Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И, судей Гладченко А.Н, Негласона А.А, при ведении протокола помощником судьи Ионкиной В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Толстовой ФИО11 к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Балаковском районе Саратовской области о признании решения незаконным, о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, о досрочном назначении страховой пенсии
по апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда в Балаковском районе Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 19 октября 2020 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И, объяснения представителя ответчика ГУ - УПФР в Балаковском районе Саратовской области - Соболевой Н.Д, поддержавшей доводы жалобы, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Толстова Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ГУ - УПФР) в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) о признании незаконным решения в части отказа во включении в льготный стаж периодов работы, о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, о досрочном назначении страховой пенсии.
Свои требования мотивировала тем, что решением ГУ - УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) от 08 июля 2020 года
N истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. При этом ответчиком из стажа Толстовой Л.В. исключены периоды:
- нахождения на курсах повышения квалификации: с 24 марта 2000 года по
28 апреля 2000 года, с 29 октября 2004 года по 30 ноября 2004 года, с 12 октября
2009 года по 11 ноября 2009 года, с 03 октября 2014 года по 07 ноября 2014 года;
- дополнительно оплачиваемый отпуск: с 23 июня 2017 года по 24 июня
2017 года, с 19 марта 2013 года по 22 марта 2013 года, с 14 мая 2019 года по 17 мая 2019 года.
Считая свои пенсионные права нарушенными, Толстова Л.В. обратилась в суд, который просила признать незаконным и отменить решение ГУ - УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) от 08 июля 2020 года
N в части исключения из специального стажа
Толстовой Л.В. периода нахождения на курсах повышения квалификации: с 24 марта 2000 года по 28 апреля 2000 года, с 29 октября 2004 года по 30 ноября 2004 года, с
12 октября 2009 года по 11 ноября 2009 года, с 03 октября 2014 года по 07 ноября 2014 года; дополнительно оплачиваемого отпуска: с 23 июня 2017 года по 24 июня
2017 года, с 19 марта 2013 года по 22 марта 2013 года, с 14 мая 2019 года по 17 мая 2019 года, обязать ответчика включить указанные периоды в специальный стаж по
п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях".
Рассмотрев спор, Балаковский районный суд Саратовской области решением от 19 октября 2020 года исковые требования удовлетворил частично. Постановлено:
- признать незаконным решение ГУ - УПФР в Балаковском районе Саратовской области от 08 июля 2020 года N об отказе в установлении пенсии в части исключения из специального стажа за выслугу лет, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 24 марта 2000 года по 28 апреля 2000 года, с 29 октября 2004 года по 30 ноября
2004 года, с 2 октября 2009 года по 11 ноября 2009 года, с 03 октября 2014 года по
07 ноября 2014 года; дополнительно оплачиваемого отпуска с 23 июня 2017 года по 24 июня 2017 года;
- обязать ответчика включить в специальный стаж по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указанные периоды.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Толстовой Л.В. отказано. Также с ответчика в пользу истца взыскано 6 000 руб. в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя.
С постановленным решением в части удовлетворения исковых требований о возложении на него обязанности включить в специальный стаж дополнительно оплачиваемый отпуск с 23 июня 2017 года по 24 июня 2017 года не согласился ответчик, им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в указанной части как незаконного и необоснованного, принятого с неправильным применением норм материального и процессуального права, просит принять новое решение, которым отказать в удовлетворении данных требований. В обоснование жалобы заявитель указывает, что предоставленный истцу отпуск с
23 июня 2017 года по 24 июня 2017 года не является ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, поименованным в п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, и не подлежит включению в специальный стаж. Кроме того, в выписке из индивидуального лицевого счета сведения за данный период указаны без кода особых условий труда.
Истец Толстова Л.В, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явилась, о причинах неявки не сообщила и не просила дело не рассматривать в ее отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося истца.
Учитывая, что представитель ГУ - УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) обжалует только часть решения, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, поскольку иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые, в силу положений ст. ст. 1, 2, 9 ГК РФ, недопустимо.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря
2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного ст. 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление
N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подп. "н" п. 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утв. постановлением Правительства РФ от
29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 года N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 06 сентября 1991 года N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 26 июня 2020 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по нормам п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) от 08 июля 2020 года по результатам рассмотрения обращения истцу было отказано в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа работы.
Согласно решению ГУ - УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исчисляемый с учётом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, составляет - 29 лет 7 месяц 16 дней, при величине индивидуального пенсионного коэффициента - 31, 820.
В специальный стаж не были засчитаны следующие периоды работы:
- период нахождения на курсах повышения квалификации: с 24 марта 2000 года по 28 апреля 2000 года, с 29 октября 2004 года по 30 ноября 2004 года, с 12 октября
2009 года по 11 ноября 2009 года, с 03 октября 2014 года по 07 ноября 2014 года (3 месяца 22 дней);
- дополнительно оплачиваемый отпуск: с 23 июня 2017 года по 24 июня
2017 года, с 19 марта 2013 года по 22 марта 2013 года, с 14 мая 2019 года по 17 мая 2019 года (8 дней).
В решении от 08 июля 2020 года указано, что спорные периоды не включены в специальный страховой стаж исходя из того, что это не предусмотрено ни Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, ни Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516.
Поскольку решение обжалуется ответчиком только в части удовлетворения исковых требований о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, дополнительно оплачиваемого отпуска с 23 июня 2017 года по 24 июня
2017 года, в остальной части судебной коллегией не проверяется.
Так, установив вышеуказанные обстоятельства, суд, руководствуясь положениями пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Совета Министров РСФСР от
06 сентября 1991 года N 464, постановлением Правительства РФ от 22 сентября
1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающей право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения", постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, ст. 116 ТК РФ пришел к выводу об удовлетворении требования истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, дополнительно оплачиваемого отпуска с 23 июня 2017 года по 24 июня 2017 года.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии с ч. 2 ст. 116 ТК РФ работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Пунктом 3.2.13 коллективного договора предусмотрено, что работодатель может предоставлять по заявлению работника дополнительные оплачиваемые отпуска сверх установленных законодательством, в том числе, в связи со смертью близких родственников (родителей, детей, супругов, родных братьев и сестер) - 3 рабочих дня (л.д. 50).
Как следует из приказа ГАУЗ СО "Балаковская СП" от 23 июня 2017 года
N-К Толстовой Л.В. на основании ее заявления был предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск в связи со смертью отца (л.д. 49).
Выпиской из лицевого счета застрахованного лица Толстовой Л.В. подтверждается начисление истице заработной платы в апреле-июне 2017 года, из которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (л.д. 68).
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства, руководствуясь абзацем 2 пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что период нахождения истицы Толстовой Л.В. в дополнительном оплачиваемом отпуске, предоставленном в соответствии с положениями ч. 2 ст. 116 ТК РФ, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в указанный период за работником сохраняется заработная плата, на которую начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 19 декабря 2016 года N 310-КГ16-16885 по делу
N А48-5811/2015, на основании абз. 2 п. 5 Правил N 516 периоды нахождения работников в дополнительном оплачиваемом отпуске, предоставленном в соответствии с положениями ч. 2 ст. 116 ТК РФ, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в указанные периоды за работником сохраняется средняя заработная плата, на которую начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что указанный дополнительный отпуск истицы имел место в период работы, подлежащей зачету в специальный стаж, дополнительный отпуск предоставлен с сохранением заработной платы, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность засчитать данный период в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для зачета указанного периода в специальный стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения судебной коллегией не принимаются, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета Толстовой Л.В. кода особых условий труда за спорный период отклоняется судом апелляционной инстанцией как необоснованная.
Истцом как застрахованным лицом, каких-либо нарушений обязанностей, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не допущено.
Кроме того, отсутствие кода льгот в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в период трудовой деятельности истца, включаемого в страховой стаж, связанного с особыми условиями труда, не может повлечь для истца неблагоприятные последствия в виде отказа во включении этих периодов в специальный стаж, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда лежит на работодателе.
При таких обстоятельствах вывод суда о включении в специальный стаж Толстовой Л.В. дополнительно оплачиваемого отпуска: с 23 июня 2017 года по
24 июня 2017 года является правильным.
Доводы апелляционной жалобы, равно как и само по себе несогласие с выраженными в решении выводами суда об отказе в удовлетворении указанных требований, основанием для отмены решения не является, так как данные доводы не основаны на законе и направлены на переоценку выводов суда. При этом, судебная коллегия отмечает, что суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности. Доводы жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, не содержат правовых оснований для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам дела и истцом не опровергнуты.
В апелляционной жалобе не указано каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 19 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.