Председатель Саратовского областного суда Телегин Ф.В., при помощнике судьи Пантелеевой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Терентьевой Ларисы Ивановны на решение Татищевского районного суда Саратовской области от 25 августа 2020 года, принятое в порядке упрощенного производства, по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Саратовской области к Терентьевой Ларисе Ивановне о взыскании задолженности по налогам и пени.
Заслушав объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Саратовской области - Ильговой Е.С, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 12 по Саратовской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N 12 по Саратовской области) обратилась в суд с административным иском к Терентьевой Л.И. о взыскании задолженности: по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 9593 рубля, пени в размере 140 рублей 22 копейки; по земельному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 5708 рублей, пени в размере 83 рубля 43 копейки; пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 18 копеек; всего в сумме 15524 рубля 83 копейки.
Решением Татищевского районного суда Саратовской области от 25 августа 2020 года административные исковые требования удовлетворены в полном объеме, также с Терентьевой Л.И. в пользу Межрайонной ИФНС России N 12 по Саратовской области взыскана государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 620 рублей 99 копеек.
В связи с тем, что общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям, указанным в исковом заявлении, не превышала двадцать тысяч рублей, на основании пункта 3 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) дело рассмотрено в соответствии с положениями главы 33 КАС РФ.
В апелляционной жалобе Терентьева Л.И. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение. Указывает, что решение суда первой инстанции незаконно, поскольку основано на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела. Заявляет, что налоговые уведомления она не получала, в связи с тем, что постоянно проживает в "адрес" с 2008 года, при этом все полученные ею налоговые уведомления своевременно оплачены. Кроме того, ссылается на истечение срока исковой давности.
В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России N 12 по Саратовской области считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что представленные Терентьевой Л.И. квитанции об оплате, подтверждают факт оплаты ею налогов за 2016 год.
В судебное заседание административный ответчик Терентьева Л.И. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представила. Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), заслушав пояснения представителя Межрайонной ИФНС России N 12 по Саратовской области - Ильговой Е.С, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что налогоплательщик Терентьева Л.И. имела в собственности имущество, подлежащее налогообложению: квартиру (адрес 1), дата регистрации права - "дата", дата утраты права - "дата"; жилой дом (адрес 2), дата регистрации права - "дата"; квартиру (адрес 3), дата регистрации права - "дата", дата утраты права - "дата"; земельный участок (адрес 2), дата регистрации права - "дата".
Межрайонной ИФНС России N 12 по Саратовской области произведен расчет налога на квартиру (адрес 1) за 2014 год, подлежащего уплате Терентьевой Л.И. в срок до 01 октября 2015 года, что подтверждается налоговым уведомлением N 844014 от 19 апреля 2015 года (л.д. 8).
В связи с неисполнением Терентьевой Л.И. своей обязанности налоговым органом выставлено требование N 20133 от 20 сентября 2016 года об уплате налога в сумме 297 рублей и пени в сумме 30 рублей 68 копеек по состоянию на 20 сентября 2015 года (л.д.10).
Также в адрес административного ответчика Межрайонной ИФНС России N 12 по Саратовской области было направлено налоговое уведомление N 16848296 от 14 июля 2018 года, содержащее расчет налогов на жилой дом (адрес 2), квартиру (адрес 3), земельный участок (адрес 2), подлежащих уплате Терентьевой Л.И. за 2017 год в срок до 03 декабря 2018 года (л.д. 13).
В связи с невыполнением Терентьевой Л.И. своей обязанности по данному уведомлению налоговой орган выставил ей требование N 277 от 30 января 2019 года о необходимости оплаты налогов на общую сумму 15301 рублей и пени в сумме 223 рубля 65 копеек (л.д.15).
17 сентября 2019 года мировым судьей судебного участка N 2 Татищевского района Саратовской области по заявлению Межрайонной ИФНС России N 12 по Саратовской области был выдан судебный приказ о взыскании с Терентьевой Л.И. задолженности по указанным обязательным платежам и санкциям, который в связи с поступившими возражениями налогоплательщика определением мирового судьи от 26 октября 2019 года отменен.
Реализуя свое право, предусмотренное частью 2 статьи 123.7 КАС РФ, налоговый орган обратился в районный суд с административным иском.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Согласно статье 69 НК РФ требование должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Пункт 5 статьи 75 НК РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
По общему правилу, согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налогов и пеней подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об их уплате. При этом в соответствии с абзацем 3 пункта 1 данной статьи заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
В случае взыскания задолженности по нескольким требованиям применяются абзацы 2, 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ.
Так, согласно абзацу 2 статьи 48 НК РФ в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года N 243-ФЗ, действующей на момент обращения налогового органа в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Как следует из материалов дела, самым ранним требованием, по которому образовалась задолженность, являлось требование N 20133 от 20 сентября 2016 года, день истечения срока его исполнения - 30 апреля 2017 года.
29 марта 2019 года (то есть в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате учитываемых при взыскании налогов и пеней) в связи с неисполнением требования N 277 от 30 января 2019 года общая сумма налогов и пеней, подлежащая взысканию с Терентьевой Л.И, превысила 3 000 рублей. Поскольку Межрайонная ИФНС России N 12 по Саратовской области обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа 12 сентября 2020 года, шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд был соблюден.
На основании абзаца 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Поскольку в связи с возражениями Терентьевой Л.И. судебный приказ от 17 сентября 2019 года отменен определением мирового судьи от 26 октября 2019 года, административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России N 12 по Саратовской области, поступившее в Татищевский районный суд Саратовской области 20 апреля 2020 года, подано в предусмотренный законом срок.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что срок обращения в суд с иском о взыскании недоимок пропущен, не подтверждается обстоятельствами дела.
В ходе судебного разбирательства также установлено, что с "дата" административный ответчик постоянно проживала по адрес 1. Впоследствии Межрайонной ИФНС России N 12 по Саратовской области стало известно, что Терентьева Л.И. проживает по адрес 2.
Согласно списку внутренних почтовых заказных отправлений (л.д. 9) налоговое уведомление N 844014 от 19 апреля 2015 года Терентьевой Л.И. было направлено 26 мая 2015 года по адрес 1. В соответствии с отчетом об отслеживании почтового отправления вручено адресату 25 июня 2015 года.
В связи с неуплатой налога по данному уведомлению налоговый орган выставил требование N 20133 от 20 сентября 2016 года и направил его Терентьевой Л.И. 23 марта 2017 года заказным письмом по адрес 2 (л.д. 11). В соответствии с отчетом об отслеживании почтового отправления оно ожидает адресата в месте вручения.
В силу редакции пункта 5 статьи 31 НК РФ, действовавшей на момент направления уведомления N 844014 от 19 апреля 2015 года, отправка корреспонденции налоговым органом осуществляется по адресу места жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Для целей налогового законодательства местом жительства физического лица признается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 11 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 84 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ) изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 данного кодекса.
В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 85 НК РФ (в редакции Федерального закона от 02 апреля 2014 года N 52-ФЗ) органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что направление налогового уведомления по адресу временного проживания физического лица возможно в случае, если у такого лица отсутствует постоянное место жительства на территории Российской Федерации и оно выступило с просьбой об определении места жительства по месту его пребывания. Отслеживание и предоставление изменений о сведениях о месте пребывания физических лиц, не являющихся иностранными работниками, не входит в обязанности регистрирующих органов.
Поскольку доказательств того, что на момент направления налогового уведомления N 844014 от 19 апреля 2015 года административный ответчик просила налоговый орган направлять налоговую корреспонденцию по адресу ее места пребывания, материалы дела не содержат, довод апеллянта о неполучении корреспонденции нельзя признать состоятельным.
Налоговое уведомление N 16848296 от 14 июля 2018 года и требование N 277 от 30 января 2019 года направлены налоговым органом по адресу постоянного места жительства (регистрации) Терентьевой Л.И. (адрес 2) и были получены ею.
Довод заявителя об оплате всех недоимок по налогам и пени не подтверждается материалами дела.
Поскольку налоговым органом соблюден предусмотренный законом порядок взыскания налоговых платежей, собственником налогообложения является Терентьева Л.И, факт неисполнения ею налоговых обязательств подтвержден представленными административным истцом документами, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования Межрайонной ИФНС России N 12 по Саратовской области и взыскал с налогоплательщика задолженность по налоговым платежам.
Правильность расчета подлежащей взысканию суммы судом первой инстанции проверена, сомнений не вызывает, Терентьева Л.И. иного расчета суммы налоговой задолженности не представила.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену принятого решения, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 294, 307-309, 311 КАС РФ, определил:
решение Татищевского районного суда Саратовской области от 25 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Терентьевой Ларисы Ивановны - без удовлетворения.
Председатель суда Ф.В. Телегин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.