Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Литвиновой М.В, судей Домниной А.В, Шмидт Т.Е, при секретаре Кузнецовой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Саратовской области к Гоголевой С.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, пени по апелляционной жалобе Гоголевой С.В. на решение Аркадакского районного суда Саратовской области от 08 октября 2020 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Домниной А.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Саратовской области (далее - МРИ ФНС России N 1 по Саратовской области) обратилась в суд с административным иском к Гоголевой С.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, пени.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик является собственником земельного участка, кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес", и земельного участка, кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес", в связи с чем обязана платить законно установленный земельный налог. Кроме того, административный ответчик является собственником транспортного средства БМВ 520D государственный регистрационный знак N, в связи с чем обязана платить установленный законом транспортный налог. Однако свои обязанности по уплате указанных налогов административный ответчик не исполняет, в связи с чем у нее образовалась недоимка по транспортному налогу за 2018 год в размере 122 руб. 08 коп, по земельному налогу за 2018 год в размере 3198 руб. В силу п. 1 ст.45 НК РФ обязанность по самостоятельной уплате транспортного налога и земельного налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, налогоплательщиком не исполнена.
Административный истец, уточнив, административные исковые требования просил взыскать с Гоголевой С.В. задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 122 руб. 08 коп, по земельному налогу за 2018 год в размере 3198 руб.
Решением Аркадакского районного суда Саратовской области от 08 октября 2020 года административные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Гоголева С.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать. В обоснование своих требований автор жалобы указывает, что судом первой инстанции не исследовались доказательства по делу, в частности, чек от 14 января 2020 года на сумму 122 руб. 08 коп, подтверждающий уплату транспортного налога. Кроме того, административный истец не представлял суду расчеты, свидетельствующие о наличии задолженности транспортного налога в сумме 122 руб. 08 коп. Также судом не исследовались доказательства, а именно чеки, свидетельствующие об уплате земельного налога, административным истцом не представлен расчет задолженности по земельному налогу. В мотивировочной части решения суда не указаны обстоятельства, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда, не указаны доводы, по которым суд не принимает доказательства административного ответчика.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что довод административного ответчика о непредоставлении налоговым органом расчета задолженности не состоятелен, так как расчеты налога изложены в административном исковом заявлении. МРИ ФНС России N 1 по Саратовской области Гоголевой С.В. начислен транспортный налог в размере 9500 руб. за 2018 год. Чеками Сбербанка России от 03 марта 2020 года на сумму 1000 руб, от 05 марта 2020 года на сумму 1000 руб, от 14 мая 2020 года на сумму 7377 руб. погашена задолженность по транспортному налогу на общую сумму 9377 руб. Административный истец обращает внимание на то, что чек-ордер от 14 января 2020 года на сумму 122 руб. 08 коп. Гоголевой С.В. ранее представлялся при рассмотрении требований налогового органа о взыскании задолженности по налогу и пени (дело N). МРИ ФНС России N 1 по Саратовской области Гоголевой С.В. начислен земельный налог в размере 19649 руб. за 2018 год. Чеками Сбербанка России от 29 февраля 2020 года на сумму 1066 руб, от 03 марта 2020 года на сумму 1000 руб, от 05 мая 2020 года на сумму 1000 руб, от 15 мая 2020 года на сумму 583 руб. (из которых в счет земельного налога за 2014 год удержано 132 руб.), погашена задолженность по земельному налогу за 2014 год в размере 3198 руб, в связи с чем недоимка по земельному налогу за 2018 год составляет 3198 руб.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили. Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
До начала рассмотрения административного дела от административного истца поступило письменное заявление об отказе от иска в части взыскания транспортного налога в размере 122 руб. 08 коп. и прекращении производства по делу в указанной части.
В силу ч. 2 ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
В соответствии с ч. 2 ст. 304 КАС РФ порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьей 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
Согласно ч. 3 ст. 157 КАС РФ в случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.
Представителю административного истца разъяснены последствия отказа от части административного иска, в том числе недопустимость повторного обращения в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям (ч. 1 ст.195 КАС РФ).
Учитывая, что на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции оснований, препятствующих принятию отказа от административного иска в части взыскания транспортного налога в размере 122 руб. 08 коп. не имеется, судебная коллегия полагает возможным отменить решение суда первой инстанции в части взыскания транспортного налога в размере 122 руб. 08 коп, принять отказ МРИ ФНС России N 1 по Саратовской области от административного иска в части взыскания транспортного налога в размере 122 руб. 08 коп, прекратить в данной части производство по делу, поскольку данный отказ не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, пп. 1 п. 1 ст. 3, ст.ст. 23, 45 НК РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Главой 31 НК РФ закреплено взыскание земельного налога, отнесенного к местным налогам и сборам.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Как установлено положениями ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности об уплате налога, налоговый орган в праве обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Материалами дела установлено, что Гоголева С.В. является собственником земельных участков, находящихся по адресу: "адрес".
Налоговым уведомлением N от 10 июля 2019 года Гоголевой С.В. начислен земельный налог за 2018 год на земельные участки, находящиеся по адресу: "адрес", в размере 18583 руб. и 1066 руб. соответственно. Срок уплаты установлен до 02 декабря 2019 года. Указанное налоговое уведомление направлено в адрес Гоголевой С.В. 26 июля 2019 года.
В установленный законом срок налогоплательщиком обязанность по уплате земельного налога не исполнена, в связи с чем в адрес административного ответчика направлено требование N по состоянию на 20 января 2020 года об уплате земельного налога за 2018 год в размере 19649 руб. Срок уплаты установлен до 04 марта 2020 года. Указанное требование направлено в адрес налогоплательщика 20 января 2020 года.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 2 Аркадакского района Саратовской области от 20 апреля 2020 года с Гоголевой С.В. взыскана, в том числе, задолженность по земельному налогу за 2018 год в размере 19649 руб.
Определением мирового судьи судебного участка N 2 Аркадакского района Саратовской области от 06 мая 2020 года вышеуказанный судебный приказ отменен в связи с подачей Гоголевой С.В. заявления об отмене судебного приказа.
29 июля 2020 года МРИ ФНС обратилась в Аркадакский районный суд Саратовской области с административным исковым заявлением, по итогам рассмотрения которого вынесено оспариваемое решение.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что представленный налоговым органом расчет задолженности является правильным, в связи с чем предъявляемые к административному ответчику требования являются обоснованными.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, земельный налог за 2018 год был уплачен следующими чеками: от 19 мая 2020 года на сумму 5000 руб, от 22 мая 2020 года на сумму 1000 руб, от 27 мая 2020 года на сумму 3000 руб, от 04 июня 2020 года на сумму 7000 руб, от 15 мая 2020 года на сумму 583 руб. (в счет земельного налога за 2018 год - 451 руб, 132 руб. в счет оплаты земельного налога за 2014 год), на общую сумму 16451 руб.
При этом оплаты по чекам от 29 февраля 2020 года на сумму 1066 руб, от 03 марта 2020 года на сумму 1000 руб, от 05 марта 2020 года на сумму 1000 руб, от 15 мая 2020 года на сумму 132 руб, а всего на общею сумму 3198 руб, были зачислены в счет уплаты земельного налога за 2014 год, поскольку в назначении платежа не был указан период оплаты, в связи с чем указанные платежи были учтены в счет ранее образовавшейся задолженности.
Таким образом, размер взыскиваемой задолженности по земельному налогу рассчитан налоговым органом правильно, доводы административного ответчика подтверждения не нашли.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законно, основано на фактических обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым судом дана правовая оценка, а также на правильном толковании действующих норм права.
Срок обращения в суд с заявленными требованиями административным истцом соблюден, административным ответчиком не оспаривался.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к несогласию с принятым решением суда, основаны на неверном толковании действующих норм права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств. Вместе с тем каких-либо доказательств в обоснование своих доводов административным ответчиком не представлено.
Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 304, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
принять отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Саратовской области к Гоголевой С.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, пени от иска в части взыскания с Гоголевой С.В. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Саратовской области задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 122 руб. 08 коп.
Решение Аркадакского районного суда Саратовской области от 08 октября 2020 года отменить в части взыскания с Гоголевой С.В. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Саратовской области задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 122 руб. 08 коп.
Производство по данному административному делу в части взыскания с Гоголевой С.В. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Саратовской области задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 122 руб. 08 коп. - прекратить.
В остальной части решение Аркадакского районного суда Саратовской области от 08 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гоголевой С.В. ? без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.