Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Чаплыгиной Т.В, судей Черняевой Л.В, Закарян И.В, при секретаре Рыковой С.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гуламова А.Х.о. к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области, Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене распоряжения N 5497-рн от 10 октября 2019 года о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации по апелляционной жалобе Гуламова А.Х.о. на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 20 июля 2020 года, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Черняевой Л.В, выслушав представителя административного истца Авакян Н.Ю, заинтересованное лицо Гуламову Л.П, поддержавших доводы жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Гуламов А.Х.о. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить распоряжение Министерства Юстиции Российской Федерации N 5497-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, вынесенное 10 октября 2019 года в отношении него - гражданина Республики Азербайджан Гуламова А.Х.о, 14 сентября 1966 года рождения.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что с 1993 года проживал на территории Российской Федерации, преимущественно по адресу: "адрес", состоит в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации Гуламовой Л.П, проживающей на территории Российской Федерации, являющейся пенсионером, других родственников кроме Гуламова А.Х.о. на территории Российской Федерации не имеющей. В период отбывания им уголовного наказания в отношении него был подготовлен пакет документов, после освобождения из исправительного учреждения объявлено о вынесении решения о помещении в Центр временного содержания иностранных граждан (далее - ЦВСИГ) на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации, решения уполномоченного органа о депортации. Он считает, что сотрудники УФСИН надлежащим образом не проверили, не установили факт наличия у него близких родственных связей на территории Российской Федерации, материалы в отношении него направили в адрес УВМ ГУ МВД России по Саратовской области в нарушение установленного законом срока для подачи жалобы на распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации, в период отбывания наказания сотрудники исправительной колонии не ознакомили его с данным распоряжением, лишив его возможности обжалования. Ранее ему был выдан вид на жительство в Российской Федерации сроком до 2023 года. 29 ноября 2018 года он обратился в отдел по вопросам гражданства УВМ ГУ МВД России по городу Москве с заявлением о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке, однако дальнейшие действия по приобретению российского гражданства не были произведены в связи с его осуждением к лишению свободы. Наказание, назначенное судом, он отбыл полностью, реальную угрозу здоровью населения и обществу он не создает, опасности для окружающих не представляет, инфекционных заболеваний не имеет.
Наличие у него судимости само по себе не является достаточным доказательством необходимости применения в отношении него запрета на въезд в Российскую Федерацию. Оспариваемым распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 10 октября 2019 года N 5497-рн нарушены его права, свободы и законные интересы.
Решением Октябрьского районного суда города Саратова от 20 июля 2020 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Гуламов А.Х.о. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить, ссылаясь нарушением судом норм материального права. В доводах жалобы указывает, что обжалуемое распоряжение незаконно, поскольку Министерством юстиции Российской Федерации не были рассмотрены в полном объеме предоставленные Гуламовым А.Х.о. документы, что он не был уведомлен администрацией исправительного учреждения о принятии оспариваемого распоряжения и не имел возможности обжаловать это распоряжение в установленный срок, не был уведомлен о помещении в ЦВСИГ и о депортации. В связи с нахождением в местах лишения свободы не мог оформить паспорт гражданина Российской Федерации. Оспариваемое распоряжение лишает его возможности проживать на территории Российской Федерации совместно со своей женой.
В поданных в Саратовский областной суд возражениях на жалобу представитель УФСИН России по Саратовской области Бережнова Н.В. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Колесников М.А. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно подпункту 3 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 этого же федерального закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2003 года N 199 утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в который включено Министерство юстиции Российской Федерации.
Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства закреплены Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 (действующего на момент принятия распоряжения).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Гуламов А.Х.о. является гражданином Республики Азербайджан, имел вид на жительство иностранного гражданина сроком действия до 26 января 2023 года.
Приговором Балашовского районного суда Саратовской области от 14 ноября 2018 года Гуламов А.Х.о. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 228 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком 1 год без штрафа и без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Судимость не погашена.
Из письма ГУ МВД России по Саратовской области от 04 февраля 2019 года N 46/7/551 следует, что 26 января 2018 года УВМ ГУ МВД России по городу Москве Гуламову А.Х.о. оформлен вид на жительство иностранного гражданина серии 82 N 0603327, сроком действия до 26 января 2023 года.
26 февраля 2019 года УФСИН России по Саратовской области вынесено заключение о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, в отношении Гуламова А.Х.о.
Из письма ГУ МВД России по Саратовской области от 08 июля 2019 года N 20/25479 следует, что 29 октября 2018 года Гуламов А.Х.о. обратился в УВМ ГУ МВД России по городу Москве с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Решением ГУ МВД России по городу Москве от 25 апреля 2019 года на основании пункта "и" статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" его заявление отклонено.
По представлению ФСИН России от 19 августа 2019 года Минюстом России вынесено оспариваемое распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, от 10 октября 2019 года N 5497-рн.
12 ноября 2019 года Гуламов А.Х.о. был ознакомлен с копией распоряжения Минюста России N 5497-рн "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы", однако от подписи отказался, о чем в материалах дела имеется акт. Из копии акта, составленного должностными лицами ФКУ ИК-33 УФСИН России по Саратовской области от 12 ноября 2019 года, следует, что Гуламов А.Х.о. отказался от ознакомления с оспариваемым распоряжением.
Согласно справке ФКУ ИК-33 УФСИН России по Саратовской области N 087931 13 ноября 2019 года Гуламов А.Х.о. был освобожден из мест лишения свободы.
Как следует из материалов гражданского дела Энгельсского районного суда Саратовской области N 2а-1-6571/2019 по заявлению начальника Межмуниципального управления МВД России "Энгельсское" Саратовской области о помещении гражданина Гуламова А.Х.о. в ЦВСИГ, Гуламов А.Х.о. был ознакомлен с оспариваемым распоряжением, ходатайство о предоставлении ему квалифицированной юридической помощи не заявлял.
06 ноября 2019 года ГУ МВД России по Саратовской области принято решение
о депортации в отношении гражданина Республики Азербайджан Гуламова А.Х.о.
В настоящее время Гуламов А.Х.о. депортирован из Российской Федерации.
Как указало в судебном заседании заинтересованное лицо Гуламова Л.П, в городе Москве у неё имеется квартира, где она зарегистрирована, но фактически проживает в "адрес". Гуламов А.Х.о. в настоящее время проживает в Республике Азербайджан с матерью, у которой является единственным сыном.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 84 КАС РФ, установив, что принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, входит в компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации, а также, что Гуламов А.Х.о. осужден за совершение тяжкого преступления, характеризующегося повышенной степенью общественной опасности, а наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации тяжкого или особо тяжкого преступления является основанием, препятствующим иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2003 года N 199, а также Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 августа 2007 года N 171, пришёл к правильному выводу об оставлении без удовлетворения административных исковых требований Гуламова А.Х.о. о признании незаконным и отмене распоряжения N 5497-рн от 10 октября 2019 года о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилимеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств административного дела, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Судом первой инстанции установлено и не опровергается материалами дела, что Гуламов А.Х.о. является гражданином Республик Азербайджан, пребывая на территории Российской Федерации, лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявлял и законы Российской Федерации не соблюдал, умышленно совершил на территории Российской Федерации тяжкое преступление. На момент принятия обжалуемого судебного акта по настоящему административному делу судимость за совершение преступления по приговору Балашовского районного суда Саратовской области от 14 ноября 2018 года не погашена.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 5 марта 2014 года N 628-О, семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
Само по себе семейное положение административного истца, наличие у него супруги, проживающей на территории Российской Федерации, не влечет в безусловном порядке признания оспариваемого распоряжения нарушающим его право на уважение личной и семейной жизни, поскольку оно принято с учетом степени общественной опасности преступного деяния заявителя и не противоречит правовой позиции Европейского Суда по правам человека, согласно которой признается оправданным вмешательство в семейную жизнь в случае осуждения лица за телесные повреждения, грабеж, преступления, связанные с наркотиками (решение от 24 апреля 1996 года "Бугханеми (Boughanemi) против Франции"), а Гуламов А.Х.о. совершил на территории Российской Федерации тяжкое преступление, которое связано с наркотиками. В свою очередь, данное обстоятельство свидетельствует о наличии исходящей от Гуламов А.Х.о. реальной угрозы общественному порядку, правам и интересам, здоровью граждан Российской Федерации, и принятие в таком случае адекватных мер реагирования в отношении лица без гражданства, пребывающего на территории Российской Федерации и нарушающего порядок пребывания, находится в компетенции государства.
Таким образом, наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации преступления, препятствующего иностранному гражданину в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации, правомерно расценено Министерством юстиции Российской Федерации как основание для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) Гуламова А.Х.о. в Российской Федерации, является оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени опасности деяния, совершенного административным истцом.
Доводы жалобы о незаконности обжалуемого распоряжения, о неуведомлении административного истца о принятии оспариваемого распоряжения, о помещении в ЦВСИГ, о депортации, о лишении административного истца оспариваемым распоряжением возможности проживать на территории Российской Федерации совместно со своей семьей, о неопределении оспариваемым распоряжением срока его нежелательного пребывания в Российской Федерации и неустановлении срока для отбытия с территории Российской Федерации добровольно, сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Вывод суда первой инстанции о пропуске срока обращения в суд является правильным, основан на сведениях о дате ознакомления административного истца с оспариваемым распоряжением (12 ноября 2019 года).
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
При таком положении решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Саратова от 20 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гуламова А.Х.о. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Октябрьский районный суд города Саратова.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.