонтаж незаконного подключения к системе отопления.
07 февраля 2020 года в ходе проверки исполнения ранее выданного предписания, содержащегося в акте от 17 ноября 2019 года, было выявлено, что несанкционированное подключение не устранено, о чем также составлен акт.
Акты проверок подписаны ответчиком без замечаний.
МУП "Тепло" произведен расчет платы за несанкционированное подключение за период с 17 ноября 2019 года по 07 февраля 2020 года и ответчику выставлен счет, однако оплата по нему не произведена.
Решением Вольского районного суда Саратовской области от 19 октября 2020 года с Агеевой З.А. в пользу МУП "Тепло" взыскан материальный ущерб в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, расходы по уплате госпошлины в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе Агеева З.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Автор жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права. Ссылается на то, что квартиру приобрела в 2013 году с уже установленным краном в системе отопления, который не использует. Кроме того, постоянно не проживает по спорному адресу. Суд не учел то, что истец не заключал каких-либо договоров с ответчиком. Также автор жалобы ссылается на то, что ответчик является пенсионером и имеет иные обязательства по платежам.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу МУП "Тепло" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
В соответствии со ст. 153 и ч. 4 ст. 154 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии со ст. ст. 209 и 210 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Он же несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
На основании абз. 15 п. 2 Правил потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Подпунктами "б" и "е" п. 35 указанных Правил установлен запрет для потребителя производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения исполнителя, а также самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный жилой дом. Кроме того, потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Согласно п. 62 Правил при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами.
На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Объем коммунальных ресурсов, потребленных в нежилом помещении, при несанкционированном подключении определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев самовольного подключения.
На отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, распространяются Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2013 года N 776.
В соответствии с пп. "а" п. 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2013 года N 776, при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за три года, применяется метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1, 2 метра в секунду.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Агеева З.А. с 25 февраля 2013 года является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
МУП "Тепло" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей централизованное теплоснабжение на территории Марксовского муниципального района Саратовской области.
17 ноября 2019 года комиссией в составе представителей ресурсоснабжающей организации, администрации Марксовского муниципального района Саратовской области в присутствии Агеевой З.А. проведено обследование принадлежащей ответчику квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
В акте, составленном по результатам обследования жилого помещения, указано на несанкционированное подключение внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам теплоснабжения.
Потребителю предписано в 14-дневный срок произвести демонтаж несанкционированного подключения.
07 февраля 2020 года в ходе проверки исполнения ранее выданного 17 ноября 2019 года предписания установлено, что предписание о демонтаже не исполнено, подключение к системе отопления через кран не устранено. Потребитель извещен о том, что к нему будет применено доначисление размера платы за коммунальную услугу отопление.
С указанными актами Агеева З.А. была ознакомлена, что подтверждается ее подписью в указанных актах.
Замечаний при составлении актов от ответчика не поступало.
23 июля 2020 года истцом в адрес ответчика направлена претензия о необходимости устранения несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования к внутридомовым инженерным системам, а также произведено доначисление платы за коммунальную услугу за период с 17 ноября 2019 года по 07 февраля 2020 года в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, которую Агеева З.А. не оплатила.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, руководствуясь ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, п.п. 6, 10, п. "б, в, е" п. 35, абз. 1, 2, 3 п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", п. 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2013 года N 776, суд первой инстанции исходил из того, что факт наличия несанкционированного подключения к внутридомовым инженерным системам документально подтвержден, о чем составлены соответствующие акты, которые ответчиком не опровергнуты, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований и о взыскании с ответчика доначисленной платы за несанкционированное подключение.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам в соответствии с правилами ст. ст. 55, 67 ГПК РФ и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что между истцом и ответчиком не заключен договор, не могут повлечь отмены решения, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, так согласно ч. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Вопреки доводам жалобы о непостоянном проживании в спорной квартире, Агеева З.А, являясь собственником жилого помещения, в котором было обнаружено несанкционированное подключение внутриквартирного оборудования к внутридомовым инженерным системам теплоснабжения, несет бремя содержания принадлежащего ей имущества и на нее возложена ответственность за содержание инженерных систем, в том числе их целостности.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о существовании крана в системе отопления до приобретения им жилого помещения, не могут послужить основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку до приобретения права собственности Агеева З.А. имела возможность ознакомиться с санитарно-техническим состоянием приобретаемого жилого помещения, в том числе на предмет наличия нарушения целостности инженерных систем внутри квартиры и при их наличии, предъявить к прежним собственникам требования об устранении указанных нарушений.
В суде апелляционной инстанции Агеева З.А. также не отрицала факт слива и использования горячей воды с системы теплоснабжения в принадлежащей ей квартире.
Доводы ответчика о несогласии с произведенным расчетом задолженности также судебной коллегией отклоняются, поскольку, установив факт несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования ответчика к внутридомовым системам теплоснабжения, судом первой инстанции правомерно взыскана задолженность, рассчитанная истцом с учетом требований Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2013 года N 776.
Допустимых и достоверных доказательств, бесспорно свидетельствующих об ином расчете задолженности, возникшей в результате причинения ответчиком ущерба, автором жалобы не представлено.
Ссылка Агеевой З.А. на то обстоятельство, что она является пенсионером, и фактически не могла потребить воду в объеме, указанном в расчете, правового значения не имеет, поскольку расчет платы за коммунальную услугу при выявленном несанкционированном подключении осуществляется в соответствии с приведенными выше Правилами вне зависимости от объема фактического потребления истцом коммунального ресурса. Напротив, п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, предусматривает специальный порядок расчета платы за коммунальную услугу, поскольку при несанкционированном подключении не представляется возможным определить реальный объем потребления коммунального ресурса.
Иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют и оснований для его отмены по правилам ст. 330 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 19 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.